Вышел проект закона об обязательном медстраховании

d0b2d18bd188d0b5d0bb-d0bfd180d0bed0b5d0bad182-d0b7d0b0d0bad0bed0bdd0b0-d0bed0b1-d0bed0b1d18fd0b7d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd0bed0bc-d0bc

Накануне Минздрав опубликовал проект нового закона об обязательном медицинском страховании. Согласно рабочей версии проекта, планы реформы здравоохранения предполагают лишь некоторые территориальные ограничения на общероссийскую применимость полиса ОМС, уравнивают в правах на деньги ОМС частную и государственную медицину, делают страховые компании лишь посредниками в работе фонда ОМС.

Проект также декларирует объединение всех услуг здравоохранения в страховой системе к 2015 году, но гарантий сбалансированности системы ОМС не содержит, пишет газета «Коммерсантъ».

Один из принципиально новых моментов в тексте – обещанная ранее и являющаяся базовым принципом реформы централизация системы ОМС и переход к одноканальной системе финансирования. ФФОМС, который переименуют в ФОМС РФ, будет финансировать территориальные фонды ОМС (ранее наполнявшиеся по разным каналам), в частности финансировать территориальные программы ОМС субъектов в рамках базовой программы ОМС. ФОМС РФ, так же как и сейчас, будет иметь право на страховой нормированный запас.

Финансовой системе ОМС будут обеспечены «автономность и устойчивость», прежде всего за счет ввода обязательных платежей субъектов федерации за неработающее население. Ранее в Минздраве отмечали, что платежи за неработающих складывались произвольным образом. Теперь предлагается устанавливать тариф страхового взноса за неработающее население ежегодно на три года с учетом инфляции. За работающих страховые взносы в ОМС по действующему законодательству платит работодатель через Пенсионный фонд.

Следующий важнейший принцип системы – появление понятия «базовая программа ОМС». Она является частью программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи, ежегодно утверждаемой правительством. Регионы при этом также принимают свои нормативы и программы. Однако подушевой норматив территориальной программы ОМС, которая является частью территориальной программы госгарантий, не может быть ниже подушевого норматива базовой программы ОМС.

По сути, базовая программа – это минимум услуг ОМС, который гарантирован по полису ОМС. Территориальная программа ОМС может быть шире базовой, но не уже: за пределами своего региона полис ОМС может не открывать доступ ко всей территориальной программе, но гарантирует минимум услуг.

По тому же принципу построено и право выбора для застрахованного в системе. Гражданин сможет выбирать страховую компанию путем подачи заявления, осуществлять выбор медицинской организации, но только из участвующих в реализации территориальной программы ОМС. Разрешен и выбор врача (с учетом его согласия) в системе ОМС. Отметим, общее и принципиальное нововведение проекта – полное уравнивание частных и государственных клиник, а также возможность оплаты через систему ОМС услуг врачей частной практики.

Стоит подчеркнуть, что законопроект не содержит ответа на один важный вопрос: в нем нет на уровне технологии гарантии сбалансированности и автономности бюджета будущего ФОМС – объем гарантий в здравоохранении и объем платежей не увязаны друг с другом, как в пенсионной системе. А без этого даже самый совершенный дизайн системы ОМС возвращает вопрос о стоимости и качестве здравоохранения в РФ туда же, где он находился ранее, – в область публичной политики.

Комментарии закрыты.