Бесконтрольные прививки оголяют иммунитет

d0b1d0b5d181d0bad0bed0bdd182d180d0bed0bbd18cd0bdd18bd0b5-d0bfd180d0b8d0b2d0b8d0b2d0bad0b8-d0bed0b3d0bed0bbd18fd18ed182-d0b8d0bcd0bc

Сразу после Нового года родительское сообщество и медицинские круги взбудоражило заявление главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» он заявил о необходимости ограничить родителей в праве на отказ от вакцинации детей. Прививки могут перестать быть добровольными, а вакцинация примет обязательный характер. Эта идея вызвала недоумение даже у тех родителей, кто не является ярым противником прививок.

И хотя инициативу принудительной вакцинации уже не поддержали в Госдуме, и многие понимали, что это лишь громкие слова, заявление породило новую волну дискуссий о детских прививках. От чего прививать? Как прививать? Чем грозит повальная вакцинация? Своим мнением о сложившейся ситуации с агентством «Урал-пресс-информ» поделился заведующий кафедрой педиатрии и детских инфекционных болезней УГМАДО доктор медицинских наук профессор Александр Арсентьевич ГОБЕЦ.

Александр Арсентьевич Гобец родился в 1942 году в Омске. В 1967 году окончил педиатрический факультет Омского медицинского института. Работал участковым педиатром, неонатологом, заведующим отделением детской реанимации соматического профиля, ассистентом кафедры детских болезней Челябинского медицинского института, заведующим кафедрой. Доктор медицинских наук, профессор.

Александр Арсентьевич, для многих родителей вопрос о том, делать или не делать прививки неоднозначный. Последнее заявление главного санитарного врача добавило сомнений. Не знаешь, как ко всему этому относиться…

– Пока не внесено никаких изменений в действующие законодательные акты, мы, врачи, руководствуемся существующей законодательной базой. Есть федеральный закон 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Хотя если быть точным, речь идет не об иммунопрофилактике, а о профилактических прививках от инфекционных заболеваний. А это не одно и то же. Я специально перед нашим разговором еще раз просмотрел этот закон. Помимо него, есть приказы Минздрава, постановления главного санитарного врача.

Согласно этим документам, перед вакцинацией должно быть проведено диагностическое обследование, чтобы ответить на вопрос, можно ли ставить прививку конкретному ребенку. Второе – все противопоказания к введению любой вакцины должны неукоснительно соблюдаться. Но противопоказания в документах перечисляются, а диагностики нет. Как такое может быть?

Следующее – предусмотрено право отказа родителей от прививок, что сейчас предлагается убрать, в случае, если ребенок не обследован, не подготовлен к проведению медицинской процедуры.

Еще один пункт – об установлении юридической и материальной ответственности врача или другого медицинского работника, производящего введение препарата, за осложнения, вызванные прививкой, а также ответственность государства. То есть государство не только регулирует сроки вакцинации, но и, если что-то случается, несет ответственность. Следующий пункт – о выплате денежной компенсации за нанесенный иммунизацией ущерб ребенку или взрослому. Это закон! Я зачитал основные его положения.

– Однако закон не дает ответа на самый распространенный вопрос, нужно ли детям такое обилие прививок, которое сегодня предлагается врачами…

– В свое время Луи Пастером была высказана гениальная мысль, что все современные заболевания инфекционной этиологии. Следовательно, нужно искать способы борьбы с инфекциями. Бороться можно двояко. Первый вариант – проводить профилактические прививки, что и делается у нас в государственном масштабе. Второй путь – заниматься здоровым образом жизни. Тогда не потребуется профилактических прививок. К великому сожалению, этому вопросу у нас в стране вообще не уделяется внимание. Даже образовательных программ нет по здоровому образу жизни. А вся медицина построена на изучении болезней, и все наше здравоохранение – охраняет болезни, но не здоровье. Да и психологически человек настроен: лучше прививочку сделаю и буду жить спокойно. А ведь природа заложила иммунную систему для того, чтобы она могла защитить человека от серьезных заболеваний. Я как представитель медицинской науки считаю, что прививки делать надо, но делать профессионально.

– А что значит профессионально?

– Мы привыкли говорить: прививки – это благо. Но это лишь поверхностная часть айсберга. А что под водой – тут как раз мы и сталкиваемся с профессионализмом или отсутствием такового. В 2004 году доктор медицинских наук вирусолог Галина Петровна Червонская написала монографию «Прививки: мифы и реальность». Это глубокий анализ ситуации с вакцинацией у нас в стране и за рубежом. Работа широко обсуждалась в медицинских кругах. Многие осуждали ее монографию. Мне, напротив, хочется сослаться на это серьезное, полномасштабное исследование компетентного специалиста.

Не буду перечислять все профилактические прививки: АКДС, полиомиелит, противокоревая и другие. Остановлюсь на наиболее актуальной проблеме туберкулеза. Пятьдесят лет мы проводим вакцинацию, а воз и ныне там. Казалось бы, уже не должно быть туберкулеза, но он остается. И все фтизиатры сегодня с тревогой говорят о том, что к современным антибиотикам туберкулез нечувствителен. Как микобактерия изменила свои антигенные свойства – таких исследований, к сожалению, нет.

Теперь что касается всех профилактических прививок: уже тридцать лет за рубежом не используются вакцины живые и полуживые. У нас используются. Во Всемирную организацию здравоохранения никто не подает сведения о профилактических прививках у новорожденных – только одна Россия. Поставили БЦЖ новорожденному, произошло персистирование инфекции, то есть ее медленное развитие. Потом вдруг какая-то стрессовая ситуация для организма. И тут кому как повезет. Заболеть ребенок может на первом, втором году жизни, в препубертатном или в пубертатном периоде. Вот где подводные камни. А у нас эти исследования не проводятся. Скажем, сделали ребенку БЦЖ в роддоме, потом в семь лет. У кого-нибудь перед второй вакцинацией посмотрели антитела к туберкулезу? А ведь сегодняшние технологии молекулярной биологии, иммунологии, представленные широко и в Челябинске, позволяют все это делать. Нет, стандарт сверху спущен – и всех подряд под него подгоняют.

– Какой же выход из этой ситуации?

– Что делается за рубежом и как правильно: ребенок рождается, сразу исследуется его иммунитет, составляется его иммунологическая и генетическая карта. Врач и родители уже обладают информацией о состоянии здоровья малыша. Мы знаем, что сегодня профилактические прививки детям должны проводиться с согласия родителей. Врач должен объяснить, для чего, с какой целью проводится вакцинация, какие возможны осложнения. А главное необходимо обследовать ребенка. Этого в большинстве случаев, к великому сожалению, не делается. Попал ребенок на прием, его посмотрели, спросили – есть кашель, насморк? – и все. А у ребенка на второй-третий день после прививки температура под сорок, а может быть и хуже – вплоть до анафилактического шока и поражения центральной нервной системы. Вот подводная часть айсберга.

А ведь существует естественная иммунизация. Дети в детских садах, школах постоянно контактируют с детьми – носителями бактерий туберкулеза, дифтерии, коревой краснухи и других инфекций. Другое дело, кто-то восприимчив, кто-то – нет. Поэтому мы и говорим, что нужно так готовить иммунную систему человека, чтобы он был защищен от инфекции. Надо чтобы он вел здоровый образ жизни, правильно питался с позиции законов природы, формировал у себя и у окружающих положительные эмоции, вел подвижный образ жизни. Это профилактическое направление, которым мы на кафедре активно занимаемся.

– Вы упомянули о новых технологиях диагностики. Почему же все делается по старинке?

– Эта сторона вопроса – о контроле иммунной системы – сегодня очень устарела. В реакции Манту используются пестициды, – а это же гарантированная аллергическая реакция. Мы сантиметровым дедовским методом определяем иммунитет: сколько миллиметров? Надо что-то менять. По одной капле крови сегодня могут сказать, есть антитела или нет. Если есть антитела к туберкулезу – никакую БЦЖ не надо. Но мы опять возвращаемся к законодательной основе. Прежде чем сделать какую-то манипуляцию, а вакцинация это очень серьезное вмешательство в организм человека, особенно ребенка с его несовершенной иммунной системой, надо пройти обследование. Для этого надо многие вопросы решать на государственном уровне. А когда анализируешь монографию Червонской, возникает мысль, что мы, как обычно, начинаем не с того конца.

– Получается, надо менять научный и законодательный подходы к вакцинопрофилактике?

– Я бы так не сказал. Законодательство на сегодняшний день все декларирует хорошо. Другое дело, если вы придете в детскую поликлинику, то увидите, как это все делается. Врачи, которые делают прививку, чаще всего понятия не имеют, как ребенок отреагируют на нее. Мы же заражаем его, вызываем в легкой форме заболевание. Формируется иммунитет, но опять же кому как повезет. Все дети разные. Сегодня очень много детей с ослабленным иммунитетом – как минимум четверть детского населения.

В некоторых случаях антитела вообще не вырабатываются. Червонская приводит пример: когда были вспышки дифтерии, 85 процентов детей, которые были привиты, переболели дифтерией. О чем это говорит? При АКДС иммунитет не вырабатывается, потому что там нет дифтерийной палочки, там содержится анатоксин. Мы вырабатываем иммунитет от дифтерийного и столбнячного токсина. При такой профилактике от дифтерии мы никогда не избавимся. Почему в свое время отказались от вакцинации натуральной оспы? Потому что оспа исчезла в мире? Нет, просто от профилактических прививок стало больше умирать людей, чем от самой возможности заразиться. Эти данные приведены в официальной литературе. Могу массу примеров привести из своей практики.

– Это было бы интересно…

– Когда я работал заведующим отделением реанимации, видел много детей с энцефалитами, которые лежали у нас в реанимации на искусственной вентиляции легких. Причем это подтвержденное влияние прививки. Я не говорю о тех случаях, когда невозможно это влияние доказать. А вдруг совпала респираторная вирусная инфекция и прививка. Но тогда возникает другой вопрос: а как делали прививку на фоне инфекции? Опять же проблема в отсутствии обследования. Ладно, если реакция легкая – повышение температуры. Как правило, она бывает там, где пациентов не готовят к прививкам.

Еще один пример: вы слышали, что у нас есть такие БЦЖисты. Это те дети, кто имел врожденный иммунодефицит, особенно клеточного звена иммунитета, и после БЦЖ заболел. У всех могут быть разные формы туберкулеза. Я поинтересовался в ЧГМА на кафедре иммунологии, сколько у них БЦЖистов в год поступает? Оказалось, примерно десять человек.

Когда ввели приказом в календарный план прививку от краснухи, начали прививать всех подряд – и мальчиков, и девочек. Извините меня, это делается только в России. Испокон веков на Руси, если девочка заболела краснухой, всех подружек собирают вместе, чтобы они переболели, потому что это будущие матери. В Швейцарии до сих пор такая методика действует. Это естественный иммунитет. И потом ребенок женщины защищен от возможного внутриутробного инфицирования. А у нас никаких обследований. Прививают всех. Спрашивается – для чего? Это же постоянная антигенная стимуляция.

Это не значит, что надо сегодня отказываться от всех прививок. Но необходимо предварительно обследовать иммунитет ребенка. Если у девочки-подростка есть в крови антитела к коревой краснухе, ей прививка не показана.

– Получается, опасения родителей и отказы от прививок обоснованы?

– Они обоснованы тогда, когда врач не обследовал ребенка. Это первый момент. Согласие родителей закреплено в Конституции. Его игнорирование – нарушение прав человека. Врачи не имеют права приказывать. Они могут только убеждать, доказывать, говорить о том, какая польза будет от той или иной манипуляции, и о том, какие возможны осложнения. Это у нас не работает. Есть противопоказания, нет обследований. Или вообще нет противопоказаний. Если раньше против БЦЖ было 12 противопоказаний, когда ее начали проводить в 1925-м году, то сейчас нет ни одного: ставят всем подряд – и будь здоров.

– Но ведь это еще и вопрос грамотности родителей. Есть, например, отказы от прививок по религиозным мотивам…

– А вот тут ничего не сделаешь. Был на моей памяти случай в Екатеринбурге в окружном госпитале. У парня-чеченца было тяжелое желудочное кровотечение. И он категорически отказался от переливания крови. Национальные особенности необходимо учитывать. Все варианты жизни мы должны учитывать, а не просто действовать по шаблону, стандарту, который спустят сверху для неукоснительного исполнения.

– В последнее время идут постоянные информационные кампании об угрозе гриппа и необходимости вакцинации. В школах, детсадах, поликлиниках родителям доказывают важность прививок. Думаю, не только меня смущает такая пропаганда. Судя по отчетам, существует разнарядка на количество привитого населения. Как относиться к противогриппозным вакцинам?

– К ним относиться надо опять же профессионально. Вакцина, которая была сделана, – не та. Должна быть вакцина антигрипп А – она эффективна. А то, что далее разработано, уже неэффективно. По этому поводу есть официальные документы. А что значит лишний раз сделать прививку ребенку? Это насилие над организмом, подавление действия его гена. А мы спокойненько к этому относимся. Необходимо совершенствовать сами профилактические вакцины, а не просто навязывать те, которые кое-как проверили и разрешили к применению. Во-вторых, должен быть контроль за иммунной прослойкой. Провакцинировали и посмотрели, какой иммунитет стал. Я понимаю, проще сверху спустить план вакцинации детей, для участкового врача гарантировано материальное вознаграждение. А врачи понятия не имеют, что такое профилактические прививки, как они вмешиваются в организм и какие последствия могут быть. Глубины всей они не знают.

– Свою роль играют фармацевтические корпорации, которым нужно сбывать вакцины, лекарственные средства. У нас, наверное, привлекательный рынок для этого?

– Психологически человек так устроен: он хочет обязательно найти причину, кого-то обвинить. Будут врачи правильно проводить профилактическую работу – исчезнет эта проблема. Конечно, фармацевтические фирмы заинтересованы. Я и докторам говорю: да, рекламой все заполнено, но у вас есть свой разум, вы профессионалы – читайте, смотрите. А сколько противопоказаний! Появились у ребенка боли в суставе, врачи назначают диклофенак. Извините, за рубежом нестероидные противовоспалительные препараты запрещены у детей до 15-летнего возраста. А у нас годовалому ребенку запросто могут назначить. Поэтому одна из самых серьезнейших проблем – в результате мощной антигенной стимуляции, которую мы дополняем еще и необдуманными профилактическими прививками, мы оголяем иммунную систему, загоняем ее в тупик. Это приводит к тому, что растут аутоиммунные заболевания, которые в последние годы очень помолодели. То есть мы как бы приводим организм к «прогерии» (крайне редкое генетическое заболевание, ускоряющее процесс старения примерно в 8-10 раз – Д.Л.). И толику какую-то мы вносим, по большому счету, нашими профилактическими прививками.

Хотелось бы напомнить слова Эдварда Дженнера, основоположника вакцинации, сказанные им еще в XVIII веке: «Врач должен знать об операции все. Я настаиваю на этом. Нельзя вакцинировать ослабленных детей, со слаборазвитым подкожно-жировым слоем, не принято также прививать детей в первые недели жизни». Это XVIII век!

– А что делать родителям, которые привыкли доверять участковому врачу? Как разобраться в чисто медицинских нюансах?

– Есть мудрое правило: доверяй, но проверяй. Доверие должно быть. Но если вы видите, что врач пришел к вам домой, не разулся, не помыл руки и начал осматривать ребенка, я бы его не пустил через порог. Это полное отсутствие санитарной культуры. Мы возвращаемся опять к законодательной основе. Здесь все четко регламентировано, и государство берет на себя ответственность. Поскольку государство берет на себя ответственность, так почему родители не должны брать ответственность за своего ребенка? В первую очередь ответственность несут родителя, а государство гарантирует защиту.

Комментарии закрыты.