Жуткий ужастик

d0b6d183d182d0bad0b8d0b9-d183d0b6d0b0d181d182d0b8d0ba

Жуткая Монахиня с желтыми глазами и острыми клыками впервые появилась во втором «Заклятии» и сразу стала одним из самых пугающих существ этой киновселенной. Успех бледной фигуры, подталкивающей своих жертв к суициду, оказался достаточным для производства сольной ленты о персонаже. New Line уже опробовали подобную тактику с куклой Аннабель, которая засветилась на пару секунд в первой картине о Уорренах, а затем стала центральным антагонистом целой серии чрезвычайно прибыльных спин-оффов. Стоило ли студии углубляться в предысторию демонического существа? Если целью New Line был заработок пары сотен миллионов долларов, то, конечно, стоило. Есть ли смысл поклонникам ужастиков (или просто любителям хороших фильмов) идти на очередной спин-офф «Заклятия»? Тут ответ менее однозначен.

Румыния, 1952 год. В отдаленном (и, по словам местных крестьян, проклятом) монастыре молодая послушница сводит счеты с жизнью. Ватикан отправляет на расследование своего эксперта по паранормальным явлениям (правда, его оптимистично называют «искателем чудес») – отца Берка (Демиан Бичир). Так как ни один готический хоррор не может обойтись без симпатичной молодой героини, одиноко бродящей по темным подвалам со свечой в руках, вместе с Берком в Румынию отправляется юная сестра Айрин (Таисса Фармига). Кстати, героиня никак не связана с Лоррейн Уоррен, которую в предыдущих частях франшизы сыграла ее старшая сестра, Вера. Чуть позже к героям присоединяется еще один каноничный персонаж – болтливый местный красавец Френчи (Йонас Блоке), отвечающий за разрядку смехом.

Высший пилотаж для хоррора – не только напугать зрителя, но и очертить проблемы и угрозы, действительно существующие в обществе. На нашем сайте можно смотреть другие премьеры кино

«Дракула» во всех своих интерпретациях намекал на викторианский страх перед необузданной сексуальностью и связанные с ней заболевания. «Годзилла» – манифестация опасностей ядерной эпохи, а недавний украинский ужастик «Брама» – медитация на тему последствий чернобыльской катастрофы. Фильмы вселенной «Заклятия», все же, с самого начала не ставили себе настолько высокую планку и служили качественным, но легкомысленным развлечением для поклонников жанра. Козырями предыдущих лент франшизы были внушающие симпатию герои и, конечно, вызывающие искренний ужас антагонисты. К сожалению, в картине Корина Харди эти составляющие работают лишь наполовину.

Главная проблема фильма – то, что персонажи до финальных титров остаются скорее архетипами, чем настоящими людьми. Во-первых, мы о них слишком мало знаем – герои буквально с первых минут вынуждены бороться за выживание и слишком заняты беготней по темным коридорам, чтобы раскрываться как личности. Во-вторых, когда зрителю все же что-то рассказывают, то их прошлое выглядит слишком предсказуемым и шаблонным. Отца Берка мучают воспоминания о мальчике, которого он не смог спасти, а бедная Айрин еще до конца не уверена, стоит ли ей складывать монашеский обет. Ребята, не переживайте, вы в хорошей компании – такие же проблемы у каждого второго героя викторианских бульварных романов. Это особенно обидно, учитывая, что настолько плоские роли достались умелым актерам: Демиан Бичир в свое время был первым мексиканским исполнителем, номинированным на «Оскар», а Таисса Фармига не единожды доказала свой талант к перевоплощению в необычных хоррор-персонажей. Повезло разве что Йонасу Блоке – его трусливый, но добрый Френчи хоть немного похож на человека, да и кэмповость героя местами удачно разбавляет напыщенность истории.

Первая половина фильма умудряется цеплять своей мрачной атмосферой и резкими, изобретательными поворотами камеры. Во многом тут нужно благодарить композитора Джеффа Кардони, отточившего умение нагнетать страх с помощью григорианских хоралов и мелодических тритонов, работая над «Грошовыми ужасами». Еще одна звезда картины – оператор Максим Александр, который то удачно вторит классическим ужастикам студии Hammer, то экспериментирует, переворачивая заезженные джампскеры с ног на голову. В один момент в кадре проскальзывает даже неожиданная аллюзия на «Бэтмен. Начало». И все же, несмотря на блестящее техническое исполнение, «Монахиня» очень быстро становится предсказуемой и надоедливой. Как и, впрочем, одноименная антагонистка.

«Монахиня» может стать не худшим вариантом для полуночного похода в кино – в свои лучшие моменты она напоминает классического «Дракулу» или «Проклятие Франкенштейна».

Возможно, одной из причин эффектности Монахини во втором «Заклятии» было как раз то, что зрители не успели толком рассмотреть демоническую фигуру, зато получили достаточно пространства для догадок и фантазий. Чего хочет демон Валак? Зачем ему доводить людей до суицида? Оказалось, что никакой глубокой и сложной мотивации у него нет – как и любой дух без фантазии, он просто хочет захватить первое попавшеесь тело, мучить героев ночными видениями и греметь кастрюлями в пустующей кухне. Как только это становится очевидным, персонаж Ааронс сдувается. Прямо как жуткое привидение, которое при дневном свете оказывается все лишь белой простыней, трепыхающейся на ветке.

Если вы уж очень соскучились по прямолинейным хоррорам-аттракционам, то «Монахиня» может стать не худшим вариантом для полуночного похода в кино – в свои лучшие моменты она напоминает классического «Дракулу» или «Проклятие Франкенштейна». Правда, будьте готовы к тому, что смеяться и раздраженно качать головой вы будете приблизительно столько же, сколько и вздрагивать от страха.

Комментарии закрыты.