Что защищает новый закон о здоровье?

d187d182d0be-d0b7d0b0d189d0b8d189d0b0d0b5d182-d0bdd0bed0b2d18bd0b9-d0b7d0b0d0bad0bed0bd-d0be-d0b7d0b4d0bed180d0bed0b2d18cd0b5

Часть 1. То, что есть

В июне и июле текущего года, до парламентских каникул, Государственная Дума Российской Федерации рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этим законопроектом предполагалось заменить его предшественника от 1993 года, действующего, или, если точнее – выборочно действующего на территории нашей страны до сих пор. Работа шла весьма активно, только список поправок, рекомендованных Комитетом по охране здоровья к рассмотрению Думой, составляет 249 страниц десятым шрифтом, список отклоненных – еще длиннее.

В число последних попали и многочисленные поправки, предложенные депутатами Е.Мизулиной (Справедливая Россия) и Н.Герасимовой (Единая Россия) к ст. 52. Было предложено на законодательном уровне заменить точный медицинский термин «искусственное прерывание беременности» довольно широким понятием «аборт», имеющим, в профессиональном употреблении, несколько другой смысл – вероятно, неизвестный уважаемым депутатам, не обременным медицинским образованием. Во-вторых, предлагалось ввести письменное согласие родителей или законных представителей на проведение искусственного прерывания беременности у несовершеннолетней – ради этого авторы даже попытались внести соответствующие поправки в статью 50, четко определяющую возраст «медицинского согласия» как пятнадцать лет и старше.

Следующей инициативой стало предложение запретить проведение искусственного прерывания беременности в течении 7 суток со дня обращения женщины в медицинское учреждение, и в течении 2 суток – если срок беременности составляет 11 и более недель, а венцом творения – требование «до подписания документа об информированном добровольном согласии на проведение аборта медицинское учреждение организует для женщины визуализацию плода и его сердцебиения при ультразвуковом исследовании, а также прохождение ею консультации у психолога и (или) социального работника». Правда, госпожи Мизулина и Герасимова забыли разъяснить, как именно могут быть организованы такие исследования и консультации, ведь ни действующим ОЗОЗом, ни готовящимся законопроектом не предусмотрено принудительное обследование или консультирование дееспособных граждан. Более того – они же являются авторами еще одной, тоже отклоненной поправки к статье 48: «пренатальная (дородовая) диагностика проводится при наличии информированного добровольного согласия женщины, образец которого утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанный документ должен содержать информацию о целях и возможных негативных последствиях проведения пренатальной диагностики для здоровья как женщины, так и ребенка».

Несмотря на то, что все перечисленные поправки были отклонены, а Государственная Дума официально приостановила свою работу до сентября, законотворческая мысль не нашла успокоения. И самыми неупокоенными «законотворцами» оказались представители РПЦ. Казалось бы – какое отношение имеет церковь к законодательной власти светского государства? Никакого. Но…

В начале июля Минсоцразвития подписывает с Русской Православной Церковью соглашение о сотрудничестве, которое, со слов Т.Голиковой, опубликованных на официальном сайте министерства, будет включать в себя и «решение вопросов на законодательном уровне». В числе предполагаемых направлений «решения вопросов»: демографическая политика, предотвращение абортов, биомедицинская этика. Стоит вспомнить, что биомедицинская этика православия относит к тяжким грехам не только искусственное прерывание беременности, но и все виды контрацепции, а также осуждает наиболее и, во многих случаях, единственно эффективные методы лечения бесплодия – эктракорпоральное оплодотворение (ЭКО), использование донорских яйцеклеток и донорской спермы. То есть, если посмотреть сугубо практически, цель РЦП – максимально увеличить рождаемость среди тех, кто не хочет детей, и сократить ее до минимума среди тех, кто на многое готов ради долгожданного малыша.

Но вернемся собственно к законотворчеству. 25 июля официальным сайтом Московского Патриархата было объявлено, что «Русская Православная Церковь примет участие в доработке законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Руководитель Думского Комитета по охране здоровья О.Борзова, первоначально отклонившая все процерковные «демографические» инициативы, открыто заявила, что «разработчики законопроекта об основах охраны здоровья учтут многие антиабортные инициативы Русской церкви», а именно «семидневный срок с момента обращения женщины с беременностью до 11 недель в клинику, в течении которого не проводится искусственное прерывание беременности», «в течение этого времени с женщинами будут беседовать специалисты-психологи и социальные работники», для чего «в клиниках учреждаются (а в ряде субъектов РФ уже учреждены и открыты) специальные кабинеты», а «обязательность этих бесед будет закреплена в нормативно-правовых актах Минздравсоцразвития». То, что подобное «закрепление» требует изрядного изменения «нормативно-правовых актов», мы уже видели. Что же побудило госпожу Борзову столь критично отнестись к собственному законодательному труду и вернуть в Думу отвергнутые поправки?

Известно, что в рамках «участия в доработке» она несколько раз встречалась и беседовала с иеромонахом Дмитрием (Першиным), экспертом Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата и старшим преподавателем кафедры биомедицинской этики одного из крупнейших медвузов страны – Российского Национального Исследовательского Медицинского Университета – недавно вновь переименованного РГМУ, в советское время 2-го МОЛГМИ. (К слову, среди студентов кафедра имеет стойкую репутацию «сборища фриков» и места, где нельзя высказывать свое мнение, если хочешь получить зачет). Об этике самого иеромонаха можно узнать в его блоге – начиная от «байкеры рулят» и до оскорблений в адрес «коллеги по законотворчеству» госпожи Борзовой («депутаны», «оборзовели», «оборзевшая Дума»…). После этих встреч «депутана» неожиданно становится Ольгой Георгиевной и даже получает поздравление с именинами. А РЦП подтверждает право диктовать свои законы «светскому» государству, ограничивать, не смотря на законодательство, базовые права женщин, низводимых до уровня недееспособных по причине беременности, и распространить на всю страну практику психологического насилия беременных, уже применяемую в нескольких десятках государственных учреждений.

О насильственном «психологическом» консультировании, видимо, стоит сказать отдельно. Идея «карательной психологии» уже реализуется во многих субъектах Российской Федерации, несмотря на полное несоответствие как любым этическим кодексам, согласно которым психолог должен прежде всего ориентироваться на запросы и благополучие клиента, а клиент добровольно обращаться за консультаций, так и действующему законодательству – предусматривающему не только принцип добровольности пациента, но и его право на отказ от получения информации о своем состоянии здоровья. Разработаны и распространяются «методические пособия», в которых подробно описано, какими именно мошенническими способами можно заставить женщин забыть о своих правах на отказ от «психологического» вмешательства, и как манипулировать невольной клиенткой в дальнейшем. Например, сочинение священника Алексея Тарасова рекомендует «консультанту» маскировать принуждение к «беседе» под разъяснения к предусмотренному законодательством «информированному добровольному согласию на медицинское вмешательство», то есть, проще говоря, обманом присвоить себе права и обязанности врача. Или, точнее – только права, так как выполнить обязанности не позволит отсутствие медицинского образования и соответствующего ему юридического статуса. Интересно, что настоящие цели, весьма далекие от принципов психологической помощи, подобные «инструкции по обработке» не скрывают: «консультант вынужден наставлять на путь истинный человека против его воли» – провозглашает методичка, изданная почему-то под эгидой Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Достигается это за счет постепенного стимулирования чувства вины не только за решение прервать беременность, но и за «неправильную жизнь» вообще. «Медицинская информация», рекомендуемая к изложению жертвам подобного консультирования, в лучшем случае спорна, чаще – просто безграмотна, а иногда и откровенно лжива. Авторы руководств, не потрудившись запастись хоть сколько-нибудь научной аргументацией, объявляют искусственное прерывание беременности причиной практически всех детских болезней («они в 100 % случаев будут иметь ослабленный иммунитет»), рака груди и даже синдрома внезапной детской смерти – сохраняющего свое неопределенное название именно потому, что ни происхождение, ни механизмы его развития вся мировая медицина так и не сумела выявить.

Часть 2. То, что будет

Для того, чтобы узнать то, что будет, нужно к тому, что было, прибавить то, что есть.

Попытка насильственно увеличить рождаемость в Советском Союзе общеизвестна, как и ее последствия, среди которых не было ни одного положительного. Резкое увеличение криминальных абортов и, как результат, осложнений и женской смертности – за счет так называемой материнской смертности, включающей в себя беременных, рожениц и родильниц, сразу же выросшей более чем в два раза только по официальным данным, и продолжавшей увеличиваться из года в год. Более чем в два раза возросло число убийств младенцев – например, в Ленинграде второй половины тридцатых годов прошлого века 25 % убитых – дети первого года жизни, причем речь идет только о доказанных случаях. Рождаемость, сначала действительно ненадолго повысившаяся, начала неуклонно снижаться и к тому времени, когда искусственное прерывание беременности вновь разрешили в 1955 году, стала приблизительно в два раза ниже, чем до знаменитого постановления ЦИК от 27.06.1936. Кстати, в других странах, пытавшихся ограничить аборты, результаты были аналогичны – вот только подъем рождаемости, даже самый кратковременный, наблюдался не всегда.

Богатая историческая традиция криминальных абортов в России продолжается и в наше время, обеспечивая в регионах, где доступ к медицинской помощи ограничен, до половины материнской смертности. Несложно догадаться, что будет, когда его ограничат по всей стране.

Впрочем, понятно, что РПЦ этого будет недостаточно, ведь право решать и диктовать условия ей уже дали. Другое, самое активное направление православной биоэтики, пытающееся стать законом – запрет эктракорпорального оплодотворения. Как он отразиться на демографической ситуации в стране, где только по официальной статистике до 20 % пар бесплодны – тоже очевидно. Следующим, видимо, будет как минимум частичный запрет единственно эффективной профилактики искусственного прерывания беременности – контрацепции. Начать планируется с наиболее эффективных методов, которые, по странному совпадению, считаются самыми «грешными».

Во втором чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» будет рассматриваться Государственной Думой в начале сентября 2011 года.

Комментарии закрыты.