Украинская медицина по-новому: реформа и проблемы

d183d0bad180d0b0d0b8d0bdd181d0bad0b0d18f-d0bcd0b5d0b4d0b8d186d0b8d0bdd0b0-d0bfd0be-d0bdd0bed0b2d0bed0bcd183-d180d0b5d184d0bed180d0bc

Принятый Верховной Радой закон «О внесении изменений в Основы законодательства Украины об охране здоровья относительно усовершенствования предоставления медицинской помощи» отправлен на подпись президенту. В комплексе с проектом о страховой медицине он составит базу для реформы отечественного здравоохранения. Аналогичным делом сейчас заняты многие страны: от Франции, где система здравоохранения считается лучшей в мире, до США, где на лечение граждан тратится больше всего денег, но с низкой эффективностью. Как лечатся за границей, и как будем лечиться мы по новой системе? Об этом «Версии» расскажут в серии публикаций.

В развитых цивилизованных странах существуют три типа системы здравоохранения – преимущественно государственная (в Великобритании), преимущественно страховая (Германия, Франция, Голландия, Австрия, Бельгия, Швейцария, некоторые государства Латинской Америки, Япония и др.), преимущественно частная (США).

Украину на сегодняшний момент трудно отнести к какому-то из этих типов. Государственная медицина у нас преобладает, но, вопреки Конституции, она давно перестала быть бесплатной. Страховая находится только в зародыше. А частная ориентирована на обеспеченные слои населения.

О внедрении в Украине страховой медицины говорят давно, но пока ничего не делали. Министр здравоохранения Александр Анищенко сказал, что соответствующий законопроект разрабатывается и может быть внесен на рассмотрение Кабинета министров в следующем году. По его мнению, принятия законопроекта о страховой медицине можно ожидать в середине 2012 года, а начала его действия – через 2-3 года. За это время страховые взносы должны накопиться и создать определенный запас, чтобы покрывать больничные расходы. Если, конечно, деньги изначально не украдут коррупционеры.

Поэтому на первом этапе реформы общий принцип финансирования медицины не поменяется. Она, как и прежде, останется формально бесплатной. Но произойдет переформатирование затрат и серьезное изменение подходов к оказанию медпомощи.

Медицинская помощь будет разделена на виды: экстренная (скорая), первичная (семейный врач), вторичная (травмпункты), третичная (плановое лечение хронических больных), паллиативная (помощь умирающим).

Первичная помощь будет предоставляться в амбулаторных условиях врачом общей практики по месту жительства пациента. Вторичная помощь – как амбулаторно, так и стационарно врачами узких специальностей. Третичная помощь – это уже высокоспециализированная помощь, которая подразумевает применение высокотехнологического оборудования и высокоспециализированных медицинских процедур.

Все новое – хорошо забытое старое. Врач общей практики – это фактически возвращение к системе земских врачей. Помните, как у Булгакова: земский врач и роды принимал, и хирургические операции делал, и инфекционные болезни лечил.

Сейчас все будет не так радикально. Но от узкой специализации участковых врачей (только терапевт) решено со временем отказаться. Врач общей практики будет проходить специальную врачебную подготовку для работы с младенцами, детьми, подростками, он сможет оказывать примитивную хирургическую помощь (нарыв вскрыть или швы снять), будет немного кардиологом и слегка дерматологом.

По такому же принципу во многих странах мира строится так называемая семейная медицина. Кстати, у нас семейные доктора появились еще в конце перестройки. Я в это время жила на Русановке, и у нас была создана первая в Киеве поликлиника семейного доктора.

Сразу хочу отметить, что эта практика ни в Украине, ни в России не прижилась. Почему? Как рассказал нам известный врач, профессор, преподаватель медицинского вуза, пожелавший сохранить анонимность, проблема в кадрах и их подготовке.

«Можно много раз перестраивать систему здравоохранения, но если в наших вузах не будет создана другая система обучения, ничего не изменится, – говорит наш собеседник. – В Украине пока еще не умеют готовить семейных врачей. У нас учат на стоматолога, хирурга, санитарного врача, фармацевта, но такой специальности, как семейный врач, в вузах, по сути, нет. Получить подобный диплом можно в институтах последипломного образования, но и там преподают те специалисты, которые семейную медицину не практиковали».

Поэтому, считает профессор, чтобы не превратить медицинскую реформу в профанацию, нужно начать готовить семейных врачей в медицинских вузах в ближайшее время. Но сначала придется обучить методикам преподавателей. Иначе необученному семейному врачу придется только делать вид, что он знает, как лечить отит у ребенка, гипертонию у дедушки, диабет у бабушки, гастрит у папы и бессонницу у мамы. Или отправлять их, как и сейчас, к профильным врачам. Но в этом случае институт семейной медицины потеряет смысл: люди, как и прежде, будут бегать по врачам, а государство финансировать «койко-места».

Еще один вопрос – это экстренная медицина. Единственные «специалисты по всем болезням» в нынешних условиях – врачи «Скорой помощи». Им приходится на глаз распознавать инфаркт с инсультом, отличать аппендицит от внематочной беременности и т.д. От правильности постановки предварительного диагноза зависит жизнь пациента: если из-за ошибки врача больного повезут «не по профилю», он может умереть. Особенно важно не ошибиться в ситуации экстренной помощи, например, при дорожных авариях и в чрезвычайных ситуациях.

Что такое ошибка «Скорой», я знаю по собственному опыту. Год назад мне пришлось битый час уговаривать бригаду «Скорой помощи» забрать маму в неврологию с подозрением на инсульт. Удивительно, но даже я, не специалист, сразу поняла, что случилось, и еще до приезда «Скорой» успела договориться с хорошей ведомственной больницей. Врачи же меня не послушали, убеждая, что никакого инсульта нет, и я просто паникую. Маму оставили дома. Ночью ее состояние резко ухудшилось, она за считанные минуты впала в кому, из которой не вернулась, несмотря на старания врачей в больнице, куда ее доставили, как теперь выяснилось, слишком поздно. По их словам, если бы не потеря трех часов по вине «Скорой», все могло бы сложиться иначе.

Медицинская реформа предполагает изменение функций «Скорой помощи». Она больше не будет оказывать помощь на месте, ее задача быстро довезти пациента до больницы. А по дороге выполнить необходимые действия для поддержания жизни: остановить кровь, зафиксировать сломанный позвоночник, не дать остановиться сердцу.

Запланированное время приезда скорой по вызову – 10 минут в городе, 20 минут в сельской местности. Но, во-первых, пока еще у нас нет возможности так быстро доехать в провинции – из-за дорог и расстояний, а городах – из-за пробок. Во-вторых, у нас нет качественных реанимобилей, которые необходимы для экстренной медицины. Их нужно закупать. А это большие расходы для бюджета.

К тому же даже современная техника и методика «быстрых перевозок» не гарантирует от врачебных ошибок. По идее авторов реформы, «Скорая помощь» больше не будет заниматься диагностикой и на ней, по всей видимости, не будет врача. Тогда кто будет отличать инсульт от не-инсульта? Фельдшер? Еще лучше!

Еще одна важная тема – это создание медицинских (госпитальных) округов, объединяющих лечебные учреждения по территориальному принципу. «Диаметр такого округа должен быть не более 60 км, что обеспечит быструю доставку пациента в больницу или проезд «Скорой помощи», – считает министр Александр Анищенко. – Мы также начнем создавать Центры первичной медицинской помощи. Практически в каждом сельском районе будет создан такой центр, независимо от количества населения, в городах – один на сто тысяч жителей. Формализация такого вида помощи позволит сделать его реципиентом финансов».

Говоря более простым языком, районные больницы из многопрофильных, но слабых сделают специализированными, но сильными или неким гибридом травмпункта с амбулаторией.

Скажем, есть две районные больницы, обе слабые. Все ценное оборудование, хороших специалистов, деньги и лекарства сосредоточат в одной, а другую превратят в Центр первичной медицинской помощи. Все равно районные больницы часто не заполнены. Деньги, которые на них расходуются, мало того что недостаточны для поддержания нормального уровня, так еще и тратятся нерационально. А так все будет компактно и эффективно.

В принципе, идея хорошая. Но в теории. На практике, врач, работающий в районной больнице, не будет ездить на работу в новую больницу за сто километров каждый день. Переезжать согласятся только те, у кого нет жилья. Возникает проблема с кадрами, особенно хорошими, которые имеют возможность «крутить носом». А такие у нас на вес золота, особенно в сельской местности. По данным Минздрава, сейчас в Украине не хватает нескольких десятков тысяч врачей. И в основном – в провинции. Как решить эту проблему? Вопрос, согласитесь, интересный.

Точно так же проблематична для провинции идея амбулаторного лечения. «Пребывание больного в стационаре обходится государству в 150 грн. ежедневно. Эти затраты часто неоправданны: около 60% таких пациентов могут лечиться в амбулаторных условиях. Следует сократить расходы на госпитализацию, а освободившиеся средства направить на организацию первичной медпомощи», – считает заместитель председателя общественного совета Минздрава Андрей Гук.

Для города это действительно так. Вспоминаю свои принудительные госпитализации, как дурной сон. Чтобы получить капельницу два раза в день, приходилось мучиться в душной палате с «неудобствами» или бесцельно шататься по коридору. А как раздражал соседок по палате мой ноутбук!

Однако в сельских условиях стационар – единственный выход, чтобы как-то подлечиться. Если до больницы будет в среднем 60 км, то сможет ли больной каждый день отмахивать по 120 км до больницы и обратно и при этом получать лечение? Конечно, нет. Поэтому амбулатории нужно массово внедрять в городах, но не трогать при этом сельскую местность.

Впрочем, эти и другие вопросы станут понятны в ходе пилотной апробации реформы медицины в четырех регионах – Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и в Киеве. К чести реформаторов, рубить с плеча в данном вопросе они не стали. Начали с эксперимента, который будет проанализирован, изучен и принят в работу после исправления ошибок.

Параллельно не мешает изучить и зарубежный опыт функционирования разных систем здравоохранения. Тем более что многие из них сейчас переживают трудный период и также находятся в стадии реформирования. Но об этом мы расскажем в следующей публикации.

Комментарии закрыты.