Стоит ли бояться запрета на ввоз медицинской техники?

d181d182d0bed0b8d182-d0bbd0b8-d0b1d0bed18fd182d18cd181d18f-d0b7d0b0d0bfd180d0b5d182d0b0-d0bdd0b0-d0b2d0b2d0bed0b7-d0bcd0b5d0b4d0b8d186

«Убийцы!» «Тихий ужас!» «Обыкновенный фашизм!» – нечасто российские блогеры так эмоционально реагируют на документы, размещенные на официальном сайте правительства. Тем не менее ссылка на проект постановления правительства, предполагающий ограничение импорта медицинских изделий, собрала в последние два дня тысячи исполненных гнева и ужаса комментариев и десятки тысяч лайков. Апогея возмущение достигло сегодня, в день окончания общественных слушаний проекта.

Действительно, на первый взгляд документ производит впечатление. В списке 67 типов медицинских изделий – от салфеток до томографов, – которые государство должно будет закупать только у отечественного производителя. Хуже того, в постановлении запрещается закупка даже тех товаров, более половины цены которых составляют импортные комплектующие. То есть, по идее, собрать какой-нибудь ангиограф, как Ford или Volkswagen, из импортных комплектующих тоже будет нельзя, – нужно будет все делать в России с нуля. Все это, как говорится в самом проекте, придумано «в целях защиты внутреннего рынка». Документ якобы должен вступить в силу уже с 1 апреля 2014 года.

Просьба всем оставаться на своих местах и сохранять спокойствие. Вероятнее всего, это постановление не будет принято никогда. По крайней мере в сегодняшнем виде оно абсолютно неисполнимо. Чтобы оценить всю абсурдность предлагаемых запретов, достаточно сравнить масштабы производства медицинских изделий и госзакупок. По данным Росстата, в первые два месяца 2014 года, например, медицинских изделий было произведено на 3,5 млрд рублей; а всего за год в России производится таких товаров на 30–33 млрд рублей. При этом только государство закупает в год медизделий примерно на 130 млрд рублей (эта цифра год от года колеблется незначительно).

По данным Группы компаний «Бюро», которая ежегодно готовит анализ рынка медицинских изделий, российские производители обеспечивают государственные закупки лишь на 23%. По некоторым немудрящим сегментам, вроде общебольничных изделий, российские товары составляют 79% госзакупок, в стоматологии – 35%, в хирургии – 5%, а в лучевой терапии – всего один процент.

Участники рынка сходятся во мнении, что, хотя поддерживать отечественных производителей медицинских товаров надо, обсуждаемый документ безграмотен и составлен без оглядки на какие-либо реалии.

Курское ООО «Эскулап» производит шприцы на современном южнокорейском оборудовании. При этом на заводе выпускаются пластиковые детали, а иглы для шприцев закупаются в Китае. «Все иглы в мире делаются из особой стали, которую закупают в Японии и Южной Корее, и китайские иглы, которые мы закупаем, делаются из нее же, – говорит Валерий Букин, председатель совета директоров компании. – Но стоимость иглы составляет не больше 16–20 процентов цены шприца. Наверное, такое постановление пошло бы на пользу, если бы переход на российские товары был плавным и способствовал повышению качества, а не наоборот. Конечно, я сам в прошлом хирург и прекрасно понимаю, что ни в коем случае нельзя отказываться от импорта; и если государство никак не будет стимулировать отечественное производство, ничего и не изменится».

Судя по проекту постановления, в планах правительства увеличить долю отечественной продукции в госзакупках до 40%. Вопрос в том, как именно это делать. Александра Третьякова, исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA), в интервью профильному журналу Vademecum говорит: «Зарубежные товары и инвесторы просто отрезаются от российского рынка. Нет ни переходных периодов, ни приоритетных направлений. Перечень – это всего лишь список изделий, которые, возможно, уже как‑то и в каком‑то объеме в стране производятся… Можно предположить, что при минимизации конкуренции в выбранных группах медицинской продукции наше государственное здравоохранение станет заложником монополистов, которые смогут диктовать медикам и свои условия, и свой технологический уровень». Третьякова считает, что принятие постановления ударит по иностранным инвесторам и может привести к приостановке их проектов.

«Philips поддерживает намерения властей по развитию локальной медицинской промышленности и стимулированию отечественного производства, – говорит Назим Турдумамбетов, директор по корпоративным коммуникациям Philips в России и СНГ. – Однако запрет на закупки иностранных медицинских изделий потенциально может уменьшить стремление локальных производителей к разработке и внедрению инноваций из-за потенциального снижения конкуренции». Это, по его словам, осложнит доступ пациентов к широко применяемым за границей передовым методикам диагностики и лечения, например, сердечно-сосудистых заболеваний, смертность от которых в нашей стране достигает почти 60%. «Перечень товаров, подлежащих запрету на ввоз, включает среди прочего компьютерные томографы, рентгеновские аппараты, маммографы, ангиографы – наиболее значимое оборудование, объемы производства которого на территории Таможенного союза пока не удовлетворяют рыночный спрос на отечественном рынке, – говорит Турдумамбетов. – Поскольку в документе отсутствует детальная спецификация оборудования, не отражен механизм исполнения постановления, не представляется возможным оценить объем оборудования, потенциально подлежащего запрету».

В пресс-службе Минздрава от официальных комментариев отказались, сообщили лишь, что проект постановления – это исключительно инициатива Минпромторга, и в Минздраве его пока даже не рассматривали. Проект не согласован со всеми министерствами, к которым он имеет отношение. В самом Минпромторге сотрудники пресс-службы попросили выслать официальный запрос на комментарий, который канул в безвестности. Так что пока нет оснований полагать, что этот проект представляет более серьезную опасность, чем тысячи других разработок, которые можно обнаружить на официальном сайте правительства.

Комментарии закрыты.