Стволовыми клетками начали спасать жизнь на Украине

d181d182d0b2d0bed0bbd0bed0b2d18bd0bcd0b8-d0bad0bbd0b5d182d0bad0b0d0bcd0b8-d0bdd0b0d187d0b0d0bbd0b8-d181d0bfd0b0d181d0b0d182d18c-d0b6

Наши соседи официально разрешили лечение стволовыми технологиями, а в России они пока вне закона.

Наши соседи официально разрешили лечение стволовыми технологиями, а в России они пока вне закона. Как это скажется на отношении к подобным методикам в нашей стране и не станет станет ли Киев новой меккой медицинского туризма?

Клеточные технологии сейчас – самая обсуждаемая тема в современной медицине. Одни обвиняют их в развитии рака, другие считают грандиозным прорывом и панацеей. Но большинство медицинских экспертов сходятся в том, что за стволовыми клетками – будущее. Вопрос – насколько их использование будет безопасным.

«МЕНЯ ВЕРНУЛИ С ТОГО СВЕТА!»

Вера Зинкевич из украинского городка Узина с детства болеет астмой. Работа на сахарном производстве здоровья не добавила – хронический недуг перешел в тяжелую форму. Бесконечные лекарства, капельницы, лечение гормонами… А потом жизнь 51-летней энергичной и жизнерадостной женщины и вовсе превратилась в ад. За полгода пышная красотка, весившая 86 килограмм, похудела до 40. Она не могла ни есть, ни пить, ни разговаривать.

В Киевской областной больнице ей диагностировали панкреонекроз: тяжелейшее заболевание поджелудочной железы. По прогнозам врачей жить Вере Алексеевне оставалось от силы несколько недель.

– Лечащий врач предложил принять участие в эксперименте – пройти лечение стволовыми клетками. Рассказал, что сейчас проходят испытания, есть надежда, – вспоминает она. – Дочка Наташа была против, стала возмущаться: «Моя мама – не кролик подопытный!», но сын Сережка уговорил меня. Терять-то нечего…

Внешне эксперимент проходил незатейливо. Зинкевич поставили несколько внутривенных капельниц. Но буквально через пару дней Вера Алексеевна заметила, что чувствует себя лучше! Начала есть, ходить. Через 25 дней вернулась домой, как заново родилась – и уже через неделю рванула на огород с мотыгой, да соседи остановили..

Еще два месяца послушно придерживалась диеты при панкреатите, но затем и от нее отошла. С той поры почти четыре года Вера Алексеевна только проходит регулярные медосмотры, и больше к врачам не обращается. Поводов нет.

– Я прошу у Бога еще чтобы хоть лет десять так прожить. Я ведь только теперь себя по-настоящему хорошо чувствую, – признается женщина. – Вес мой вернулся, и астма «успокоилась», не было ни одного приступа с той поры. Живу на всю душу – по грибы хожу, с хором моим выступаю, на огороде у меня все свое – и картошка, и огурчики с помидорами.

Как утверждает медицинская статистика, смертность при панкреонекрозе достигает 40-70%. Сторонники лечения стволовыми клетками уверяют, что смогут спасти вдвое больше людей. Успех зависит от стадии заболевания. Чем раньше, тем лучше. Еще одно важное условие: клеточная терапия применяется уже как последний этап лечения – после оперативного вмешательства.

– Стволовые клетки имеют регенеративные, восстановительные, защитные функции, – рассказал «КП» главврач Института клеточной терапии в Киеве Юрий Гладких. – Ими нельзя убрать опухоль, к примеру, но можно частично восстановить орган и его работу после ее удаления.

«ЗАВИДУЕМ УКРАИНЦАМ»

– Завидую украинцам белой завистью, – шутит директор российского Института стволовых клеток человека (ИСКЧ) Артур Исаев. – Там действительно более лояльное законодательство, благодаря которому уже прошли клинические исследования и официально зарегистрированы некоторые клеточные препараты. Что касается лечения панкреатита, то испытания нового средства закончились совсем недавно, и о массовых случаях выздоровления пациентов пока не известно.

– Артур Александрович, а насколько надежно проверяются клеточные препараты на Украине? Приходилось слышать, что иностранцы, например, считают наших соседей (да и саму Россию) странами, где «все можно» и вовсю лечат непроверенными стволовыми технологиями.

– Такой негативный имидж у нас, к сожалению, и вправду есть. Но то, что на Украине с клеточным лечением беспредел – миф. На самом деле там все жестко контролируется. В прошлом году, например, надзорные органы активно проверяли все клиники, работающие с клеточными технологиями.

Как стало известно «КП», недавно в Киеве закрылся один из медцентров, который более 10 лет занимался лечением стволовыми клетками. Туда приезжали в основном иностранцы: чтобы сэкономить и попробовать методы оздоровления, еще не доступные в других странах. Было ли это опасно? «Сложно сказать: обычно люди приезжали уже на последних стадиях, тяжело больные, так что отчего они умирали определить трудно», – говорят российские врачи.

КЛЕТКИ ЭМБРИОНА БУДУТ ВНЕ ЗАКОНА?

– Во всем мире сейчас активно идут исследования клеточных технологий, – рассказывает Артур Исаев. Самый большой биологический потенциал у эмбриональных стволовых клеток и фетальных (полученных из абортивного материала). Такие клетки способны превращаться в любые другие, необходимые тому или иному поврежденному органу человека. Англичане уже приступили к клиническим исследованиям препарата длялечения травм головного мозга с использованием фетального материала. А в США еще три года назад были одобрены исследования технологии с применением эмбриональных стволовых клеток для лечения повреждений центральной нервной системы.

«Мы пока сильно отстаем и от Украины, и от многих других стран», – признает директор ИСКЧ. В России сейчас вообще нет документа, который регулировал бы использование клеточных технологий, а новый закон о них, разработанный Минздравом (он пока не принят), специалисты серьезно критикуют. В том числе из-за того, что чиновники хотят категорически запретить лечение эмбриональными и фетальными клетками – а вдруг, мол, состоятельные люди начнут заказывать для себя плановое зачатие человеческих зародышей, чтобы разбирать их на запчасти?

КАК ОМОЛАЖИВАЮТ КОЖУ

Однако ученые не сидят сложа руки: в нашей стране ведутся разработки новейших клеточных препаратов, некоторые даже были официально зарегистрированы несколько лет назад (это можно было сделать по регламенту о новых медицинских технологиях, который действовал до 2012 года). Например, существует методика индивидуальной регенерации кожи: у пациента за ухом вырезают небольшой кусочек (около 5 мм), и выделяют из него фибробласты – наиболее ценные клетки кожи, отвечающие за упругость и эластичность. Отобрав самые качественные и работоспособные фибробласты, специалисты культивируют их в лабораторных условиях, а затем обратно подсаживают пациенту, благодаря чему запускается естественный процесс обновления кожи.

«Также уже сделаны первые шаги для лечения детского церебрального паралича с помощью клеточных технологий, есть успехи в лечении пародонтоза, разрабатываются препараты для восстановления печени при циррозе и сердца после инфаркта», – перечисляет директор Института стволовых клеток человека. И сокрушенно разводит руками: «Мы уже несколько лет не можем начать клинические исследования самых последних разработок, в том числе для спасения людей приишемической болезни сердца и при циррозе печени, потому что оказались вне закона – ведь легальных возможностей испытаний и регистрации клеточных препаратов в России сейчас нет!». По словам ученых, доходит даже до того, что им приходится переводить работу на Украину, чтобы провести исследования и зарегистрировать лекарства там.

СВЕТЯТ ЛИ РОССИЯНАМ «ВОЛШЕБНЫЕ» ЛЕКАРСТВА

Перспективы лечения стволовыми клетками выглядят едва ли не волшебными. «Это же настоящая революция – с помощью «клеточного оружия» мы сможем победить главных врагов человечества – диабет, гепатиты, цирроз, последствия инсультов, инфарктов, болезни Альцгеймера и Паркинсона!», – восторженно рассказывал на одном из круглых столов глава департамента Минздрава, ведающего наукой и инновациями, Андрей Васильев.

– До этого пройдет еще немало времени, – сдержанно комментирует Артур Исаев. – Перед принятием закона его нужно серьезно доработать – чтобы из-за чрезмерных ограничений (в том числе на использование эмбриональных и фетальных стволовых клеток) и других недочетов мы не лишились возможности развивать в России самые ценные и передовые технологии.

После того, как примут закон, потребуются еще подзаконные акты – те же методики проверки клеточных препаратов на эффективность и безопасность. Потом – получение разрешений на официальные исследования, сами испытания – в лаборатории, на животных и, наконец, на людях. «Даже для тех препаратов, которые мы уже создали и до сих пор не могли зарегистрировать, понадобится не меньше 4 – 5 лет», – прогнозирует директор ИСКЧ.

ВОПРОС-РЕБРОМ

Как снизить риск рака?

Это одно из главных опасений: не начнут ли стволовые клетки бесконтрольно делиться, попав в организм пациента? «К сожалению, риск заболеть раком есть всегда и у любого из нас: спровоцировать онкологическое заболевание может любое лекарство, равно как и другие факторы – НАПРИМЕР стресс», – поясняет Артур Исаев. Однако ученые, врачи и разработчики закона о клеточных технологиях уверяют: в мире уже есть отработанные методики, которые позволяют «отфильтровать» клеточные препараты с повышенной онкогенностью. Как поясняют эксперты, официальные клинические исследования лекарственных средств, которые проводятся по жестким стандартам, гарантируют, что лекарство или другое средство с использованием клеточных технологий несет в себе не больший риск вызвать рак, чем таблетка аспирина.

НА ЗАМЕТКУ

От чего сейчас лечат клетками в разных странах мира

– Заболевания и повреждения кожи (старение, ожоги и др. дефекты),

– неврологические заболевания,

– болезни сердца,

– заболевания опорно-двигательной системы,

– рак крови,

– эндокринные заболевания.

Самыми передовыми разработчиками клеточных технологий считаются США, Израиль, Корея, Швеция, Норвегия.

БДИ!

Калифорнийский Институт регенеративной медицины (CIRM) выпустил памятку: не попадайтесь на заманчивые призывы легко и быстро вылечиться с помощью клеток от всех болезней! Часто клиники, рекламирующие «волшебные» клетки, даже не уточняют, какой конкретно вид стволовых клеток они используют (жировые, фетальные и т.д.), и это очень тревожный сигнал, – предупреждают эксперты CIRM. «В сентябре 2010 года в Великобритании лишился лицензии частный врач, который вводил пациентам стволовые клетки, полученные от коров», – рассказывается на сайте Института, – «В других случаях у пациентов развивались опухоли из-за инъекций «нечистых» стволовых клеток».

«В нашей стране шарлатанов тоже хватает, в прошлом году, например, в Ханты-Мансийском округе возбудили уголовное дело против врача, который в частной клинике колол пациентам препараты из неизвестно каких клеток», – вспоминает директор Института стволовых клеток человека Артур Исаев.

На сегодня гарантией того, что вам предлагают официально разрешенную клеточную технологию, является регистрационное свидетельство, выданное Росздравнадзором (напомним, он регистрировал новые медицинские технологии по правилам, действовавшим в РФ до 2012 года).

Комментарии закрыты.