Станет ли лучше после реформ здравоохранения

d181d182d0b0d0bdd0b5d182-d0bbd0b8-d0bbd183d187d188d0b5-d0bfd0bed181d0bbd0b5-d180d0b5d184d0bed180d0bc-d0b7d0b4d180d0b0d0b2d0bed0bed185

В ближайщее время российское здравоохранение ожидает модернизация, на которую за два года будет направлено 460 млрд. руб. Эти средства пойдут на ремонт лечебных учреждений, закупку нового оборудования, современную информационную систему, увеличение зарплаты медицинского персонала, улучшение питания больных.

Большие деньги, большие перспективы. Может быть, не придется таскаться с передачами и, главное, не беспокоиться, что к больному в палате никто не подойдет, чтобы подать утку, помочь добраться до туалета или повернуться в постели. Конечно, если обслуживающему персоналу платить 500 рублей в день, то подходить будут. Про клятву Гиппократа у нас поговорить любят. Хотя клятву эту никто не читал, да и о Гиппократе почти никто понятия не имеет. К тому же на самом деле никакой клятвы Гиппократа врачи не дают, а приносят так называемую присягу врача. Можно, конечно, для красоты называть ее и клятвой Гиппократа. А те, в чьих руках выхаживание после операций, травм и сосудистых катастроф, от кого часто зависит жизнь больных – медсестры и их помощницы санитарки, – и этой присяги не приносят. Да если бы и клялись, все равно выполнить не в состоянии.

По штатному расписанию на отделение в 60–70 коек полагается две санитарки и одна уборщица днем и две санитарки ночью. Это касается и хирургического, и травматологического, и неврологического отделений. Раньше советское время случалось, что на все отделение оставалась вообще одна санитарка – никто не хотел идти на эту тяжелую и низкооплачиваемую работу. Сейчас все ставки заполнены: зарплаты, во всяком случае в Москве, повышены, к тому же кризис, гастарбайтеры и так далее. Но штатное расписание не изменилось. И обслужить 30–35 тяжелых больных санитарка физически не может.

То же самое и с медсестрами норма на одну медсестру терапевтического отделения приходится 25–30 пациентов, на медсестру детского отделения – 15–20, на медсестру хирургического отделения – 25 пациентов. Реально же нередко одна сестра разрывается между выполнением врачебных назначений 40–60 пациентам, санитарной обработкой помещения,когда не хватает санитарок и бесконечной документацией.

Для сравнения, как обстоит дело с уходом за больными в госпиталях США – не по частной, а по государственной страховке (аналог нашего обязательного медицинского страхования), которая распространяется на всех американцев, больных хроническими заболеваниями и лиц старше 65 лет (Барак Обама бьется за то, чтобы эту страховку получали и другие категории населения США). На 100 пациентов больницы приходится 40 так называемых ассистентов медсестры (BNA). Это нечто вроде наших санитарок, но прошедших специальное обучение уходу за больными (80 часов теоретических занятий и 40 часов практики в медицинском учреждении), сдавших экзамен и получивших после этого сертификат. Что касается медицинских сестер, то на 100 больных должно быть 13 лицензированных медсестер и 7 зарегистрированных (registered – это круче). Путем нехитрых вычислений получается, что в США на одну помощницу (помощника) медсестры приходится 2,5 пациента, в России – 30; на одну медсестру – 5 больных, у нас – 25.

Работа медсестер и их помощников в больнице тяжелая, напряженная, ответственная. В США и в Европе это престижная и хорошо оплачиваемая профессия. Выхаживанием больных занимаются там не родственники, сидящие в палатах чуть не круглосуточно, как у нас, а обученный персонал. Все эти услуги входят в стандарты страховки.

При модернизации российского здравоохранения неплохо бы вспомнить, что функциональные кровати и прочие не сверхсложные приспособления, давно применяющиеся в цивилизованном мире, сильно облегчают труд медицинского персонала. Конечно, повышение зарплат – дело очень важное, но не менее важно уменьшение нагрузки до хоть сколько-нибудь реальной. Тогда не будут погибать больные, успешно перенесшие операцию просто потому, что к ним вовремя не успели подойти.

Комментарии закрыты.