Сравнение российской и украинской наркополитики

d181d180d0b0d0b2d0bdd0b5d0bdd0b8d0b5-d180d0bed181d181d0b8d0b9d181d0bad0bed0b9-d0b8-d183d0bad180d0b0d0b8d0bdd181d0bad0bed0b9-d0bdd0b0

В то время как в Украине в основу стратегии государственной политики в отношении наркотиков положен антропоцентрической подход: именно человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, в столице России всерьез обсуждаются различные способы наказаний… нет, не наркозависимых (их и так наказывают) – теперь наказывать собираются родителей наркозависимых.

В преддверии нового учебного года в Москве предлагается внести поправки в городской КоАП, которые позволят штрафовать на 300-500 рублей родителей наркоманов, даже если их дети не нарушают общественного порядка, а употребляют запрещенные препараты у себя дома. При этом информировать соответствующие органы о том, что в доме завелся наркоман, предлагается соседям. Но и это еще не все. В этот процесс собираются подключить и работодателей, которым будут сообщать о том, что их сотрудники вырастили ребенка-наркомана. Это почему-то называют «борьбой с зависимостями».

При этом, прямо сейчас по закону (ст. 20.22 КоАП РФ) родителей или законных представителей штрафуют на сумму 300-500 рублей, если их дети появились в состоянии наркотического опьянения в общественных местах. Идея председателя экспертного совета комиссии по безопасности Мосгордумы совета Антона Цветкова заключается в том, что родителей нужно штрафовать не за то, что они не доглядели и выпустили ребенка в наркотическом опьянении на улицу или в парк нарушать общественную нравственность, а за то, что они в принципе воспитали ребенка-наркомана.

Председатель экспертного совета также добавил, что, помимо финансовых рычагов, на родителей надо воздействовать «страхом за возможность огласки данного обстоятельства по месту работы». Для чего все это делается? А для того, чтобы в случае возникновения подозрений родители привели ребенка к врачу, который проведет обследования и определит, принимает ли несовершеннолетний наркотики, чтобы отдать наркозависимого в специальное учреждение, где его будут “лечить”.

Я не могу без содрогания читать подобные рекомендации, потому что полностью предвижу последствия этого законопроекта. Представьте себя на месте такого родителя. Мало того, что у вас трагедия в семье, вы прекрасно знаете, что в государственной клинике вашему ребенку помогут с результативностью 3%, вас еще и опозорят перед коллегами и начальством на работе, оштрафуют. При этом донести на вас должны соседи. Страх родителей перед позором не спасет их ребенка от зависимости, это очевидно. Постоянный страх родителей по поводу того, принимает ребенок наркотики или нет (они же не специалисты), приведет к полному разладу отношений родителей и детей в семьях. А это может привести к тому, что ребенок таки начнет принимать наркотики. Ответственность и страх, это вообще абсолютно противоположные категории. Об уважении к личности тут нет и речи. Для меня очевидно, что предложения депутата, не только не решает ни одной проблемы, но и создает новые.

Такое впечатление, что депутат хочет насильно наполнить койки государственных наркоклиник в приказном порядке, а в столице создать атмосферу тотальной слежки и страха. Я уже не говорю о том, что эти меры могут стать еще одним способов получения взяток у граждан правоохранительными органами.

А что предлагает украинская стратегия наркополитики? Можем ли мы надеяться на разумное отношение к проблеме распространения наркомании в Украине? Цитата из документа: «Стратегическая парадигма государственной политики в отношении наркотиков – потребность во всестороннем переходе от карательного, уголовно-правового направления антинаркотических мероприятий в лечебно-профилактических как наиболее плодотворных в контексте преодоления наркомании».

Такой стратегией можно гордиться. Я 17 лет не только изучаю проблему наркомании, но и занимаюсь эффективной профилактикой по программе «Нарконон». И я очень рада, что в Украине все же принята гуманная наркополитика, к выработке которой я тоже приложила свои усилия и рекомендации еще 2 года назад. Я могу сказать, что сбылась моя мечта – государство отдает приоритет профилактике и реабилитации. Настоящий Европейский выбор! Кроме того, в Украине ГСКН сформулировала такую государственную политику, при которой проведение ее осуществляются совместно общественными, профессиональными, религиозными объединениями, научными учреждениями, благотворительными фондами, и другими структурами.

Что касается помощи наркозависимым, то ГСКН предлагает расширение проведения длительного курса добровольного лечения и реабилитации вместо наказания в виде лишения свободы для людей с наркотической зависимостью и восстановление навыков социальной адаптации, привитие качеств самосохранения личности, прежде способности к полноценной жизнедеятельности. Это полностью соответствует концепции нашей организации.

Дай Бог, чтобы эта стратегия из области планов поскорее перешла в область практики.

Последнее время у нас принято ругать государство, чиновников. Но как писал Л.Рон Хаббард: «Фактически, общество держится на людях доброй воли. Люди, работающие на государственных предприятиях, общественные лидеры, работники частного сектора, добросовестно выполняющие свою работу, – все они, в большинстве своём, являются людьми доброй воли. Если бы они не были такими, они бы давно перестали работать на благо общества».

Думаю, что все познается в сравнении. Наркополитка Украины с моей точки зрения заслуживает всемерной поддержки населения. Потому что если мы не будем поддерживать разумные решения государственных служб, результатом может стать репрессивная неработающая политика, результатом которой может быть только провал.

Комментарии закрыты.