Реклама как приглашение к самолечению. Простота опасная для жизни

d180d0b5d0bad0bbd0b0d0bcd0b0-d0bad0b0d0ba-d0bfd180d0b8d0b3d0bbd0b0d188d0b5d0bdd0b8d0b5-d0ba-d181d0b0d0bcd0bed0bbd0b5d187d0b5d0bdd0b8

Как свидетельствуют опросы, от 50 до 70 % наших граждан сами ставят себе диагнозы и спешат в аптеки за лекарствами. Человека, решившего заняться самолечением, толкает на этот путь ряд факторов. Среди них, пожалуй, едва ли не решающее значение имеет реклама медикаментов и товаров для здоровья.

Делая выбор в пользу того или иного лекарства, важно не ошибиться, потому как цена вопроса велика — собственное здоровье.

В России реклама рецептурных препаратов разрешена только в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а вот медикаменты, продаваемые без рецепта, можно рекламировать в СМИ. И вот тут открывается широкое поле деятельности для фарминдустрии. Определённые недобросовестные компании злоупотребляют доверчивостью граждан, подавая информацию о целительных свойствах препаратов в неправдивом виде.

Зачастую фармконцерны преувеличивают эффективность своего продукта. Допустим, рекламируя крем на основе конского каштана, производитель, демонстрируя ноги 20-летней девушки, заявляет, что именно этот препарат сделал её конечности стройными, хотя, как известно, основной метод лечения варикозного расширения вен нижних конечностей — хирургический, а все кремы имеют лишь вспомогательное значение. Но более наглядным примером может послужить судебный процесс американских потребителей против компании Danone, производящей продукты функционального питания. Недовольные покупатели инициировали в 2009 году клинические исследования, доказавшие преувеличение результатов положительного воздействия йогуртов Activia и DanActive на здоровье человека. После того как производитель согласился выплатить потребителям компенсацию в размере 35 млн долларов, судебное разбирательство завершилось мировым соглашением сторон.

Иногда фармацевтические гиганты используют также и искажение информации о препаратах. Предположим, рекламный слоган какого-нибудь ферментного препарата сообщает о том, насколько станет легче желудку потребителя после приёма таблетки, но на самом деле ферменты вообще не имеют никакого отношения к желудку, так как реализуют своё действие в 12-перстной кишке. За подобную недостоверность иногда приходится платить, притом буквально. Так, в 2009 году всемирно известную компанию Pfizer признали виновной в незаконной рекламе своих медикаментов как лекарств от болезней, на которых они не тестировались. Фармацевтический концерн выплатил 2,3 млрд долларов, дабы избежать судебной тяжбы.

Некоторые производители прибегают к замалчиванию возможных побочных эффектов своих лекарств. Нужно опасаться не тех препаратов, инструкции которых изобилуют побочными эффектами и противопоказаниями к применению, это как раз признак добросовестности компаний, но следует подозрительно присматриваться к медикаментам, где подобные примечания и предупреждения отсутствуют либо не выявлены.

С целью повышения продаж препаратов производители подчас прибегают к запугиванию. Например, в рекламе препарата для лечения храпа суровый мужской голос доводит до сведения, что, дескать, храп — причина инсульта.

Очень редко, но бывает и так, что, продвигая на рынке очередной медикамент, изготовители пускают в ход неприкрытую ложь. В частности, длительное время существовал один известный препарат, содержавший экстракт женьшеня и витаминно-минеральный комплекс. Основным показанием к применению этого лекарственного средства было лечение и профилактика гиповитаминозов. Но то ли препарат плохо продавался, то ли ужесточились условия конкуренции, факт тот, что вдруг, без изменения состава лекарства, была запущена рекламная кампания, рекомендовавшая этот медикамент для лечения эректильной дисфункции.

В данном случае фармкомпании повезло — её действия оказались незамеченными органами госнадзора. Этого нельзя сказать о компании Boehringer Ingelheim, которую антимонопольный комитет Украины совсем недавно решил оштрафовать на 1 млн гривен за распространение обманной рекламной информации о лекарственном средстве «Лазолван». Было установлено, что реклама вводила в заблуждение потребителей, создавая впечатление, что это лекарство полностью исцеляет от хронических заболеваний дыхательной системы. В действительности же лекарство просто разжижает мокроту и способствует её выведению.

Не стоит забывать, что на рекламу того или иного препарата чутко реагирует фармацевтическая мафия, выбрасывая на рынок поддельные лекарства, составляющие, по разным оценкам, от 15 до 20 % всех медикаментов в России. Фальсификации подлежат как дорогостоящие препараты, так и недорогие средства типа ацетилсалициловой кислоты или нитроглицерина. Чтобы хоть как-то уменьшить вероятность оказаться в рядах жертв контрафактных лекарств, не стоит, доверяясь рекламе, приобретать препараты в интернете, так как доля подделок, продаваемых в онлайне, достигает 50%. Без крайней необходимости не нужно покупать таблетки в аптечных ларьках или в аптеках со слабо развитой сетью. При покупке не стоит соглашаться на замену требующегося медикамента каким-нибудь другим аналогом. Прежде чем расплачиваться за лекарственное средство, необходимо обратить внимание на состояние упаковки, отсутствие грубых грамматических ошибок в инструкции к применению, номер партии лекарства и срок его годности.

Однако, даже отставив в сторону специфическое отношение отдельных фармпроизводителей к гражданам и не принимая во внимание контрафактные препараты, наиболее существенный недостаток рекламы медпрепаратов в СМИ заключается в упрощённой подаче проблем со здоровьем, проще говоря, в призывах лечить определённые симптомы, а не заболевания. Именно такой подход эксплуатируется в рекламных слоганах. Предлагая, скажем, средство, устраняющее головную боль, человеку не сообщают, что эта самая боль может быть, например, предвестником инсульта и необходимо уточнить её причину. А рассказывая с экрана телевизора о чудо-лекарстве, избавляющем от учащённого мочеиспускания, потребителя не информируют о схожести симптомов рака простаты и аденомы этого органа и о необходимости соответствующей проверки.

Конечно, среди огромного количества рекламируемых препаратов присутствуют и достойные лекарства, но даже они, употреблённые не по показаниям, могут навредить и привести к печальным последствиям. А уж если таковые случатся, вся ответственность целиком ляжет на плечи человека, занимавшегося самолечением, ведь реклама не заставляет кого-либо предпринимать конкретные действия, она лишь предлагает тот или иной препарат.

Комментарии закрыты.