Развитие физкультуры и спорта на местах

d180d0b0d0b7d0b2d0b8d182d0b8d0b5-d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d18b-d0b8-d181d0bfd0bed180d182d0b0-d0bdd0b0-d0bcd0b5d181d182

По поводу принятия стратегических решений (о проведении универсиады в столице Татарстана 2012года, олимпиады в Сочи 2014 года, чемпионата мира по футболу 2018 года и строительства большого числа спортивных объектов в разных частях России) распространяться особенно не буду. Скажу только, что стратегия выбрана верно, и будет иметь многоплановые положительные последствия, как в борьбе с алкоголизмом, так и для пропаганды здорового образа жизни. В общем, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, эти решения дадут очень хорошие результаты.

Хочу в этой заметке остановиться на краткосрочных управленческих решениях которые можно было бы запустить на местах, не дожидаясь «пинка» сверху. На решениях которые можно принять уже сейчас и которые будут упреждающе вписаны в среднесрочную и долгосрочную стратегию развития физкультуры и спорта. Эта статья, моё видение решения этой задачи. Поскольку основой частью любительского спорта, является детский и юношеский спорт, то речь в большей степени пойдёт именно о нём. Именно в детстве закладываются основы физического здоровья на всю жизнь, а также в процессе воспитания прививается культура здорового образа жизни и поддержания себя в хорошей физической форме.

Вступление:

Возможны два способа управления.

Структурный способ, — когда под каждую цель или их некоторую совокупность создается специализированная структура, архитектура которой — целесообразна. Иными словами, достижение целей обеспечивается архитектурой структуры, построенной из функционально специализированных элементов, и информация разпространяется адресно по иерархии элементов и структур.

Безструктурный способ управления, — когда в системах, состоящих из большого числа многофункциональных элементов, достаточно универсальных и взаимозаменяемых в большей или меньшей мере, управление ведётся на основе безадресного циркулярного разпространения информации в ней. При безструктурном способе управления управляемыми и контрольными параметрами являются статистические характеристики массовых процессов.

Поэтому противопоставление плановой экономики рыночной это — противопоставление концепции управления безструктурному способу управления; либо же — противопоставление директивно-адресного (структур­ного) управления безструктурному управлению, в зависимости от понятийной нагрузки слов «план» и «рынок». Противопоставления такого рода возможны только по невежеству. В частности, в системах, к классу которых принадлежат общество и его хозяйство, в которых возможно и структурное управление, и безструктурное, наивысшему качеству управления свойственно согласование структурного и безструктурного управлений в едином процессе.

Полная функция управления — целостная совокупность возможностей разнокачественных действий в процессе управления, т.е. мера бытия объективно возможного управления. Она включает в себя: 1) выявление объективного процесса, вызывающего потребность в управленческом вмешательстве, 2) определение целей управления, 3) построение концепции управления, отвечающей принципу устойчивости объекта в смысле предсказуемости поведения, 4) порождение объективного процесса упра­вления как такового, 5) контроль над течением процесса управления и его коррекция, 6) принятие решений о дальнейшем управлении при достижении ранее поставленных целей. Это можно разписать более детально или менее детально, но необходимо помнить, что конкретное управление может быть только фрагментом в некой объёмлющей его полной функции управления, вложенной, в свою очередь, в иерархически высшее объёмлющее по отношению к ней управление. / «Краткий курс»/

Анализ текущего состояния по данному вопросу (выявление объективного процесса, вызывающего потребность в управленческом вмешательстве).

1.Сейчас, пропаганда здорового образа жизни, ведётся крайне слабо, как на федеральном уровне, так и на региональном и местном. Проводимые от случая к случаю спортивные мероприятия и праздники, позволяют пиариться чиновникам, депутатам и пр…, но приносят крайне мало пользы. Структурные проекты по постройке спорт объектов, открытия кружков и спорт секций, покупка спорт инвентаря (праздники в т.ч.) служат в основном для разворовывания бюджетных средств, через «свои» фирмы подрядчики. В общем, используются крайне не эффективно.

2.Существующие сейчас программы по развитию физкультуры и спорта поддерживают профессиональный спорт, но практически ничего не делают для развития любительского спорта, который наиболее важен и даёт наибольшую опосредованную отдачу, выражающуюся в:

– улучшении общего здоровья человека и следовательно уменьшения затрат на медицину.

– решении проблем занятия детей и подростков в свободное время, улучшая криминогенную обстановку. Выплёскивает энергию детей и подростков в безопасном для общества направлении.

– воспитании активного, здорового образа жизни, который закладывается в детстве и даёт отдачу на всём протяжении активной жизни человека.

В данный момент существует довольно неплохая материальная база созданная в частном секторе экономики но она недоступна (на регулярной основе) для большинства детей и подростков из-за дороговизны услуг. Муниципальные кружки и секции (если таковые имеются), малочисленны и зачастую не отражают всего спектра возможных интересов детей и подростков. Фактически в данный момент существует по сути два параллельных, направления движения в этой области, которые практически никак не пересекаются.

Постановка задачи (определение целей управления):

Пропаганда здорового образа жизни и развитие физкультуры и спорта на местах. Упреждающее вписывание, или как минимум, разработка и приём комплекса мер не противоречащих объемлющей (федеральной) концепции развития физкультуры и спорта. Что нужно сделать в общем плане (построение концепции управления, отвечающей принципу устойчивости объекта в смысле предсказуемости поведения)

Запустить процесс развития физкультуры и спорта в безструктурном режиме, переведя его из ручного управления в автоматический режим. (Другими словами, оставить за административными органами власти постановку целей и контроль за процессом, но сам процесс перевести на само регулируемую рыночную основу. По сути совместить план и рынок, «плановые» цели и «рыночные» средства достижения цели). Сделать процесс по возможности без коррупционным , прозрачным и понятным для всех участников. Максимально задействовать уже имеющуюся инфраструктуру и более того дать толчок к созданию новой, на базе инвестиций частного капитала в данную сферу. Сделать максимально доступным занятие спортом в первую очередь для малообеспеченных категорий населения, поскольку именно дети из т.н. неблагополучных семей в большей степени лишены доступа к занятию спортом (хотя сами дети не виноваты). И именно из неблагополучных семей зачастую вырастают выдающиеся профессиональные спортсмены (это психологический момент, на котором я не буду останавливаться). Для того, чтобы решить все эти задачи нужно (порождение объективного процесса упра­вления как такового):

Оценить на базе массовой статистики количество в первую очередь малоимущих семей. (к ним можно отнести и многодетные семьи с количеством детей скажем более 3, это, как вариант, в каждом конкретном случае (городе), нужно смотреть отдельно). Определить такие семьи не составит большого труда, поскольку нужно будет, только выделить из семей получающих субсидии на оплату ЖКХ, семьи, имеющие детей школьного возраста, и учесть их количество. Такие семьи уже доказали государству свою мало доходность и предоставили все необходимые документы, поэтому гонять людей повторно сбором справок не потребуется, да и значительно упростит получение субсидии на спорт, в виде скажем «спортивных чеков». В формировании бюджета деньги выделяемые на развитие спорта делятся на количество нуждающихся в помощи детей. В результате получается сумма дотации в расчёте на каждого ребенка в год. Разбив эту сумму по месяцам, получим сумму дотации на занятие ребенка спортом в месяц. Для упрощения расчётов я не буду применять дифференцированный метод (как при начислении субсидий, хотя такой вариант тоже реализуем. Однако я считаю, что получающие даже небольшую субсидию на оплату ЖКХ, должны получать полноценную дотацию на занятие спортом). Это будет единая сумма для любого ребенка проживающего на данной территории. На эту сумму выдаётся «спортивный чек». «Спортивный чек» имея номинал (который может быть год от года разный) не обменивается на деньги напрямую. Он может быть потрачен только на оплату ЛЮБЫХ спортивных секций и кружков3, чтобы не было «химии» с чеками со стороны чиновников администрации, через «свои» фирмы. В принципе для снижения коррупционности данной схемы «спортивные чеки» (СЧ) можно не выдавать живьём, не в бумажном виде, ни в виде карточек, а вести списком свободно выложенным в интернете. Прозрачность схемы будет хорошей защитой от нечистоплотных чиновников. «СЧ» монетизируются по итогам месяца из бюджета напрямую тем секциям и кружкам, которые оказывали услуги в определённом объёме. Если «СЧ» какого-либо ребенка остался не активирован (ребенок не выбрал секцию или кружок), то эти деньги должны перечисляться в резервную часть бюджета и в дальнейшем идти на стимуляцию кружков и секций отличившихся в деятельности или как призы в соревнованиях, или … вариантов масса, но все их нужно просчитать и конкретно расписать. С помощью этого механизма, запускаются рыночные механизмы работы. Частники, уже вложившие деньги в спорт инфраструктуру, получат опосредованный (через детей) доступ к бюджетным деньгам. Поскольку объём этих самых денег, будет зависеть напрямую от волеизъявления детей и их родителей, то это запустит конкуренцию в этой сфере и в конечном счёте приведет к снижению платы и улучшению качества предоставленных услуг. Хотя к «СЧ» можно будет доплачивать разницу в цене (если занятия дорогостоящие), но я думаю, что выиграют те, кто будет работать или без доплаты или с минимально-необходимой доплатой. К тому же, такой механизм будет гибко реагировать на изменяющиеся вкусы молодёжи, будут появляться новые кружки и секции более полно отвечающие интересам детей. Для многих кружков обделённых вниманием и поддержкой властей это будет существенной помощью. Кружки и секции не популярные у детей и их родителей, существующие сейчас только за счёт блата в администрации, скорее всего перестанут существовать. Контроль и управление процессом (контроль над течением процесса управления и его коррекция).

Проверка достоверности данных должна быть регулярно-выборочная и основана, допустим, на видеосъёмке которую обязаны хранить скажем в течении 2-3 месяцев. За «химию» с бюджетными деньгами можно вычёркивать таких из списка кружков и секций участников программы. (Добавление в список не должно быть очень сложным, для того, чтобы чиновники не городили препоны, нужно от них требовать более полного освоения выделенных средств. Тогда они сами начнут работать, напоминать и торопить не определившихся с выбором. Если чиновники начнут химичит через своих, то любой ребенок или родитель сможет посмотреть на сайте куда идут его деньги и подать жалобу для проверки правомерности расходования средств). Я понимаю, что многие фирмы предложат родителям обналичить через них «СЧ» выделенные на их детей. Это останется на совести самих родителей, но государство обязано дать шанс на занятие спортом их детям. Факты обналички наверняка всплывут и таким фирмам должны быть предъявлены обвинения в мошенничестве в рамках действующего законодательства. Причем практика такого рода, должна показать, что с бюджетными деньгами лучше мошенникам не связываться. Для управления процессом у администрации конечно останутся средства резервного фонда, которые она может направить на стимулирование развития нужных направлений и поощрение спортсменов показывающих хорошие результаты (поддержка кандидатов в профессионалы и просто талантливых детей). Продолжать или не продолжать такого рода управления (принятие решений о дальнейшем управлении при достижении ранее поставленных целей) должны показать результаты. Хотя уже поверхностный анализ показывает, что:

Через малоимущих детей можно запустить автосинхронизацию процесса вовлекая и вполне благополучных, не определившихся в этом вопросе детей, в более активное занятие спортом. Занятие спортом сближает людей разных социальных слоёв по интересам, что непременно скажется в перспективе. Всё вышеперечисленное в связке с усилиями федеральных властей по популяризации спорта (универсиада, олимпиада, ЧМ и пр…) даст толчок развитию физкультуры и спорта в регионе. К тому же эти средства помогут провести и антиалкогольную компанию. Поскольку к моменту ее широкомасштабного развёртывания, будет готова реально работающая альтернатива. При применении такой политики на местах можно очень даже неплохо подойти к Чемпионату мира 2018 года, воспитав молодёжный резерв. Такой подход к развитию физкультуры и спорта даст мощный кадровый резерв для профессионального спорта. Хотя на мой взгляд, профессиональный спорт не нужен, поскольку из такого статистически-массового явления, как любительское занятие физкультурой и спортом неизбежно выделятся талантливые ребята, наделённые природой, которые будучи любителями (имеющими другую, не спортивную специальность, скажем военную :), без напряга смогут выступать на профессиональных соревнованиях. Чтобы принимать какие-то конкретные решения нужно ориентироваться на массовую статистику и её анализ. Скажем если будет наблюдаться снижение заболеваний у детей и выразится это в материальной форме в виде уменьшения больничных у родителей, снижение затрат на датируемые медикаменты и пр…, то можно пропорционально увеличить расходы на физкультуру и спорт обеспечив господдержкой большую часть детей. Снижение болезней у детей может проявиться и в нематериальной форме, допустим, скажется на успеваемости в обучении, на качестве медобслуживания, хотя бы в части уменьшения очередей.

PS.

Всё описанное в данной заметке является принципиальной схемой решения задачи и не претендует на законченность и безупречность. Я постарался донести саму идею и принцип решения задачи. При принятии её за основу в каком-либо конкретном случае требуется детальная его проработка. Я не профессионал в системе административного управления (я инженер-механик) и многих конкретных законов не знаю, но общее видение у меня сформировалось именно такое.

Желаю всем успеха.

Фитнес центры, тренажерные залы, секции боевых искусств и пр… и пр… на что есть платёжеспособный спрос. Будем считать, что те у кого доход больше установленной законом нормы по субсидиям ЖКХ смогут сами оплатить занятия в секциях своим чадам. Конечно они должны быть соответствующим образом оформлены и зарегистрированы, а главное выполнять ряд необходимых условий, не слишком обременительных, на мой взгляд, например: иметь аппаратуру видеонаблюдения и компьютерную регистрацию пользователей. Это будет полезно и для безопасности самих детей и для контроля реальности предоставляемых услуг. Благо системы регистрации и подачи отчётности через интернет, сейчас сносно действуют практически везде. Скажем для олимпийских видов спорта, которым необходимы аренда спорт сооружений, как в фигурном катании, водном поло, плавании и пр… можно оплачивать такую аренду. Для футбольных секций, компенсировать аренду футбольных полей. В каждом конкретном случае выбирается по своему.

Комментарии закрыты.