Принудительное лечение алкоголиков: не изоляция, а помощь

d0bfd180d0b8d0bdd183d0b4d0b8d182d0b5d0bbd18cd0bdd0bed0b5-d0bbd0b5d187d0b5d0bdd0b8d0b5-d0b0d0bbd0bad0bed0b3d0bed0bbd0b8d0bad0bed0b2

Глава МВД Рашид Нургалиев вернулся к идее восстановить систему принудительного лечения больных алкоголизмом и наркоманией.

Нужно ли принудительное лечение? И как должна быть организована такая система? Об этом в эфире “Утра России” рассказал руководитель отдела реабилитации Национального наркологического центра Минздравсоцразвития РФ Тарас Дудко.

“Я думаю, принудительная система лечения должна иметь место в нашей стране. Она существует во многих европейских странах и США, и она дает положительные результаты”, – считает он. Но как быть, если человек, страдающий алкоголизмом или наркоманией, не согласен лечиться? “Мы говорим о принудительном лечении, а принуждение может быть только по суду”, – отметил Дудко.

Однако существовавшая в советские времена система принудительного лечения была закрыта – и, наверное, неспроста. Возникает вопрос: зачем возрождать то, что доказало свою неэффективность? По мнению эксперта, советская система не работала потому, что не носила гуманитарный характер, а была направлена на изоляцию алко- и наркозависимых граждан.

По его словам, сейчас принудительное лечение может быть введено для лиц, чья форма поведения ставит их на грани невменяемости. Информации о таких людях, как правило, много – она есть, в частности, у участкового. Если неоднократное помещение таких лиц в лечебное учреждение не имеет никакого эффекта, тогда, по решению суда, он может быть направлен на принудительное лечение. “Это не должно быть злоупотребление, потому что мы имеем исторический опыт такого злоупотребления принудительным лечением”, – подчеркнул Дудко.

Сколько оно будет продолжаться – сказать сложно, хотя бы потому что сложно говорить о полном излечении от таких заболеваний как алкоголизм. “Но все-таки есть определенные критерии, когда человек восстанавливается физически и психически, у него есть определенный социальный настрой. И тогда видно, что этого человека можно выписывать под определенное наблюдение”, – продолжил Дудко.

Эксперт пояснил, что человек – такая биологическая система, которая способна к восстановлению, если патогенный фактор перестает на него действовать. “В период восстановления изменяется отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Если мы не изменим его мировоззрение, мироощущение, если у него не будет стремления избавиться от своего недуга, то, конечно, мы ничего не получим, – отметил он. – Но мы понимаем, что это хроническая болезнь, и сколько бы человек не находился в закрытой среде, где ему оказывается лечебная помощь, он все равно выходит в открытое общество”. Поэтому, по словам эксперта, необходима очень мощная система наркологической помощи вне лечебных и исправительных учреждений.

Он добавил, что помощь таким пациентам не должна ограничиваться лечением. Она должна касаться и трудоустройства, и психологической поддержки. И – главное – сам пациент должен понимать, что получать ее необходимо.

Комментарии закрыты.