Почём бесплатная медицина?

d0bfd0bed187d191d0bc-d0b1d0b5d181d0bfd0bbd0b0d182d0bdd0b0d18f-d0bcd0b5d0b4d0b8d186d0b8d0bdd0b0

Непростую ситуацию в здравоохранении сегодня связывают с переводом финансирования медицины из федерального бюджета в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Побочный эффект

Любая задержка финансирования в здравоохранении особо чревата негативными последствиями: людей надо лечить, даже если казенные деньги задерживаются. И тогда деньги приходится брать с пациентов – стариков, детей, инвалидов – всех, кто обращается за медицинской помощью. Согласно новому порядку предоставления платных медицинских услуг в государственных поликлиниках и больницах, трудно разрешимые финансовые проблемы медучреждений допускается решать за счет кошелька граждан. К тому же постановление правительства № 1006, принятое еще в 2012 году, сузило объем медицинской помощи, которую можно получить бесплатно.

С прошлого года доплачивать нужно и за самостоятельное посещение профильного врача без направления терапевта, и за диетическое питание в больнице, и за послеоперационный уход, и за аналоги лекарств, если назначенные врачом бесплатные лекарства недостаточно действуют или имеют сильные побочные эффекты…

Все это, как ни странно, теперь отнесено к «дополнительным услугам», которые не входят в государственный перечень гарантий оказания медицинской помощи.

В приказе Минздрава есть одна оговорка, которую особенно охотно используют сегодня в поликлиниках и больницах – цена на многие, ставшие платными, процедуры может устанавливаться «самостоятельно на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения». Вот почему стоимость одних и тех же медицинских услуг может различаться в различных регионах и даже городах.
«Неформальные платежи»

Казалось бы, такая финансовая вольница недопустима и прямо противоречит федеральному закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В нем черным по белому написано, что «порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются правительством РФ» (статья 84-я, пункт 7).

Но на закон у нас, как правило, не смотрят, медики работают по приказу и не привыкли задумываться над тем, что во многих небольших селениях у людей нет выбора, в какую больницу пойти. И за прием к врачу им придется платить столько, сколько заявит монополист. Тем более, что верхняя ценовая планка в приказе Минздрава определена очень туманно. Цены (тарифы) на медицинские услуги, как сказано в нем, устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20 процентов.

Кроме того, за помощь в ночное время рекомендуется поднимать тариф еще на 30 процентов, а в выходные и праздники – еще на 50 процентов. Что же получается? Лечиться в государственные клиниках и в частных нет никакой разницы. А как же бесплатная медицина? Неужели вопреки заявлениям руководства страны она приказала долго жить?

Похоже, к этому все и идет. «На практике ее получение в 30-60 процентов случаев сопровождается «неформальными платежами», – отмечает Василий Власов, президент Общества специалистов доказательной медицины Общий размер личных расходов граждан на медицинские нужды, по его расчетам, очень велик – примерно 30 процентов за последнее десятилетие.

Все устроено так, что больной «покупает» бесплатную помощь – в противном случае рискует получить отказ в ее оказании, и последствия могут быть трагическими.

Так сложилось, что единственной большой группой населения, доходы которой в течение последних шести лет росли, стали пенсионеры. Если в развитых странах к ним относятся как к людям с ограниченными финансовыми возможностями, нуждающимся в экономической поддержке, в том числе и при получении медицинской помощи, то у нас, в России, пенсионеры стали важным источником дохода в малоимущих семьях.

К сожалению, и эти повышенные доходы неприемлемо малы. Так, в 2013 году средний размер назначенных пенсий в Российской Федерации – 10 тысяч рублей. На такие деньги никакой качественной медицинской помощи получить невозможно.

По данным медицинского сообщества, около 20 процентов населения ограничены в получении медицинской помощи и еще около 10 не могут приобрести даже самые дешевые лекарства для длительного лечения.
По новым правилам

И это еще не все. По новым правилам с прошлого года работают и врачи «скорой помощи». Согласно закону «Об обязательном медицинском страховании» (ОМС), скорая должна предоставлять услуги после предъявления страхового полиса.

А если у больного просроченный полис, то ему или родственникам вызов врачей придется оплачивать за государство? Минимальная цена, закрепленная в нормативных документах, – 1435,6 рубля, однако в эту сумму не входят услуги фельдшера. Если больной откажется платить, то работники «скорой помощи» вежливо разъяснят, что получают заработную плату со страховых сборов. Но причем тут сборы? Есть же Конституция, в которой четко записано, что государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь каждому вне зависимости от того, есть ли у него набор необходимых бумаг.

Однако замена бесплатной медицины на платную – только одна сторона медали. Реформаторы здравоохранения сумели все так запутать, что их благие замыслы превращаются в ужасы нашего времени.

Что происходит в Москве, с которой обычно копируют все самое новое?

Введение трехуровневой системы медицинской помощи, когда по месту жительства пациент может получить помощь только самых востребованных врачей – терапевта, хирурга, офтальмолога, невролога, а остальные услуги в больших специализированных центрах, чиновники связывают с сокращением административного штата. Один главврач на несколько объединенных поликлиник, как они уверяют, – это нормально, потому что это экономит бюджетные деньги. Происходит объединение юридических лиц с сокращением административного аппарата, а о реальном сокращении числа лечебных учреждений речи не идет.

Что получается на практике? Административный штат если и сокращается, то крайне незначительно, а вся «оптимизация» сводится к тому, что у поликлиник отнимают хорошие здания и передают их потихоньку в частную собственность.

Зато теперь диабетики или сердечники, например, могут получить помощь только в «головном» амбулаторном комплексе и нигде больше. Между тем, очередь к специалисту и без таких нововведений в столице, где поликлиник гораздо больше, чем в других регионах, приходится томиться в очереди по полтора часа. Можно представить, как она вырастет, когда узкие специалисты будут вести прием только в одном, отведенном для них месте.

Три минуты на осмотр

Помимо этих сюрпризов москвичей ждет сокращение числа больничных коек примерно на треть. Чем они помешали реформаторам? Неужели они не осведомлены о том, что койко-мест и так не хватает, больных приходится располагать в коридорах. В некоторых больницах за это еще и требуют заплатить.

Но реформаторы упорно настаивают на своем: у нас в стране традиционно больничные койко-места используются неэффективно. В странах с эффективной системой здравоохранения 70 процентов пациентов обслуживаются в поликлиниках, и лишь 30 – в стационарах. У нас все наоборот.

Прежде чем приводить такие сравнения, стоило бы обратить на главный принцип оказания медпомощи. За рубежом все сделано для того, чтобы больше внимания уделять пациенту. У нас в основу положен бумажный принцип. Общее количество различных форм и справок медицинской документации, которые обязаны заполнять врачи, перевалило за 350, а время приема пациента сократилось – с 15 до 10 минут. Причем за эти 10 минут врач должен оформить минимум три-четыре документа, да еще провести осмотр, поговорить с пациентом, дать ему необходимые рекомендации. Впрочем, и сама министр Вероника Скворцова признает, что 70 процентов времени врача уходит на писанину. Сколько же остается на осмотр? Три минуты…

Освободить врачей от бумажной работы не может даже министр. Все дело в том, что подробное заполнение бумаг требуют у поликлиник проверяющие страховых компаний.

Если документы заполнены не полностью или неправильно, то они имеют право отказать в финансировании прямых затрат на лечение больных. Это значит, что денег ни поликлиники, ни врачи не получат. Так что главное внимание лечебные учреждения теперь вынуждены уделять не качеству лечения, а бумаготворчеству. И просвета не видно, потому что требования к отчетности только ужесточаются

Словом, все сделано для того, чтобы вынудить людей из городских поликлиник переходить в частные, а тем, у кого есть деньги, спокойно лечиться на Западе. Вот и возникает вполне закономерный вопрос: за что мы платим социальные взносы, если система бесплатной медицинской помощи разваливается на глазах?

Комментарии закрыты.