Поддельные лекарства, которые можно увидеть в аптеках

d0bfd0bed0b4d0b4d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b5-d0bbd0b5d0bad0b0d180d181d182d0b2d0b0-d0bad0bed182d0bed180d18bd0b5-d0bcd0bed0b6d0bdd0be-d183

Всем известно, что медицина не только лечит, но подчас и калечит. В частности, если речь идет о покупке лекарств. Даже в самой известной и проверенной аптеке есть риск нарваться на подделку. Что уж говорить о мелких лотках в магазинах и на вещевых рынках, закрывающихся после первой серьезной проверки. Последствия могут быть самыми печальными: если покупка джинсов D&G made in Подмосковье, которые поползли по швам после первой стирки, лишь расстроит их неудачливого обладателя, то прием фальшивого лекарства опасен для здоровья. Как минимум, смесь мела и сахарной пудры не окажет ожидаемого лечебного эффекта; как максимум, несоответствующее заявленному названию средство усугубит состояние больного. Все знают, чем чреват прием лекарств “наобум”, без консультации врача. А если пациент вместо прописанного ему антибиотика выпьет совсем другой – тот, что недобросовестный производитель подсунул ему в привычной упаковке? Ценой подешевле, качеством похуже? Проблему борьбы с фальсификацией лекарственных средств обсуждали сегодня в рамках пресс-конференции эксперты, компетентные в данном вопросе. Как заявила начальник управления организации государственного контроля, обращения медицинской продукции и средств реабилитации инвалидов Росздравнадзора Валентина Косенко, по итогам 2007 г в России было изъято 58 наименований 146 серий фальшивок. В 2006 г таковых было 66 наименований 147 серий. Вроде бы, особых темпов снижения не видно, но 2005 г, по словам представителя Росздравнадзора, подделок было выявлено гораздо больше. Всего же, по данным, обнародованным ведомством чуть ранее, за прошлый год удалось предотвратить поступление в обращение недоброкачественных лекарственных средств в объеме, составляющем 3,5 проц от общего числа серий, представленных на предварительный контроль. Доля серий фальсифицированных медикаментов от общего количества серий, находящихся в обращении составляет около 0,07 %. Немного, но если речь идет о здоровье населения, и такая цифра критична.

В 94 % случаев подделывают импортные лекарства, и этот процент с каждым годом увеличивается. Причин этого, по словам В.Косенко, несколько. Во-первых, доля отечественных препаратов на рынке не превышает 30 %, во-вторых, импортные средства более популярны у наших граждан. Как правило, именно на них падает взор фальсификаторов: дорогие и пользующиеся спросом подделки, как правило, хорошо раскупают. Поэтому тот, кто привык лечить простуду не отечественным парацетамолом, а швейцарским “ТераФлю”, всегда должен помнить: риск нарваться на “не тот” порошок для него выше, чем был бы в первом случае.

Как сообщила представитель Росздравнадзора, по итогам прошлого года в стране было проведено 247 проверок именно по качеству препаратов. По их итогам было составлено 67 протоколов об административных нарушениях, а в суд было направлено лишь несколько дел. Почему? О юридической подоплеке лекарственных дел рассказал заместитель председателя Общественного совета по здравоохранению и социальной защите при Ассоциации работников правоохранительных органов РФ, профессор Сергей Максимов. По его словам, в УК РФ до сих пор нет отдельной статьи, предусматривающей наказание за изготовление и распространение фальшивых лекарственных средств. Поэтому в случае выявления таких фактов дело возбуждается по статьям 146 УК РФ (нарушение авторских прав) или по 238 УК РФ (обращение опасных для жизни и здоровья товаров). Естественно, доля дел о фальшивых лекарствах в громадном количестве судебных производств, возбуждаемых по этим статьям, минимальна. И в каждом конкретном случае судьям нелегко доказать степень вины по той или иной конкретной статье. Зато представители МВД и других ведомств, ведущих отчетность, с полным правом заявляют: “за прошедший год было возбуждено столько-то дел”. Сколько из них было по поддельным медикаментам и сколько в итоге дошло до суда – никого не волнует.

Росздравнадзор вдобавок лишен возможности самостоятельно составлять административные протоколы и назначать административное наказание. Между тем, такое право есть фактически у всех органов государственной власти Российской Федерации, отметил С.Максимов. Но даже если административное дело так или иначе возбуждено, к моменту его перевода под “уголовную” статью улики, то есть, сами лекарства, не сохраняются. Согласно административному законодательству, они уничтожаются очень быстро, так что необходимость в применении УК отпадает сама собой. Как говорится, нет доказательства – нет и преступления.

Существуют и законодательные недоработки. Депутаты Госдумы прежнего созыва в первом чтении обсуждали законопроект, вводящий уголовную ответственность за производство и продажу поддельных лекарств, и даже приняли его в первом чтении. Однако в планах новой Думы на текущий год этого документа нет, говорит С.Максимов. Конечно, законопроект был недоработанным, и сейчас Ассоциация обсуждает новый вариант. Но это не значит, что его нужно выводить из законодательного поля. Напротив, необходимо всеми возможными мерами форсировать работу по данному документу, чтобы он, наконец, обрел статус закона. “Создается впечатление, что все те, у кого есть соответствующие полномочия, договорились не решать проблему с поддельными лекарствами”, – делает вывод эксперт. Работа по всем упомянутым направлениям, конечно, ведется, но особого прогресса, судя по статистике, пока не видно.

Конечно, простых граждан интересует не время, в течение которого будет принят закон, и уж совсем не то, почему лишь у 1% фальшивок находится производитель. Это вопросы, которые обязаны решать соответствующие инстанции. Самое главное для обывателя – как понять, предлагают ли ему настоящее лекарство или “втюхивают” подделку. На этот счет участники дискуссии дали некоторые разъяснения. Как правило, подделывают антибиотики, витамины, средства от сердечно-сосудистых заболеваний, так что при их покупке нужно быть особенно внимательными. Если человек употребляет данное лекарство постоянно, ему будет довольно легко понять, настоящее оно или нет. Это понятно уже при первом взгляде на упаковку – качество печати, бумага и даже картинка могут отличаться. Злоумышленникам не всегда удается подобрать идентичный материал: картон, фольгу, краску и т.п. Далее, медикаменты могут отличаться по химическому составу. Обычно содержание лечебного вещества в фальшивках гораздо меньше. Так что если у вас возникли подозрения, что купленный препарат не оказывает лечебного эффекта, необходимо обратиться в территориальную организацию Росздравнадзора или в милицию. Обязательно следует сообщить адрес аптеки, где продали фальсифицированное средство.

По словам экспертов, если у вас возникли подозрения, следует обратиться к руководству аптеки. Как правило, у них есть не только документы по той или иной партии, но и перечень препаратов, риск подделок которых особенно велик. Такой перечень есть и на сайте Росздравнадзора. В каждой аптеке обязано быть лицо, ответственное за качество товара, которое обязано дать клиентам все необходимые пояснения. Аптекари и провизоры – люди, не первый год работающие с лекарственными препаратами, и они почти наверняка в курсе, поддельное то лекарство, что лежит на прилавке их заведения, или нет. Только вот скажут ли они об этом нам с вами?

Впрочем, представитель Росздравнадзора не склонна нагнетать панику. По ее словам, выявленные ведомством фальшивки в 85% случаев отличаются от оригиналов только упаковкой, а по химическому составу идентичны. В оставшихся 15 проц случаев отмечены критические недостатки, касающиеся уже содержимого упаковки. Но и здесь случаев откровенной подмены препарата в прошлом году выявлено не было. Как правило, изготовители подделок просто снижают содержание активного вещества. Однако от этого они не перестают быть опасными. Например, фальшивый инсулин грозит диабетикам комой, а поддельное сердечное средство не снимет приступ. Так что лучше минимизировать риски. А это, по мнению экспертов, возможно, если покупать лекарство в крупных аптеках – неважно, частных или государственных. Мелкие киоски, малораскрученные сети не всегда дорожат своей репутацией, поэтому риск того, что они выложат на прилавок фальсификат, выше.

Комментарии закрыты.