О социально-психологическом здоровье учащихся

d0be-d181d0bed186d0b8d0b0d0bbd18cd0bdd0be-d0bfd181d0b8d185d0bed0bbd0bed0b3d0b8d187d0b5d181d0bad0bed0bc-d0b7d0b4d0bed180d0bed0b2d18c

Очень актуальна проблемы психического состояния подростков в настоящее время.

Так в 1979 году Всемирной Организацией Здоровья был введён термин психическое здоровье, который определили как состояние психической деятельности, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивида к ней.

Нарушение психологического здоровья связано с соматическими заболеваниями, неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику.

Проблема состояния психического здоровья детей в России за последнее десятилетие стала острой медико – социально – педагогической проблемой.

Рост психических расстройств за последние годы составил 32%, а заболеваемость возросла в 1.7 раза – это влияет на то, что 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы.

В учреждениях среднего специального образования по сравнению со школами в несколько раз больше учащихся с психогенными реакциями, с патологическим формированием личности, в 2.5 раза – с неврозами, в 1.5 – 2 раза – лиц, употребляющих психоактивные вещества.

По данным Министерства обороны РФ среди заболеваний, послуживших причиной освобождения юношей от призыва на военную службу в 2000г. более 20% пришлось на психические расстройства, в структуре заболеваний, ставших причиной увольнения из войск в первые три месяца, психические нарушения занимают 1-е место, а это 39%.

Очень важным фактом связанным с состоянием психического здоровья – является употребление детьми ПАВ (наркотические – снижается, а ненаркотические увеличивается), а отсюда высокий уровень преступности.

Продолжает расти число суицидов среди подростков, по статистике превышает даже число убийств. Самоубийства растут среди подростков терпящих поражение, осознающих полную безысходность, тупиковость ситуации и тех, кто перестаёт быть самим собой (становится генетически модифицированным).

Формирование психических нарушений зависит во многом от социальных параметров среды роста, развития и воспитания ребёнка. Распространенность психических расстройств значительно выше среди детей – сирот из хронически конфликтных семей.

Дети с нервно – психическими заболеваниями учатся в одних и тех же образовательных учреждениях со здоровыми детьми, они в свою очередь постоянно находятся в пограничном состоянии. В разных регионах процент детей с психическими расстройствами колеблется от 22.5 до 71%. Это позволяет считать проблему психического здоровья подрастающего поколения актуальной.

Характерными чертами здоровой личности являются

– открытость к переживанием с сохранением самоконтроля,

– доверие к самому себе,

– свобода в мыслях и поступках,

– креативность.

И что мы видим сейчас у детей, так ли это? К сожалению… нет, а очень жаль.

Признаки психологического здоровья тоже не всегда присущи всем детям:

– стремление придерживаться “золотой середины”,

– эффективная адаптация.

Критерии оценки уровня психологического здоровья личности:

– критичность и самокритичность,

(адекватность оценки себя и других)

– адекватность требованиям актуальной ситуации и решаемой задачи,

( в несоответствующих случаях безынициативность, безразличие, утомление, и наоборот гиперактивация, перевозбуждение, дистресс)

– способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией,

(при отклонении появляются снижение самоконтроля, безволие, или наоборот сверхконтроль, перенапряжение)

– коммуникативная эффективность,

(способность находить с людьми общий язык, управлять конфликтами, при отклонении происходит превращение свободной личности в манипулятора или приспособленца)

– способность к произвольной включенности в происходящее в качестве действующего лица, фиксация внимания “здесь и теперь”,

(отклонения происходят в форме уплывания мыслей в прошлое или будущее, возникает проблема сосредоточения внимания, или застревание внимания, а как следствие негибкость, неспособность личности к рефлексии)

– способность к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности,

– чувство юмора, остроумие,

(при пониженном чувстве юмора – патологическая серьёзность, тупость, в случае злоупотребление чувством – саркастичность, ироничность, самоирония)

– свобода от зависимостей,

(химических – ПАВ и социально – психологических – зависимость от людей, ситуации, межличностных связей, образа жизни)

– способность радоваться жизни, любить и быть любимым,

– способность принятия себя, удовлетворённость своей жизнью, самоактуализация,

(процесс развития личности отражающий наивысший уровень психического здоровья)

– способность сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях,

– способность к искреннему проявлению альтруизма, стремление творить добро, помогать, стремление и возможность заботиться о ком – то.

А что мешает нам в современном обществе прививать эти качества своим детям? Отсутствие времени, занятость, суета а иногда безразличие и желание лишь выжить в этом бешеном мире.

Социальные факторы.

1. Духовно – нравственная атмосфера в обществе.

В обществе происходит духовно – нравственная деградация, проявления которой многолики. Конкурентная борьба, являющаяся «двигателем» в развитых странах, в России приняла уродливые, агрессивно – криминальные формы, погоня за материальными благами стала смыслом жизни многих людей. Героями подростков чаще становятся бандиты, сумевшие в одночасье сколотить состояние. Многих девушек не смущает безнравственность легкого поведения: профессия проститутки для 23% рассматривается как допустимая при условии высоких заработков.

Самым плохим образом на психологическом здоровье подрастающего поколения отражается тотальная криминализация общества. В России в год возбуждается более 30000 уголовных дел в связи с убийствами, около 10% людей находятся в местах лишения свободы, или имеют судимость, ещё в несколько раз больше количество людей, не привлечённых за совершение преступления. Это влияние значительно повышает риск противоправного поведения подростков, служит подпиткой криминального общества.

Большие трудности в воспитательной работе создаёт резкое расслоение российского общества по имущественному признаку.

1% богатых на одной чаше весов, а на другой миллионы людей, ведущих нищенское существование. Сформировалась своеобразная пирамида несправедливости: чем больше ворует, тем богаче живёт. Эта ситуация взрывоопасна, так как очевидны противоречия с истинами, которым учат детей в школе.

Самым неприятными последствиями для будущего страны является снижение общего культурного уровня российского общества. Россия, имеющая многовековые культурные традиции, стремительно приближается по уровню культуры к Латинской Америке, США, Турции и другим странам, в которых культурой интересуется лишь узкий слой общества.

2. Социально – психологическая зависимость.

Зависимость – это самопорабощение человека своими влечениями.

Группы зависимостей:

А) химические – ПАВ

Б) социально – психологические:

– деструктивные, тоталитарные – зависимость от сект (секта – братство людей, принявших своё, отдельное учение о вере, заключивших согласие).

– лидерские – зависимость от лидера – человека, собравшего вокруг себя группу последователей, учеников, – зависит, куда он поведёт людей: к полной изоляции от мира и подчинению себе, либо к духовному росту, без разрыва социальных связей и принуждения.

– зависимость от СМИ:

— засилье агрессивной рекламы,

— объём ненужной информации,

— негативные сведенья, факты.

3. Воздействие на людей видеоэкранных средств.

В последние годы уменьшилось количество детей умеющих общаться, потому что телевизор становится главным собеседником, а в результате – плохое владение родной речью. Ребёнок привыкает к экранному восприятию и при чтении книг или прослушивании материала – становится не реальным его восприятие. Просмотр телевидения приводит к:

– увеличению агрессивности в поведении,

– уменьшению факторов, сдерживающих агрессию,

– формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие действия.

Увлечение Интернетом тоже ведёт к зависимости. Симптомы Интернет – зависимости:

– тяга при плохом настроении,

– чувство подавленности при ограниченном времени, проводимом в Интернете,

– появление сложностей в работе или отношениях вне Сети в результате увлечения Интернетом,

– желание скрывать реально проводимое время в Интернете,

– безуспешность попыток со стороны родителей ограничить время, проводимое ребёнком в Интернете,

– постоянные мысли о том, что сейчас происходит в Интернете,

– поиск информации через Интернет вытесняет обращения с этой целью к людям.

4. Медико – социальные и микросоциальные факторы.

Традиционное беспечное отношение к своему здоровью и отсутствие моды на здоровье негативно влияет на формирование культуры здоровья в обществе. В последнее время появляются много фитнесс – центров, и их посещение становится престижным, но по карману лишь состоятельным людям. Образ жизни родителей – модель, по которой ребёнок строит свои отношения с миром, в том числе в отношении здоровья.

Психологическое здоровье школьника – основа его благополучия в жизни. Недопустимо экономить силы и ресурсы на его формирование.

Забота государства о психологическом здоровье населения и особенно подрастающего поколения показывает, есть ли у этой страны будущее и какое оно.

Комментарии закрыты.