Опасны ли для зрения современные кинотехнологии?

d0bed0bfd0b0d181d0bdd18b-d0bbd0b8-d0b4d0bbd18f-d0b7d180d0b5d0bdd0b8d18f-d181d0bed0b2d180d0b5d0bcd0b5d0bdd0bdd18bd0b5-d0bad0b8d0bdd0be

Медицинская экспертиза установила: причина смерти зрителя, который ранее жаловался на высокое артериальное давление, — кровоизлияние в мозг.

И это случай не единичный: многие зрители жалуются, что во время сеанса ощущают головокружение, тошноту, потемнение в глазах. А вот моя коллега, посмотревшая «Аватар», сказала, что получила удовольствие от просмотра, никаких неприятных ощущений у нее не было. По ее мнению, вся шумиха вокруг фильма — не более чем умелый пиар картины.

Сама я фильма не видела и, хотя склонна верить своей коллеге, все же решила выслушать мнение специалиста. Мой собеседник — заведующий кафедрой офтальмологии Российского государственного медицинского университета профессор, доктор медицинских наук Евгений Егоров.

Гляди, не ослепни

Российская газета: Евгений Алексеевич! Может, я ошибаюсь, но так как давно живу на свете, то помню, что в Москве полвека назад были кинотеатры, в которых шли, как тогда их называли, стереофильмы. Помню даже название того, который смотрела, — «Машина 22-12». Давали нам перед сеансом очки. Никаких отрицательных ощущений не было…

Евгений Егоров: Действительно, трехмерное объемное киноизображение — не новость. Наш великий кукольник Сергей Владимирович Образцов использовал стереозвук в спектаклях своего театра. Эффект огромный — звук становился объемным, летел по залу со всех сторон, с потолка.

РГ: Но в кино это не только звук — изображение тоже объемное…

Егоров: И это вкупе дает потрясающий эффект присутствия. Ты как бы в центре происходящего. Более того, ощущение участия в этом происходящем. При плоском экране такого, конечно, нет. Да, зритель переживает то, что видит и слышит, сочувствует или негодует по поводу происходящего. Но все это как бы пропускается через голову. А вот при объемном кино стереоизображение, стереозвуки действуют совсем иначе — вы, повторюсь, как бы непосредственный участник происходящего. И это происходящее действует на органы чувств человека, прежде всего — 90 процентов — на глаза. Пять процентов на органы слуха, оставшиеся пять на остальные органы. И вкупе все это обрушивается на зрителя, подменяет реальность. И тут ответная реакция организма может быть самая неожиданная. Могут суживаться сосуды, может повышаться артериальное давление, сердце начинает биться быстрее, а порой и с перебоями, учащается пульс, даже внезапная летальность возможна. Скончался житель Тайваня. Медэксперты посчитали, что виной тому просмотр фильма «Аватар». Не исключено! Он же ранее жаловался на повышенное артериальное давление. А где тонко, там и рвется.

Жажда экстрима

РГ: Так, может, во имя здоровья вовсе отказаться от подобных новаций? Но вот лично я — может, по молодости лет — никаких неприятностей при просмотре стереофильма не испытала. Не испытала их при просмотре «Аватара» и моя отнюдь не юная коллега…

Егоров: Отказываться ни в коем случае не надо! Человеку всегда требуется адреналин. Современному человеку тем более. Почему люди так склонны к участию в экстремальных ситуациях? Почему идут в горы, опускаются на океанское дно, прыгают вниз головой, страхуясь сомнительными тросами, с мостов и так далее? Трехмерное кино — это из той же, как говорится, оперы. Это стремление человека удовлетворить жажду экстрима. Вы были в Диснейленде в Орландо?

РГ: Была. Ходила в этот сказочный мир в течение пяти дней. Не пропустила ни одного даже самого «страшного» аттракциона, «участвовала» в гонках, падениях… Но там перечисляют болезни, предупреждают, что носители тех или иных недугов не должны принимать участия в подобных аттракционах.

Егоров: Предупреждают. Но вы все-таки не отказались от участия в них. Со здоровьем все в порядке? Я там тоже был. И точно знаю: предупреждения действуют далеко не всегда. Жажда экстрима перевешивает разум.

Близорукость всех времен

РГ: Но вернемся к 3D…

Егоров: Вернемся. Тут дело не в глазах, не в нашем зрении. Тут влияние на мозг, который оценивает степень опасности, риска. У нас это называется состоянием алертности, то есть состоянием готовности к отражению любой для нас опасности.

РГ: Извечный вопрос: что делать?

Егоров: Ответ очень простой. Если вы сомневаетесь в состоянии своего организма, прежде всего сердечно-сосудистой системы, мозгового кровообращения, риск может быть огромный. И тогда все системы организма могут выйти из-под контроля, вызвать шок, приступ, даже скоропостижную смерть.

РГ: Таким людям путь в 3D-кинотеатры заказан?

Егоров: Нет. Можно смотреть видовые фильмы, те, что ласкают взгляд, легкие комедии, фильмы со счастливым концом. Но ни в коем случае не боевики, экшн, всяческие страшилки. Прежде всего это относится к тем, у кого, как мы уже сказали, проблемы со здоровьем, и, конечно, детям такое противопоказано.

РГ: Нам упорно навязывают мнение, что 3D, экраны компьютера, телевизора увеличивают близорукость, дальнозоркость…

Егоров: Круглосуточное всматривание в голубой экран телевизора, безусловно, негативно влияет на зрение. Если вглядываться в экран без конца и края, то, конечно, здоровью наносится вред, прежде всего нервной системе. Страдает она и… устают глаза, начинает болеть голова. Очень часто у человека неправильно скорректировано зрение — не те подобраны очки. Это может привести к болевому синдрому — астенопии. Но говорить о том, что просмотр кино, компьютерный и телевизионный экраны способствуют развитию близорукости или дальнозоркости, неправильно. Сравнительные исследования, которые были проведены среди школьников сейчас и гимназистов в 1913 году, показали: общее число близоруких и у них, и в наше время примерно одинаковое.

Зрители и очки

РГ: В полемике вокруг фильма «Аватар» особый акцент сделан на подбор, качество очков для просмотра 3D-фильма…

Егоров: Очки, конечно, надо подбирать правильно, и качество их не должно быть сомнительным. Но… На Западе в современных кинотеатрах такие фильмы уже смотрят без всяких очков — они не нужны. Сам тому свидетель.

А очки надо правильно подбирать не только в кино, но и в жизни. Не приобретать их без рекомендации врача в подземных переходах, на станциях метро. Только подобранные специалистом, они облегчают зрительную работу и предупреждают прогрессирование близорукости. Особенно это важно для детей.

Справка «РГ»

Технология 3D позволяет видеть объемную картинку за счет того, что фильм снимается одновременно двумя камерами. И зритель на экране (как правило, через специальные очки) каждым глазом видит изображение с разных камер. И уже на основе этого мозг достраивает объемную картинку.

Но при некоторых глазных болезнях (косоглазие, астигматизм и др.) 3D-технология может не сработать и объемного изображения в мозгу не возникнет. Так что далеко не все люди могут смотреть стереофильмы. Учтут ли это конструкторы 3D-телевизоров, которые, как обещают ученые, совсем скоро придут на смену обычным?Советы

Чтобы просмотр 3D-фильма был комфортным, надо обратить внимание на качество очков:
Они должны быть целыми, без трещин и глубоких царапин. Это искажает изображение — зрителю кажется, что дефект на самом экране.
Стереоочки не должны менять цвет изображения. Если вы заметили, что в очках цвета на экране темнее, чем без очков, то, скорее всего, они не очень качественные.
Очки, которыми уже пользовались, могут быть источником инфекций. Поэтому лучше брать совершенно новые или протереть старые дезинфицирующей салфеткой.
Очки бывают трех размеров: детские, женские и мужские. В некоторых кинотеатрах выдают их только средние по величине. Но очки не по размеру могут вызвать дискомфорт.

Комментарии закрыты.