Обращение учёного к президенту страны

d0bed0b1d180d0b0d189d0b5d0bdd0b8d0b5-d183d187d191d0bdd0bed0b3d0be-d0ba-d0bfd180d0b5d0b7d0b8d0b4d0b5d0bdd182d183-d181d182d180d0b0d0bd

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вы же можете стать первым президентом, по чьей инициативе может быть выстроена настоящая профилактическая система здравоохранения страны», – с такими словами и с конкретными предложениями обратился к действующему главе государства известный учёный, врач и педагог-новатор Владимир Филиппович Базарный, посвятивший более 25 лет решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений.

103132, ул. Ильинка, д. 23, Москва,
Президенту Российской Федерации Д.А. МЕДВЕДЕВУ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Ещё в 2009 году в обращении к народу «Россия, вперёд!» Вы пригласили к сотрудничеству граждан России в деле повышения гражданской активности по исправлению многих трагических социальных тенденций, которые, в конце концов, вылились в «Кущёвский», «Манежный» и другие неумолимо поразившие общество синдромы. Как специалист в области психофизиологии развития и здоровья ребёнка я сразу же обратился к Вам с конкретными предложениями по проблеме трагедии здоровья детей в условиях современной «реформированной» системы образования. К сожалению, никакой реакции со стороны Вашего аппарата не последовало. В связи с этим я повторно обращаюсь к Вам со следующим.

Раньше даже неграмотные люди твёрдо знали: корни всех социальных пороков взрослых произрастают из мира детства. Люди интуитивно знали: изначально жизнь каждого пришедшего в этот мир дитя человеческого держится на рефлекторно инстинктивных программах. Вот почему только человеку дан такой продолжительный период детства. И дан он во имя единственной цели: для максимально возможного «перепахивания» «дикого поля» инстинктивных программ жизни и преображения их в нравственно-разумные. Содержанием же, подлежащего такому «перепахиванию», являются чувства ребёнка. Вот почему высшими духовными качествами, которыми славятся личность и народ, являются преображённые чувства – чувство чести, достоинства, художественно-творческой красоты, музыкальности, любви, доброжелательности, отцовства, материнства, патриотизма… и т.д. И раньше все эти качества умело прививала народная культура. Но вот на определённом историческом этапе детей принудительно изъяли из семейно-родового воспитания и поместили в школы. Матерей же включили в «равноправный» (читай равно конкурентный) с мужчинами труд.

Естественно, в этих условиях следовало бы ожидать, что школа на профессиональном уроне возьмёт на себя воспитательную функцию, в т.ч. заботу по преображению («окультуриванию») низшего тела и чувств. Увы! Загляните в базовый учебный план. Кроме принудительной закачки информации в несчастные головы детей, там ничего нет. И это означает только то, что постепенно и незаметно для общества под воздействием не прекращающихся на протяжении XX столетия (и, особенно, второй его половины) реформ школа трансформировалась в социальный институт принудительной информатизации детей. Речь идёт о книжно-седалищной модели «познании» мира. «Познания» не своими, а чужими глазами. «Познания» в обход собственного телесно-чувственного опыта. «Познания» по мёртвым буквам, цифрам, схемам. «Познания» вне мотивов и интересов ребёнка. А что бы дети «не дёргались», под такое «познание» подвели рабовладельческую дьявольскую троицу: послушание, насилие и наказание. А чтобы люди не догадались, всё это нарядили в умиляющие души взрослых первосентябрьское море цветов и яркие бантики.

И вся трагедия в этих условиях в том, что в нетронутом первичном состоянии осталось обезволенное тело и всесилие инстинктов. И какой бы книжный интеллект школа ни взрастила, такой интеллект всегда станет на службу телесных потребностей, страстей и инстинктов. Все сексуальные маньяки и убийцы, как правило, хорошо учились в школе. Но их отличает глубокий инфантилизм тела, души и духа на фоне всесилия инстинктов. Так современная модель образования запустила процесс перерождения людей. О том, что от такого «познания» и перерождения людей уже гибла не одна цивилизация, нас предупреждали в древних духовных учениях. Но эта тема – предмет другого разговора. Замечу, особую роль в дополнительном «одичании» детей и подростков оказывают СМИ (средства массовой инстинктивизации детей). И это видят все.

Что же касается «ужасающего» (как Вы точно выразись в предшествующем своём Послании) здоровья школьников, то и здесь всё закономерно. Пока глубже классиков ещё на этот счёт никто не высказался: «Что такое болезнь как не стеснённая в свободе жизнь»? В данном случае «стеснённая» в тотальном косно-обездвиженном закрепощении детей, которую учителя многие годы вырабатывают как «педагогическую усидчивость» – краеугольный камень, на котором выстроен современный учебный процесс. Как вскрыли наши исследования, этот и есть те корни, из недр которых и произросли основные патологии современного человека, которые запустили эпидемию сверх заболеваемости и сверх смертности нашего народа.

Вот почему в прошлом послании меня вдохновила точно сформулированная Вами оценка нынешнего состояния и перспектив развития здравоохранения России и его роль в спасении уже «остатков» полноценных по здоровью детей: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения…Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Российская газета» 6.11.2008).

К сожалению, в последнем Послании эта стратегическая концепция развития отечественной система истинного здравоохранения не нашла своего продолжения. Никак не нашла она себя ни в политике министерства образования и науки РФ, ни в политике министерства здравоохранения РФ.

Всё дело в том, что я с многочисленными единомышленниками и учениками решению этой стратегической задачи государства посвятил жизнь. Именно для реализации сформулированного Вами направления развития профилактического направления в системе образования нами (на базе СО АМН СССР) была разработана здоровье развивающая программа построения учебного процесса на основе законов развития ребёнка, которая Научным Советом № 37 Академии медицинских наук СССР была признана научным открытием (Постановление № 2 от 17 апреля 1986 года). После прохождения многолетней экспертизы ведущими НИИ в области детства в 1989 году программа была утверждена министерством здравоохранения РФ для образовательной системы России под названием «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».

В 2001 году программа на практике прошла повторную гигиеническую экспертизу Научного центра здоровья детей РАМН (дир. – академик А.А. Баранов) и получила положительное заключение. На основании его данная программа получила санитарно-эпидемиологическое заключение Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (ныне Роспотребнадзор) № 77.99.95.3.Т.000674.07.01 08.07.2001.

Однако парадокс ситуации заключается в том, что все эти годы система образования использует в школах не утвержденные Минздравом РФ и Роспотребнадзором режимы и методы проведения учебного процесса, разрушающие здоровье детей. При этом наши, официально утвержденные и имеющие многолетние положительные результаты, отвергает. Отсюда, министерство, вся система образования несут прямую ответственность за бездействие, а возможно и политику, направленную против здоровья детей. В любом случае это является грубым игнорированием ст. 28 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требующей:

а) «в дошкольных и других образовательных учреждениях, независимо от организационно – правовых форм, должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства;

б) программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а так же учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам».

Как в этих условиях быть гражданам законопослушным, если первым нарушителем законов является государство в лице министерства и всей системы образования?

Слава Богу, наша программа внедряется. Однако она внедряется не на основе государственной политики и финансируемых программ, а по личной инициативе отдельных «волонтёров» учителей и директоров школ. Так, несмотря на огромное сопротивление «продажных чиновников» (как Вы метко выразились в предыдущем послании), в настоящее время здоровьеразвивающая программа обучения детей используется в более трёх тысячах образовательных учреждений РФ (не считая стран ближнего зарубежья).

Совместно с экс-сенатором от Ставропольского края А.А. Коробейниковым наша работа в 2005 году была заслушана и получила серьёзную поддержку на заседании Комитета по науке, культуре и образованию ПАСЕ.

Вокруг данного направления 12-15 октября 2010 года в Москве состоялся крупный международный форум «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся». Участники форума посетили наши базовые школы Москвы и Московской области и дали высокую оценку качеству развития и здоровья детей и подростков.

Мы благодарны Вам за поддержку этого форума, проведенного по инициативе Совета Федерации РФ, ПАСЕ и при поддержке Совета Европы.

Приведу только один пример положительных результатов внедрения разработанных под нашим руководством здоровьеразвивающих принципов организации учебного процесса.

24 апреля 2009 года Государственная Дума Астраханской области заслушала итоги внедрения данной программы в образовательных учреждениях области. Из доклада депутата Государственной Думы Астраханской области главного врача Карагалинского района Красовского С.С.: «За время наблюдения в классах, внедривших эту программу, показатели здоровья и функциональное состояние систем жизнеобеспечения детей улучшились примерно в 2 раза, а в классах, занимающихся в традиционных условиях, примерно в 2 раза ухудшились!».

22 апреля 2010 года Государственная Дума Астраханской области принимает Постановление № 151/4, в котором обращается к министру образования и науки РФ А. Фурсенко с предложением о включении в проект федеральной целевой программы «Развитие образования» дополнительного раздела «Здоровьесберегающие технологии». К сожалению, в обсуждаемом проекте закона «Об образовании» такого раздела мы не нашли. Но если федеральная исполнительная власть игнорирует обращения региональной Государственной Думы, то, что же говорить о предложениях одиночек – рядовых граждан России?

Если бы данная программа, рекомендованная министерством здравоохранения РФ в качестве профилактической программы и имеющая положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, при политической воле руководителей (в целях исполнения требований существующего законодательства о создании условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья учащихся) была бы внедрена во всех образовательных учреждениях России – мы бы в настоящее время имели совсем другие показатели и физического, и психического здоровья наших детей, а в итоге и народа в целом.

А пока принимаем не профилактические федеральные программы, а лечебно-реабилитационные, типа «Дети России», «Здоровый ребёнок» и т.д. Согласно же заключению Счётной Палаты РФ после их выполнения здоровье детей и подростков только ухудшается. Научно доказано, что основные механизмы такого ухудшения оказались в «педагогической усидчивости».

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В настоящее время Президент США Барак Обама пытается реформировать их систему здравоохранения. Смею утверждать: эффект ее внедрения на здоровье народа будет как и у нас нулевой. Потому что они (как и мы) так называемое здравоохранение выстраивают на «пожарной» лечебно-реабилитационной основе. Вы же можете стать первым Президентом, по чьей инициативе может быть выстроена настоящая профилактическая система здравоохранения страны. Выстроена на педагогической основе – как система воспитания тела, души и духа, а в итоге и здоровья детей.

В этой связи предлагаю:

– обсудить с нашим участием проблему деградации здоровья детей в образовательных учреждениях в Совете безопасности РФ, где провести анализ причин и механизмов ухудшения здоровья детей в системе образования в период ее реформирования, начиная со второй половины 50-х годов прошлого столетия, т.к. не зная истинной причины возникновения беды, невозможно принять правильное решение по ее ликвидации;

– разработать на конкурсной основе национальную стратегию нравственного, психического, физического и интеллектуального развития детей и подростков и определить механизм государственно-общественного контроля за ее реализацией. Важнейшим шагом в этом направлении явилось бы проведение всероссийского (или международного) открытого конкурса на федеральную программу «Творческое, физическое и психическое развитие детей в образовательном процессе» и такого же конкурса на федеральную программу «Государственно-общественное управление образованием».

В заключение, приглашаю Вас посетить одну из курируемых нами школ в г. Москве (№ 760), расположенную в одном из самых неблагополучных в экологическом плане районов Москвы (на пересечении Ярославского шоссе и кольцевой дороги) и лично убедиться, каких здоровых (физически, психически и духовно-нравственно) молодых людей выпускает эта школа. Вы сможете убедиться, что при минимальных экономических затратах через 2-3 года можно увидеть перелом в продолжающемся многие годы обвальном ухудшении здоровья подрастающего поколения России. Это и будет один из способов реализации курируемых Вами национальных проектов, который даст, в том числе, огромный экономический и социально-политический эффект и общественный резонанс. Ведь для лечения и обеспечения медицинской помощи детям, имеющим патологические заболевания, требуются огромные денежные расходы государства и родителей. А ведь ещё в советские годы крупнейшей в мире сети медицинских научных центров и диспансерных служб так и не удалось ни на один процент снизить вверенной им патологии. И это всё закономерно, так как лечение и реабилитация к развитию и сохранению первичного здоровья детей и подростков, а в итоге народа, не имеет никакого отношения.

А пока на фоне всеобщего бездействия читаем шокирующие факты:

Спустя только первый год обучения у 60 – 70% малышей возникают пограничные психические нарушения (Из официального письма Министерства образования № 220/11-12 от 22.02.1999). У 2/3 школьников выявляются сосудисто-мозговые нарушения (данные обследования специалистов Московского областного научно-исследовательского клинического института). В итоге: «…инсульты, приводящие к тяжёлым поражениям мозга, и иные формы нарушения мозгового кровообращения у детей не редкость и составляют 4-5% в структуре заболеваний нервной системы, летальность от них – 25%, около 50% ребят остаются инвалидами». «Медицинская Газета» от 14.03.2001. Из-за чистой психиатрии ежегодно освобождают от службы в Вооружённых Силах около 100.000 призывников (выпускников школ – прим. Б.В.) – из заявления председателя Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны РФ генерал-майора медицинской службы Валерия Куликова («КП» от 21 мая 2008) и т.д. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Задумайтесь: куда потом идёт вся эта школьная психиатрическая армия молодых людей? Правильно: кто в милицию, кто во власть, кто в «кущёвские» команды, кто буйствовать на манежные площади, кто в сексуальные маньяки. Вот так и живём «во имя детей», строя планы на ближайшие десятилетия…

С готовностью помочь руководству Российской Федерации спасти оставшихся
и взрастить новые дееспособные и здоровые поколения молодых людей – достойных граждан страны,
член Высшего Координационного Совета Общественного движения «Российский Союз за здоровое развитие детей»,
Отличник здравоохранения РФ, Почётный работник общего образования РФ, д.м.н. В.Ф. Базарный

Депутат ГД РФ О.Н. Смолин: «Министерство образования во все глаза смотрит на Запад, бездумно заимствуя неадаптированные к российским условиям программы, в т.ч. подвергшиеся обоснованной критике и уже отвергнутые за рубежом. А Россия сама имеет уникальный опыт в образовании и многое что может предложить Западу, в том числе и здоровьеразвивающие методики профессора В.Ф. Базарного, позволяющие кардинально улучшить здоровье детей.

Одной из причин неблагополучного положения дел в образовании является также и позиция депутатов ГД РФ, которые на заседаниях голосуют «не приходя в сознание».

Заявление V Съезда Профсоюза работников Российской академии наук.

Письмо педагогов г. Троицка Челябинской области (PDF, 217 Кб) в газету «Аргументы и факты»

Комментарии закрыты.