На российском рынке труда нет места для человека со слабым здоровьем

d0bdd0b0-d180d0bed181d181d0b8d0b9d181d0bad0bed0bc-d180d18bd0bdd0bad0b5-d182d180d183d0b4d0b0-d0bdd0b5d182-d0bcd0b5d181d182d0b0-d0b4d0bb

В нашей стране нет «рабочих предложений» для людей, имеющих проблемы со здоровьем, поэтому они вынуждены либо вкалывать по полной программе, несмотря на самочувствие, либо не работать вообще. Ни то, ни другое ощутимой пользы ни людям, ни обществу не приносит. При этом мужчины, страдающие различными заболеваниями, хуже адаптируются на рынке труда, чем женщины. К таким неутешительным выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики.

Здоровье работника оказывает большее влияние на возможность занятости как таковой, нежели на количество отработанного времени, утверждает в своем исследовании специалист Высшей школы экономики Оксана Кузьмич. Это, по ее мнению, может быть признаком отсутствия на российском рынке труда гибких механизмов предложения для людей со слабым здоровьем. В результате значительная часть работников остаются социально не защищенными в случае временной нетрудоспособности. А раз так, то множество россиян, объективно нуждаясь в лечении, ходят на работу.

Заметим, что дело тут не только в страхе потерять место как таковое – пока болеешь, да еще и долго, найдут другого или другую. Находясь на больничном, работник элементарно теряет в зарплате, особенно молодой или высокооплачиваемый. 100% по бюллетеню платят только тем, у кого стаж больше восьми лет. Но по Москве, например, не более 16125 руб. Если уже успел отпахать 5–8 лет, получишь 80% среднего заработка за год, если до 5 лет – 60%. Но и в этих случаях поправка «не более» действует. А если только начинаешь трудовую деятельность и отработал менее полугода, пусть даже и за миллионный оклад, получишь МРОТ – 2 тыс. 300 руб., не больше и не меньше.

Еще хуже тем, у кого заболевания серьезные. Как утверждает Оксана Кузьмич, у мужчин с плохим здоровьем вероятность быть незанятыми выше, поскольку их организм плохо адаптируется к «измененным условиям». Все потому, что у сильного пола отсутствует самосохранительное поведение, а норма замещения здоровья выгодой от занятости очень мала.

Между тем окончательно выявить взаимосвязь состояния здоровья, занятости и уровня заработной платы невозможно, поскольку еще не существует единых параметров измерения «хорошего» и «плохого» состояния здоровья, отмечает исследователь.

Ведущий специалист Открытого института здоровья населения Кирилл Данишевский сообщил «НИ», что уже много лет назад британские исследователи, разрабатывающие эту проблему, пришли к простому заключению: чем выше у человека уровень дохода и образования, тем меньше он болеет. Но наша страна, как всегда, является исключением из правил.

«В России, например, долгое время не было связи между уровнем образования и уровнем дохода, как, например, в 90-е годы прошлого столетия. К тому же заработки так же сложно измерить, как здоровье. У нас ведь до сих пор на некоторых предприятиях платят «серую» зарплату. Кроме того, в нашей стране мужчины «мрут как мухи» в трудоспособном возрасте в основном по причине сердечных приступов и различных травм. Женщины, напротив, хворают на протяжении всей жизни», – пояснил г-н Данишевский.

По его словам, чем старше человек, тем чаще он болеет, однако с возрастом работник продвигается по карьерной лестнице. «Выходит, что к 50 годам человек становится директором предприятия, а у него к этому времени целый букет болезней. Но ведь он начал делать карьеру, когда был молод и здоров. Другое дело, что некоторые заболевания в разной степени снижают способность человека эффективно работать. Грузчик с больной спиной или глухой преподаватель вуза становятся «нетрудоспособными», – поделился своим мнением Кирилл Данишевский.

Елена Зиброва

Комментарии закрыты.