Мигрантов заставят платить за здоровье?

d0bcd0b8d0b3d180d0b0d0bdd182d0bed0b2-d0b7d0b0d181d182d0b0d0b2d18fd182-d0bfd0bbd0b0d182d0b8d182d18c-d0b7d0b0-d0b7d0b4d0bed180d0bed0b2

Чтобы убедить мигрантов ходить по врачам, общественники предлагают создать на территории СНГ единую систему добровольного страхования. Так, оформив полис в Центральной Азии и захворав, скажем, в Москве, иностранец ни на копейку не обделит российских налогоплательщиков.

Зачем это нужно? Дело в том, что налоги в Фонд обязательного медицинского страхования за подчиненных из безвизовых стран российские работодатели отчислять не обязаны – эту норму власти отменили в январе 2010-го. А ту, что, согласно п. 5 ст. 27 Федерального закона № 114-ФЗ, запрещает мигрантам въезд на территорию РФ без действительного в нашей стране медполиса, несмотря на ее номинальную силу, никогда, по сути, не исполняли.

В итоге люди едут налегке. И по прибытию не тратят времени на анализы. Тем более, что никто не настаивает на обратном. Справки об отсутствии опасных заболеваний – по факту это сегодня единственная заслонка от потока ВИЧ, сифилиса и туберкулеза — может выдавать любая клиника (и государственная, и частная). При этом ограничений для коммерческих лечебных заведений закон не предусматривает: на рынок допускают всех врачевателей.

В данном случае законодатель рассчитывает на честность бизнеса и еще, видимо, на то, что среди гастарбайтеров высок процент ипохондриков. Но в прошлом году за помощью к врачам обратились меньше половины участников исследования рабочей группы по социальным, медицинским и правовым проблемам трудовых мигрантов, беженцев и членов их семей из государств-участников СНГ (в нее входит 20 НКО).

38% мигрантов, согласно опросу, потратили на медуслуги от одной до полутора тыс. рублей, а 27% — от двух до четырех. Принимая во внимание прейскуранты коммерческих клиник, можно предположить, что речь идет о трех свиданиях с доктором или, скажем, об одной консультации и нескольких анализах.

Вместо, казалось бы, очевидных в такой ситуации заявлений об усилении контроля за соблюдением существующего, но по ряду причин не действующего законодательства послышались другие – о совершенствовании системы добровольного страхования. Эксперты общественных организаций совместно со страховщиками подготовили проект соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ по вопросам медицинского страхования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Сейчас он находится на утверждении в Минздравсоцравитии.

По словам вице-президента фонда «Миграция XXI век», члена рабочей группы «Развитие экономической и социальной интеграции» на пространстве СНГ и одного из авторов проекта Натальи Власовой, мигрантов этот документ защитит от форс-мажоров, а россиян – от соседства с потенциальным очагом инфекции.

Что же до готовности «старателей» из Центральной Азии самостоятельно оплачивать страховку, то, как убедились эксперты, проанализировав результаты массового опроса мигрантов в России и в странах-донорах, она наличествует. В общей сложности общественники собрали более 1300 анкет (897 из которых заполнили потенциальные ездоки, а 419 – опытные, из тех, кто уже разместился в РФ).

Отметим, что более половины опрошенных в России мигрантов (55%) – выходцы из Таджикистана. Четверть представляют Узбекистан. Еще 20% приходятся на Кыргызстан, Украину и Молдову. 70% респондентов – мужчины. Причем в самом расцвете сил: 60% участников исследования входят в группу от 18 до 35 лет.

В целом все эти молодые мужчины и женщины не против полисов ДМС. В пользу их приобретения в РФ высказались 67% мигрантов. Так же, впрочем, единодушно воспротивившись идее платить за пластиковые карты хоть сколько-нибудь значительные взносы. Только 2% респондентов готовы жертвовать на полис свыше 10 тыс. рублей в год. 8% считают приемлемой цену от 5 до 10 тыс. Но основная масса – 50% — согласны на полторы тысячи и ни рублем более.

Заинтересованность в медуслугах у граждан Киргизии и Таджикистана (полис купили бы 64% от общей выборки по двум этим странам), которые только собираются на заработки, ограничивается теми же, что и у бывалых путешественников, рамками: от $20 до $50. Этот ценовой диапазон отметили как подходящий 30% опрошенных женщин и 35% мужчин. И хотя представительницы слабого пола готовы платить больше (для них желаемая стоимость полиса ДМС в среднем составляет $ 31.6, тогда как для мужчин — $ 23,7), планка в полторы тыс. рублей для многих – потолочная.

Но с точки зрения страховых компаний, как уточняет Власова, «вполне реальная». «В пределах этой суммы страховка может быть определена и в 300 тыс. рублей, — замечает она. — Но в любом случае должен быть минимальный стандарт, который гарантирует, что когда тебе на улице станет плохо, приедет «скорая» и не просто приведет тебя в чувства, но направит в стационар, где выяснят причины недомогания и, если потребуется, назначат лечение».

Однако, по мнению координатора региональной программы Международной организации по миграции в России Юлии Мельничук, учитывая низкую платежеспособность потенциальных участников системы ДМС при разработке механизмов страхования «нужно предусмотреть возможность оплаты полиса из различных источников – в том числе и работодателем». В идеале — часть расходов возьмет на себя мигрант, а часть, согласно схеме, реализованной, к примеру, в филиппинской модели соцстраха, останется за страной исхода.

Впрочем, по словам Власовой, давления на зарубежных политиков проект соглашения пока не предполагает. «Мы не обязываем государства участвовать в этой системе, — поясняет она, — мы просто хотим, чтобы на территории стран Содружества она появилась – с едиными требованиями, единым механизмом страхования и единой базой данных страховщиков и застрахованных», которая, по мнению эксперта, позволит исключить посредников и случаи фальсификации документов.

При этом, продолжает Власова, важно, чтобы объем и характер услуг иностранец мог определять по своему разумению. На заранее сформированный пакет добровольно-принудительных медпроцедур, как показало исследование, целевая аудитория не польстится. Так, 20% мигрантов, опрошенных в РФ, купят страховку, чтобы лечить зубы. Второе место по числу набранных галочек поделили травмы и заболевания желудочно-кишечного тракта – по 18% на каждый страховой случай. ИППП и ОРВИ набрали 14% голосов. В графе «другое», которую выбрали 7% респондентов, были отмечены гипертония, неврологические, психические и легочные заболевания.

Еще не выезжавшие за границу иностранцы не прочь застраховать себя от травм (54% от общего объема выборки), инфекционных (48%) и урологических заболеваний (33%). Среди женщин последние два пункта выходят на первое место (каждый набрал по 51%). Причем в Киргизии дам больше волнуют инфекции, а в Таджикистане – гинекология.

Показательно, что «несмотря на возможность выбрать несколько вариантов ответа, подавляющее число опрошенных отмечали один-два варианта», — подчеркивает Юлия Мельничук. «Т.е. мигранты, — заключает она, — скорее заинтересованы в частичной медицинской страховке — в той, которая бы покрывала расходы на обращение к профильным врачам: гинекологу, урологу, инфекционисту».

О комплексном медобслуживании задумываются лишь трое из ста. Из тех же, кто в принципе не видит смысла в покупке полиса ДМС, почти 40% объясняют отказ идеальным здоровьем. Еще 27% опасаются, что даже если заплатят, не смогут получить помощь. Среди потенциальных мигрантов наименьший интерес к свиданиям с врачами выказывают мужчины из Таджикистана: 50% опрошенных в республике молодых людей утверждают, что полис покупать не будут.

«Надо вырисовывать такую схему, при которой самому мигранту было бы выгодно иметь страховку, — комментирует исполнительный директор информационно-правового центра «Миграция и закон» Сулаймон Шохзода. — На первом этапе, думаю, все будут исходить из экономической целесообразности. А выгодно, конечно, выбрать то, что дешевле. Мы в этом убедились на собственном опыте: нашли доступные варианты ДМС (в том числе и с возможностью прикрепления к поликлинике), договорились, а желающих застраховаться оказалось мало».

Сознательность не охочих до растрат трудяг разработчики соглашения намерены стимулировать в приказном порядке. Проект предусматривает включение добровольного полиса в список обязательных документов при оформлении разрешения на работу. Некоторым этот правовой оксюморон кажется сомнительным. «Я с очень большим скепсисом смотрю на данную меру, — говорит Сулаймон Шохзода. – Она может стать почвой для различных злоупотреблений — как со стороны страховых компаний, так и со стороны посредников».

Кроме того, собеседник «Росбалта» не видит причин, по которым потенциальные участники нового соглашения будут соблюдать его с большим прилежанием, нежели ранее принятые на уровне СНГ договоренности. К тому же не ясно, почему нельзя вернуться к еще не забытому старому – к обязанности работодателя делать за мигрантов отчисления в ОМС?

Директор проектов фонда «Добрососедство», ответственный секретарь общественно-консультативного совета при столичном управлении ФМС Юрий Московский напоминает о перспективах отмены виз со странами запада. Что, если они окажутся реальными? Всякий раз принимать новые соглашения? Не проще ли, задается вопросом эксперт, возобновить практику обязательного страхования иностранцев?

«Система ОМС должна распространяться не только на россиян, но и на граждан других государств, пребывающих на территорию РФ, — настаивает Московский. — Причем не только на трудовых мигрантов: многие приезжают к нам на учебу, с туристическими целями и просто на блины к теще. Не следует, на мой взгляд, замыкать систему страхования на работодателе. Страховку надо оформлять на человека. Если есть межгосударственное соглашение – пусть платит государство. Но полис должен быть».

Московский прогнозирует, что «в противном случае мы, добрые и гуманные люди, все равно будем всех лечить за счет российских налогоплательщиков, что, наверное, не совсем правильно. Всякая добровольность в такого рода делах ведет к неприятным последствиям».

Комментарии закрыты.