Люди считают забавным безнравственное поведение

d0bbd18ed0b4d0b8-d181d187d0b8d182d0b0d18ed182-d0b7d0b0d0b1d0b0d0b2d0bdd18bd0bc-d0b1d0b5d0b7d0bdd180d0b0d0b2d181d182d0b2d0b5d0bdd0bd

Что заставляет нас смеяться? Философы бьются над этим вопросом еще со времен Платона. Два психолога вывели формулу юмора: смех вызывает нарушение привычного хода течения вещей, но только в меру.

Большинство существующих теорий юмора, не учитывают тот или иной нюанс, рассказал Питер МакГрау, из Колорадского университета, который проводил это исследование совместно с Калебом Варреном. Фрейд считал что юмор – это форма снятия напряженности; согласно другой теории, юмор – это форма проявления превосходства. Но как отметили исследователи, эти определения слишком расплывчаты, поэтому под это описание могут попасть не только смешные ситуации. Например, если один из супругов убил другого, то это попадает под вышеприведенные определения юмора, но эта ситуация не вызывает смех. По мнению исследователей, ситуация может быть смешной только в том случае, если она в достаточной мере безобидна.

Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, исследователи представили добровольцам серию различных ситуаций. В одном из экспериментов, испытуемым были предложены две ситуации. В первой, компания по выпуску колбасы наняла раввина для продвижения их новой линии продуктов из свинины (евреи не едят свинину), а во втором случае, компания наняла фермера. В первом случае, присутствует нарушение нравственных запретов, поэтому, когда компания нанимает раввина для продвижения товаров из свинины – это воспринимается как нарушение социальных норм, и вызывает смех.

В другом эксперименте, было проверено влияние мировоззрения и культуры на юмор. Участникам дали прочесть анекдот о лотереи по розыгрышу внедорожника для привлечения новых членов в организацию. В одном случае он был про церковь, а в другом про кредитный кооператив. Факт розыгрыша внедорожника церковью вызывал негодование среди добровольцев, тогда как к розыгрышу машины кредитным кооперативом отношение было нейтральным. Анекдот про церковь вызывал смех только среди тех, кто не ходил в церковь. Религиозные люди “убеждены в святости церквей”, – сказал МакГрау, поэтому для них, ситуация перешла грань дозволенного и не вызывает смех. Это исследование было опубликовано в журнале Psychological Science.

“Мы смеемся, когда один клоун бьет другого, потому что мы знаем, что клоуну, которого ударили, на самом деле не больно”, – сказал МакГрау. “Это нарушение социальных норм. Вы не бьете окружающих людей, особенно друзей. Но так как на арене цирка все происходит не по настоящему, это вызывает смех”. Он привел в пример интернет видео о курящем индонезийском маленьком ребенке. “Когда я впервые об этом услышал, я засмеялся, потому что мне казалось невероятной ситуация, когда родители разрешают ребенку курить. Так как история звучала неправдоподобно, я относился к ней легко. Но когда я увидел видео курящего ребенка, весь юмор ситуации испарился”.

По словам МакГрау, теория применима и к другим видам юмора, таким как каламбур, когда нарушаются лингвистические соглашения или правила, и предложение приобретает несколько значений. Также, эта теория помогает понять, почему боевики и драмы лучше продаются за рубежом, по сравнению с комедиями. “Трудно найти ситуации, которые были бы одинаково смешны во всех культурах и странах. Комедии, которые понятны среди всех народов, в основном, базируются на телесном юморе (падения, удары). Здесь все понятно, независимо от того, к какой культуре вы относитесь”, – сказал он. Только мы расскажем интересные новости во всех подробностях.

Комментарии закрыты.