Лекарство от жадности

d0bbd0b5d0bad0b0d180d181d182d0b2d0be-d0bed182-d0b6d0b0d0b4d0bdd0bed181d182d0b8

Леонид Рошаль предложил бесплатно выдавать медикаменты детям до десяти лет.

Российским семьям, возможно, в скором времени придется тратить меньше средств на восстановление здоровья своих чад. Сделать лекарства всем детям до 10 лет бесплатными предложил известный детский врач, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

Инициатива, как сообщает РИА «Новости», была озвучена на стартовавшем в Москве накануне IV Всероссийском конгрессе пациентов, одной из главных тем которого стали как раз законодательные инициативы в сфере здравоохранения.

«Считаю, что до 10 лет лекарства для детей в России должны быть бесплатны, как во многих странах мира», – сказал Рошаль. Он призвал посчитать, в какую сумму обойдется его проект – «возможно, это будут небольшие деньги», предположил педиатр.

В правительстве инициативу обещали рассмотреть и найти оптимальный способ гарантировать маленьким пациентам полноценное лечение.

Экспертное же сообщество, в свою очередь, к идее раздавать, а не продавать лекарственные препараты детям до десятилетнего возраста отнеслось неоднозначно.

Президент фонда «Право ребенка», член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер назвал ее очень хорошей. Однако высказал опасение, что при ее реализации в цене могут подняться другие препараты.

«Есть большая опасность, что стоимость лекарств, бесплатно выданных детям до 10 лет, аптечные сети тут же добавят к и без того высоким ценам на все остальные препараты для детей старше 11 лет и взрослых. Или это будет прямая субсидия из федерального бюджета? Или власти победят монопольные сговоры производителей и поставщиков таблеток, чтобы цены сами стали значительно ниже? И тогда можно будет обойтись без раздачи бесплатных медикаментов, потому что все, от 0 до 100 лет, смогут спокойно покупать нужные им лекарства?» – цитирует Альтшулера «Российская газета».

Профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов, напротив, не считает инициативу правильной:

– Воплотить, что называется, можно все. У нас есть, например, программа государственных гарантий бесплатного обеспечения населения РФ медицинской помощью. Там записано, что все всем положено бесплатно. То есть, если речь идет вот о таком обеспечении, то проблем с реализацией, наверное, не будет.

«СП»: – Вы как-то печально иронизируете, нужно понимать?

– Ну, конечно. Еще можно пойти по пути, по которому пошли, создавая так называемое бесплатное лекарственное обеспечение для льготников. Выделили довольно большие деньги, но все дело кончилось пшиком. Почему пшиком? А потому что все делали очень плохо. На мой взгляд, всякие дополнительные маленькие частные программки вот такие – для детей, для беременных, для узбеков, для православных, для евреев – это неправильно. Должна быть единая, целостная программа обеспечения лекарством населения Российской Федерации. У нас все граждане равны перед законом, говорят, что и перед Богом равны, но я предпочитаю в данном вопросе опираться на Конституцию. И я не понимаю, почему должны быть бесплатные лекарства для трехлетнего мальчика и не должно быть бесплатных лекарств для его 90-летней бабушки? На мой взгляд, это неправильно.

Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина напомнила, что подобные предложения поступали и раньше:

– Насколько я знаю, была инициатива, чтобы дети получали бесплатные лекарства даже не до десяти лет, а до восемнадцати. Какие-то расчеты даже делались. Но эта инициатива так и не нашла своего воплощения. Найдет ли эта? Если найдется деньги. Но мы знаем, что на сегодняшний день их категорически не хватает. Поэтому были повышены и страховые взносы, и социальный налог. Здесь вариантов нет. Где государство будет искать средства? Скорей всего, за это опять заплатит работодатель.

«СП»: – А может, покупатели? Если стоимость бесплатных лекарств перекинут просто на препараты для детей старшего возраста и взрослых?

– Такого механизма нет. Поэтому это вряд ли случится. Государство будет искать деньги в бюджете, а пополнение бюджета все-таки происходит за счет налоговых сборов. За счет повышения цен на лекарства для остальной группы населения это точно невозможно будет сделать.

«СП»: – Наше законодательство ведь и сейчас предполагает бесплатное обеспечение медикаментами детей до трехлетнего возраста?

Да. И не только дети первых трех лет жизни, а еще дети из многодетных семей в возрасте до шести лет должны обеспечиваться лекарствами бесплатно. Приобретение очень затратных орфанных препаратов покрывается государством. Кроме того, есть определенные группы федеральных и региональных льготников, которые так же получают лекарства безвозмездно.

«СП»: – Но там, как известно, серьезные проблемы из-за недофинансирования. Поскольку закупать препараты обязали местные власти, а у них нет денег…

– Проблемы, действительно, серьезные. Но не все льготники финансируются за счет бюджета регионов. В частности, программа «Семь нозологий», которая обеспечивает лекарственными препаратами пациентов с редкими заболеваниями, финансируется из федерального бюджета. Перенести полномочия по закупке этих лекарств на регионы планируется только через год.

«СП»: – Чтобы не усугублять проблемы?

– Безусловно. Потому что, конечно, очень высока стоимость рецепта на одного больного. Но тем не менее государство взяло на себя заботу, и эти люди, действительно, получили хоть какую-то помощь.

«СП»: – Леонид Михайлович, кстати, просит не только за детей. Он предлагает снизить цены на медицинские препараты от социально значимых заболеваний (например, гипертонии) для всех пациентов.

– Говорит можно, что угодно. Но за каждым предложением должен лежать какой-то финансовый инструмент. На сегодняшний день государство регулирует цены на жизненно необходимые и важные лекарственные средства. В каждом регионе устанавливается оптовая и розничная надбавка к зарегистрированной цене производителя. Минздрав эту цену регистрирует, а производитель должен обосновать эту цену и подтвердить все расходы. Оптовик, когда приобретает препарат по зарегистрированной цене, может установить надбавку, которая установлена в его регионе. И ни в коем случае ее не превышать, потому что на законодательном уровне он будет нести за это ответственность. Причем штрафы – оборотные. Далее это лекарство попадает в аптеку, и аптека опять же к зарегистрированной цене производителя делает свою надбавку, а потом все суммируется с наценкой, которую сделал оптовик. То есть, государство ведет регулирование на эти лекарства, и цены на них в разных аптеках практически не различаются (все зависит еще от производителя, конечно). На сегодняшний день мы можем сказать, что, когда наша организация проводит анализ вот этих наценок, оказывается, что этим ассортиментом аптеки работают себе в убыток.

«СП»: – Вы говорите о жизненно важных и необходимых препаратах?

– О них. То есть, аптеки уже покрывают этот убыток за счет продажи прочего ассортимента, прочих лекарственных препаратов. И чтобы на какую-то еще группу снизить цены, они должны понимать, за счет чего смогут заработать. У нас уже многие аптеки стали отказываться от очень важных функций: от обеспечения больных психотропными, наркотическими препаратами, от рецептурно-производственных отделов. Потому что очень маленькая доля таких рецептов. Но, кстати, вот детям новорожденным эта функция (рецептурная) остро необходима. А сегодня изготовить лекарство в аптеке или приобрести психотропные или учетные препараты – это действительно проблема. И поэтому если опять будет регулирование на какую-то группу препаратов, это вызовет ответный эффект. Аптека – это коммерческое предприятие и от государства она никакой помощи не получает. При этом все это государственное регулирование цен – это государственное регулирование рентабельности. То есть, аптечная организация должна укладываться в ту рентабельность, которую ей, в общем-то, составляет государство. Отсюда: любое регулирование вызовет что? На прочий ассортимент, естественно, будут повышаться цены.

Комментарии закрыты.