Какой распорядок дня нужен ученику?

d0bad0b0d0bad0bed0b9-d180d0b0d181d0bfd0bed180d18fd0b4d0bed0ba-d0b4d0bdd18f-d0bdd183d0b6d0b5d0bd-d183d187d0b5d0bdd0b8d0bad183

Не успел начаться учебный год, как родители вновь мечтают о каникулах. Чтобы у них голова не шла кругом, эксперты «АиФ» ответили на часто задаваемые вопросы: когда делать уроки? полезно ли обучение на дому?

Умнеем по правилам

– Какое пробуждение считается правильным? Лучше дать ребёнку подольше поспать, но потом быстро собраться? Или разбудить его за полтора часа до выхода в школу, чтобы он пришёл в себя? И ещё: когда лучше начинать делать уроки – после прогулки или сразу? И с чего начинать: с лёгких или сложных заданий? И. Короленко

Отвечает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО:

– Будить за час не имеет смысла – дети и так недосыпают, а полусонный ребёнок не может нормально учиться. Но и будить впритык тоже не стоит. Дайте ребёнку 10-15 минут поваляться в постели и не нагнетайте обстановку, приговаривая: «Как я не выспалась, глаза не открываются…» – это негативно влияет на него.

После школы обязательно надо передохнуть, пообедать, погулять (в идеале часа 2) и лишь затем садиться за уроки. В любом случае начинать их делать надо не раньше чем через 1,5-2 часа после окончания основных занятий в школе. Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17-18 часов. Начинать надо с лёгких, с того, что приносит удовольствие (а значит, обязательно получится), и только потом переходить к более сложным предметам. После 20-30 минут интенсивной работы младшие школьники начинают уставать, отвлекаться – нужно сделать 10-минутный перерыв. Старшеклассники должны делать перерыв через 40-45 минут.

Чем мы хуже Хиллари?!

– В школе сказали: форма – это пережиток советских времён, поэтому у нас будет деловой стиль одежды. При этом брюки запретили. Но те же Ангела Меркель или Хиллари Клинтон ходят в брюках… Л. Выходцева

Отвечает Алексей Воронцов, глава международной ассоциации «Развивающее обучение»:

– Посмотрите, как устав вашей школы рекомендует (!) выглядеть своим ученикам. Если выяснится, что брючная проблема – самодурство директора, отправьте ему письменный запрос (лучше коллективный): на каком основании девочкам запрещают носить брюки, а мальчикам, скажем, полосатые кофты? Не желая, чтобы разбирательство дошло до управления образования (УО), директор, скорее всего, перестанет предъявлять глупые требования. Если же из-за внешнего вида будут продолжать угрожать отчислением, жалуйтесь в УО. Там наверняка задумаются: а не избавиться ли от директора, который вместо исполнения своих прямых обязанностей воспитывает «нестильных» учеников?

Кружки как обязаловка

– На родительском собрании объявили, что с этого учебного года дети должны на 3-4 часа после занятий оставаться в школьных кружках. Мол, это делается ради безопасности наших чад – а то педофилов много развелось. Мало того что в субботу школьники учатся, так ещё и учебный день продлевают! Что за безобразие? В. Евкова

Отвечает Любовь Духанина, член Общественной палаты РФ:

– Никаких законов (ни федеральных, ни региональных), обязывающих школьников посещать допзанятия, нет.
Конечно, похвально, что школа, надеюсь бесплатно, может организовать для своих учащихся кружки. Но даже из лучших побуждений – чтобы дети меньше находились на улице без присмотра – нельзя принуждать их оставаться в школе после окончания основных уроков. Но уж коли родители не захотели доверить своего ребёнка школе, тогда они сами должны нести за него ответственность после уроков.

Мимо школы?

– Дочь через два года заканчивает школу. Мы сейчас на распутье: перевестись в экстернат, чтобы было время для занятий с репетитором, или идти по обычной программе? К. Гуськова

Отвечает Татьяна Филиппова, руководитель Центра диагностики развития детей РАО:

– К плюсам экстерната я бы отнесла то, что эта форма обучения снимает лишние нагрузки: дети ходят в школу несколько дней в неделю, занятия проходят в форме лекций и консультаций, предметы изучаются целыми блоками (закончили физику – начали историю). А значит, можно распределить время так, чтобы не проводить за учёбой 16 часов в день (как это бывает у старшеклассников). Помимо этого приобретается опыт сдачи экзаменов – ведь постоянно приходится что-нибудь сдавать. И наконец, в экстернате меньше вероятность психоэмоционального напряжения из-за конфликтов с одноклассниками или учителями. Среди минусов – возможность расслабиться из-за отсутствия постоянного контроля, а значит, не получить качественного образования. Не все дети могут учиться самостоятельно, для этого нужны самоорганизация и чувство ответственности. Кроме того, многие любят работать именно в коллективе

Язык с пользой

– Сегодня в некоторых школах с первого же класса вводят изучение двух иностранных языков. Чего от такой методики больше – пользы или вреда? Какие иностранные языки не стоит изучать параллельно? И. Дынникова

Отвечает Каринэ Махмурян, завкафедрой иностранных языков Московского института открытого образования:

– Параллельно лучше осваивать европейские языки. Очень удачно идёт совместное изучение английского и немецкого или французского языков. А вот европейский и восточный языки (например, китайский) осваивать вместе сложно. В экспериментальной школе изучение сразу двух языков с 1-го класса очень успешно. Но первоклассники, которые здесь учатся, прошли тщательный отбор. В качестве массовой практики введение двух языков в первом классе не рекомендуется из-за высоких физических и психологических нагрузок.

Комментарии закрыты.