За или против? Аборт на протяжении веков

d0b7d0b0-d0b8d0bbd0b8-d0bfd180d0bed182d0b8d0b2-d0b0d0b1d0bed180d182-d0bdd0b0-d0bfd180d0bed182d18fd0b6d0b5d0bdd0b8d0b8-d0b2d0b5d0bad0be

В наше время существует два основных мнения относительно аборта: одни считают его приемлемым, другие же становятся в позицию абсолютного несогласия с искусственным прерыванием беременности. И вот интересно узнать, а как же менялось отношение людей к этой проблеме с ходом истории?

Вообще первое упоминание об аборте встречается еще в Древнем Китае (в середине 3 тыс. до н.э.), но более подробные сведения о нем находились все же в трудах античных авторов. Так, в Древней Греции и Риме в правовых актах человеческий зародыш трактовался как часть тела матери и поэтому женщина была вольна распоряжаться им по своему усмотрению – никакого наказания за аборт она не несла.

Однако позднее эмбрион все же получил статус отдельного человеческого индивида, а после того, как Римская империя по мере роста своего могущества ощутила потребность в рабах и солдатах, аборты вообще были запрещены. Но поправить этим указом демографическую ситуацию в империи не сильно получалось: аборты, несмотря на грозящее наказание, продолжали делать, причем в основном с помощью растения спорыньи, токсическое действие которого нередко приводило к смерти самой женщины.

С распространением в Европе христианства запрет на проведение аборта ужесточился. Христианская доктрина утверждала, что изъятие из чрева плода лишает его благодати будущего крещения и поэтому является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт рассматривался как тяжкое преступление, приравнивающееся к убийству родственника. Отсюда и наказание: в XVI веке аборт карался смертной казнью, причем не только женщины, решившейся на него, но и врача.

Впоследствии данный вид наказания был заменен отбыванием каторги или тюремным заключением, и этот порядок сохранялся вплоть до начала ХХ века в большинстве стран Европы. Лишь во Франции в эпоху Просвещения (1738-1794) хотя и начали говорить о смягчении наказания для женщин с учётом их конкретных ситуаций, но после Французской революции согласно Кодексу Наполеона казнь за прерывание беременности была возвращена.

В России смертная казнь за искусственное прерывание беременности была введена в середине XVII века, а отменена уже через столетие. Впоследствии в дореволюционной России аборт грозил матери заключением в «исправительный дом» (максимум на три года), а врачу – тюрьмой.

И только после Октябрьской революции ситуация с абортом в нашей стране изменилась: в 1920 году было допущено производить искусственное прерывание беременности, однако только врачом и только в условиях стационара. Таким образом государство стремилось оградить здоровье женщин от негативных последствий криминального аборта, широко практиковавшегося до сих пор. Благодаря этому постановлению смертность среди подвергших себя аборту женщин значительно уменьшилась, однако уже в 1936 году данный указ был пересмотрен (нестабильная ситуация в стране требовала пополнения рядов своих граждан) и был снова введен запрет на прерывание беременности.

В 1955 году, после смерти Сталина, был введен указ «Об отмене запрещения аборта». Было разрешено их производство в лечебно-профилактических учреждениях по желанию женщины. Теперь уже хорошо налаженные абортные службы приносили довольно внушительный доход государству, так как аборт в 50-60-е годы был платной процедурой (в 1950-х годах – 50 рублей), а по статистике каждая советская женщина делала за жизнь по 5-8 абортов.

Основные черты указа 1955 года в отношении аборта сохранены в нашем государстве и по сей день. Лишь в трех странах Европы аборт абсолютно запрещен: он наказуем в Северной Ирландии, Ирландской республике и на Мальте. В России же, как и в Румынии, Украине и некоторых других странах, аборт, к сожалению, до сих пор является основным методом планирования семьи.

Ольга Плахтий

Комментарии закрыты.