Запасов донорской крови катастрофически не хватает

d0b7d0b0d0bfd0b0d181d0bed0b2-d0b4d0bed0bdd0bed180d181d0bad0bed0b9-d0bad180d0bed0b2d0b8-d0bad0b0d182d0b0d181d182d180d0bed184d0b8d187

Как удалось выяснить «МП», подавляющее большинство работодателей в Москве и по всей России препятствуют работе мобильных бригад по забору донорской крови, не пуская их даже на порог! Им проще уволить работника, чем предоставить два выходных, положенных добровольному донору за сдачу алой жидкости… Однако совсем скоро ситуация может измениться и руководителям придется раскошелиться за свои противоправные действия: в Минздравсоцразвития уже направлены предложения по внесению соответствующих поправок в Административный кодекс… Сегодня на самом высоком государственном уровне обсуждается кризис, связанный с донорством: запасов крови катастрофически не хватает, не отработана система ее хранения, учета и обмена между лечебными учреждениями. Да и самих доноров с каждым годом становится все меньше: люди все реже приходят сдавать кровь, опасаясь больших очередей и возможности инфицирования. Со своей стороны, государство в лице чиновников обвиняет потенциальных доноров в меркантильности и утрате гуманизма. Однако корень проблемы лежит на поверхности: в «донорском кризисе» есть вина самого государства, не способного на законодательном уровне защитить интересы доноров и не стремящегося к материальному стимулированию людей, создающих стратегический запас страны…

Проблему развития Службы крови России обсуждали и на недавно прошедшем заседании Общественного совета при Минздравсоцразвития РФ. Глава ведомства Татьяна Голикова отметила, что первый шаг по изменению ситуации уже сделан: в 2008 году стартовала Программа по развитию Службы крови, на реализацию которой до 2011 года из федерального бюджета планируется выделить около 16 млрд. рублей. Значительная часть этих средств пойдет на технологическое обновление материально-технической базы Службы крови. Два других направления касаются формирования единой информационной базы доноров крови и развития массового донорства.

О нехватке донорской крови в Москве говорил на недавней пресс-конференции и Андрей Сельцовский – руководитель Департамента здравоохранения Москвы. «Существует негласное правило, что нормой является 40 доноров на тысячу человек, а у нас на тысячу – всего 6. При этом только 38 процентов отдают кровь бесплатно», – посетовал он. Чтобы исправить ситуацию, необходима социальная поддержка донорства, поскольку эти люди рискуют своим здоровьем, и его пропаганда. Впрочем, по словам Сельцовского, проблема донорства остра во всем мире, хотя в Западной Европе процент сдающих кровь выше. Но есть и другой аспект – это качество донорской крови. «Необходимо разработать программу, где утвердить единый регистр всех доноров, чтобы в их число не мог попасть больной человек. Пока этого нет», – заявил Сельцовский.

Помочь решить эти проблемы должна единая информационная система: все станции переливания подключат к одной сети, которая в режиме реального времени будет показывать, где имеются излишки крови, а где ее не хватает. Единая система учета позволит человеку сдать кровь в любом городе, независимо от регистрации, а по единой базе можно будет проверить, болен ли пациент. Вместе с тем авторы этого проекта заявляют, что «заработать на крови у людей не получится». То есть заведомо обвиняют в меркантильности как минимум 550 тысяч человек по всей России (именно столько имеют сегодня звание «Почетный донор». – Прим. О.С.).

Этой же категоричной позиции придерживается и Владимир Уйба – руководитель Федерального медико-биологического агентства, который в интервью одному из телеканалов на всю страну заявил: «Деньги платить за донорство – это то же самое, что танцевать балет в кирзовых сапогах. Донорство и деньги — несовместимые вещи. Донорство подразумевает безвозмездную сдачу. Поэтому денег никто платить не будет…» Хочется спросить: выражает ли этот чиновник только лишь свое мнение или это принципиальная позиция государства?

Оговорюсь сразу: лично я – обеими руками за идею добровольного донорства! Как и все нормальные люди, я, не задумываясь, отдала бы стакан своей крови ребенку, больному лейкозом, и вообще любому человеку, нуждающемуся в неотложном переливании крови. Но вот сам упорно навязываемый курс «на бесплатность и добровольность» вызывает резкий протест, и наверняка не у меня одной.

То, что проблему донорства нужно решать в кратчайшие сроки, не вызывает сомнения, – дело лишь за выбором инструментария. Правда, высоким чиновникам, ответственным за пропаганду донорства в нашей стране, оказалось проще проплатить размещение социальной рекламы на ТВ, чем задуматься над финансовым стимулированием услуг доноров: так, совсем недавно по федеральным телеканалам прошла целая серия сюжетов, в которых депутаты и звезды шоу-бизнеса призывали граждан последовать их примеру и прийти в донорские пункты для сдачи крови.

Однако за пафосом их пламенных речей осталась практически незамеченной главная проблема – меры социальной поддержки доноров и собственно вопрос финансирования их услуг. Как известно, в советские времена почетные доноры имели льготы по оплате коммунальных услуг, бесплатный проезд, внеочередные путевки в оздоровительные учреждения и систему финансовых поощрений за сданную кровь и ее компоненты. Для многих людей это было серьезным материальным подспорьем, особенно для студентов и безработных. Так было до 1 января 2005 года, когда приснопамятный 122-й Федеральный закон «О монетизации льгот» лишил доноров полагавшегося им «соцпакета». В результате этого уже в I квартале того же года количество сдач крови и плазмы в столице уменьшилось почти на 9000. Негативная тенденция стала наблюдаться и при работе выездных бригад – количество донаций и заготовленной крови в выездных условиях снизилось более чем на четверть.

По данным Департамента здравоохранения Москвы, за последние 10 лет количество безвозмездных сдач донорской крови в городе Москве сократилось более чем в 3 раза, а объем заготавливаемой крови уменьшился в 3,5 раза. Ситуацию в столице осложняет тот факт, что в связи с резким сокращением в последние годы числа доноров служба крови вынуждена покупать определенный объем плазмы и эритроцитарной массы в других регионах страны, в том числе и в регионах с более высокими показателями распространенности ВИЧ-инфекции.

В Департаменте здравоохранения столицы убеждены: при развитии безвозмездного донорства нельзя забывать о людях, дающих кровь и ее компоненты за плату, поскольку в настоящее время платные сдачи крови и плазмы в структуре донорства столицы составляют около 60%. По мнению Андрея Сельцовского, не меньшее внимание следует уделять и платному донорству, адекватно повышая уровень компенсационных выплат, и такая работа активно ведется.

Разъяснить ситуацию с льготами донорам и оплатой их услуг мы попросили начальника отдела стационарной специализированной помощи Департамента здравоохранения Москвы Романа Криушина:

В Москве донорам с учетом индексации сегодня ежемесячно выплачивают 733 рубля, положенные по Федеральному закону. Но, помимо прочего, Законом города Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы» донорам возвращены те льготы, которые у них были раньше. В частности, в настоящее время москвичи, награжденные знаками «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР», по-прежнему имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) по медицинским показаниям, а также 50-процентную скидку по оплате коммунальных услуг и такую же – на обеспечение лекарственными средствами.

– Разъясните, пожалуйста: донорство по-прежнему делится на платное и бесплатное? И насколько оправданы опасения людей о возможности инфицирования при даче крови?

– Да, есть две категории доноров – дающие кровь и ее компоненты за плату и те, что делают это бесплатно. Хотя в том и в другом случае донорам положены деньги – в частности, компенсация на питание в размере 500 рублей. Главное их отличие в том, что если человек сдает кровь за плату, то он впоследствии не может стать почетным донором. Давая кровь или плазму за плату, донор получает от одной до двух тысяч рублей. Безвозмездный донор получает только 500 рублей компенсации на питание, независимо от того, что он сдал – кровь или плазму.

Что касается возможности инфицирования, то современные технологии забора донорской крови, которые применяются в практике работы городских станций и отделений переливания крови, полностью исключают возможность инфицирования донора. Для реципиентов – людей, нуждающихся в донорской крови, – в Москве используется только карантинизированная плазма. Для обеспечения инфекционной безопасности компонентов и препаратов донорской крови у нас внедрены современные NAD-технологии, которые являются обязательными для служб крови в Западной Европе, Канаде, Японии и США.

– А как вы относитесь к категоричным высказываниям ряда чиновников о том, что донорство должно быть абсолютно бесплатным?

– Лично я убежден, что платное донорство – это не зло, а, наоборот, благо и, может быть, даже основная наша надежда! До тех пор, пока мы не поставим во главу угла гуманизм и нравственность, без услуг платных доноров нам, к сожалению, не обойтись.

Одна из наших основных задач на сегодня – это вернуть то количество доноров, которое было у нас в советскую эпоху. Для решения этой проблемы сейчас рассматривается вопрос стимулирования кадровых доноров материально, ведь льготами пользуются далеко не все, к тому же их сложно реализовать технически. Так, 16 сентября на заседании правительства Москвы будет рассматриваться проект Программы по донорству крови, в которой предложены меры финансового стимулирования доноров в зависимости от кроводач: 500 рублей – после пяти дач крови, за каждую последующую до 10-й. Те, кто сдаст кровь более 10 раз, будут получать по тысяче рублей, после 20 раз – по 1,5 тысячи рублей за каждую дачу крови и так далее. Вне зависимости от количества дач крови каждый донор будет получать по 500 рублей, положенных ему на питание. И все это – еще раз подчеркну – мы расцениваем как безвозмездное донорство. Вместо социальных благ, которыми не все пользуются, мы предлагаем платить людям деньги из городского бюджета…

– Многие люди и хотели бы стать донорами, но их пугают очереди на станциях переливания крови и хождение по кабинетам… А ведь раньше выездные мобильные бригады приезжали на предприятия, и те, кто хотел сдать кровь, могли это сделать практически без отрыва от производства: вся процедура занимала не более получаса. Почему сейчас прекратилась эта практика?

– Потому что эти мобильные бригады по сбору донорской крови попросту не пускают на предприятия – и такое происходит постоянно! Они не нужны как руководителям коммерческих структур, так и госорганизаций, – никому! Мы понимаем, что это невыгодно работодателю: во-первых, по закону донору положены два дня выходных – либо в день сдачи крови плюс один день, либо в любое другое время на его усмотрение. А во-вторых, эти дни работнику придется оплатить, что также невыгодно руководству. Если приехала мобильная бригада – это значит, что на полдня работа на предприятии встала… Кроме того, по закону работодатель обязан выделить мобильной бригаде какое-то помещение, где люди могут сдать кровь, – они вообще по закону много чего должны, но никто ничего не делает.

– Да, получается замкнутый круг. А можно ли в таком случае привлечь таких работодателей к административной ответственности?

– Это очень сложно, но вполне осуществимо. В частности, мы уже внесли предложение в Минздравсоцразвития рассмотреть возможность внесения соответствующих поправок в Административный кодекс, чтобы установить меру ответственности за воспрепятствование работе мобильных бригад. Например, чтобы компании со штатной численностью более 200 человек в обязательном порядке устанавливали раз в полгода для своих сотрудников День донора и согласовывали график выезда мобильной бригады с городской станцией переливания крови. Допустим, если кто-то этого не делает и это будет установлено в ходе проверки, например, ОБЭПом или нашим Департаментом здравоохранения, то в случае отсутствия такого графика (или если бригаду медиков не пустили – что сейчас происходит повсеместно) налагать на них ощутимый штраф. Например, в размере 500 тысяч рублей определенного процента от оборота компании. Это заставит работодателей задуматься…

– И какова перспектива принятия этих поправок? От кого конкретно зависит их продвижение?

– От грамотной работы юристов Минздравсоцразвития, а перспектива их утверждения, по мнению нашего Департамента здравоохранения, более чем реальна…

Комментарии закрыты.