Генетики доказывают, что даже если алкоголизм и пьянство — наследственные заболевания, то уж наверняка разные

d0b3d0b5d0bdd0b5d182d0b8d0bad0b8-d0b4d0bed0bad0b0d0b7d18bd0b2d0b0d18ed182-d187d182d0be-d0b4d0b0d0b6d0b5-d0b5d181d0bbd0b8-d0b0d0bbd0ba

В России употребление алкоголя в два раза превышает предельный уровень, признанный Всемирной организацией здравоохранения критически опасным, в восемь литров на душу населения в год. Ежегодно от алкогольного отравления умирают как минимум сорок тысяч человек, а каждое пятое преступление совершается в пьяном виде. Особые опасения вызывает тот факт, что алкоголизм стремительно «молодеет»: возраст приобщения подростков к спиртным напиткам снизился до 14 лет. 11 сентября заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин выступил в Госдуме и призвал депутатов принять законы, разрешающие принудительное лечение подростков от алкоголизма; то есть фактически Чекалин предложил возродить ЛТП — лечебно-трудовые профилактории, действовавшие во времена СССР.

Болезнь или дурная привычка? Несмотря на масштаб этой проблемы в современном обществе, до сих пор невозможно дать однозначное определение алкоголизму. Психологи называют алкоголизм патологией личности, психиатры и наркологи — психическим заболеванием, а социологи утверждают, что заболевание это социальное. Так чем же является алкоголизм и прочие формы зависимости на самом деле — дурной привычкой или болезнью? Много вопросов вызывает и природа воздействия алкоголя и наркотических веществ на организм человека. Над этой проблемой работают врачи, социологи и психологи, которые ищут эффективные пути лечения.

Вещества, изменяющие сознание, известны человечеству со времен первобытности. Их употребление нередко было частью религиозных или магических обрядов. Европа была знакома с алкоголем, коноплей и опиумом. После открытия Америки, сюда привезли кофеин, никотин и кокаин, а также некоторые разновидности галлюциногенных грибов и

растений-галлюциногенов — например, мескаль (неколючий кактус, растущий в Мексике и на юго-западе США). Из мескаля добывали мескалин — галлюциногенный алкалоидный яд. Из грибов ещё в доколумбовой Америке получали псилоцибин — вещество, оказывающее мощное психотропное воздействие. Долгое время главной сферой применения органических наркотиков оставалась медицина. Поворотным стал XIX век: благодаря развитию торговли психостимуляторы распространились по всему миру и их начали использовать в немедицинских целях. Другим самоубийственным шагом человечества стало создание сначала сильных экстрактов на основе растительных наркотиков (морфий из опиума, кокаин из листьев коки), а затем и синтез искусственных наркотических веществ (амфетамин, ЛСД). В XX веке наркотики начали настоящий «крестовый поход» против человечества. Виноваты гены Широко известно мнение о том, что алкоголизм и наркомания — болезни, вызываемые социальными причинами. Однако результаты исследований, проведённых учёными в последние годы, дают возможность иначе посмотреть на корни этого зла. Помимо социальных, внешних причин аддиктивного поведения есть ещё и внутренние.

Эстер ван ден Вилденберг (Esther van den Wildenberg) руководит группой ученых из Маастрихтского университета (Maastricht University), которым удалось идентифицировать генетическую мутацию, вызывающую склонность к неумеренному употреблению спиртных напитков. Генетическая предрасположенность к алкоголизму частично объясняет, отчего одни умудряются «выпивать» на протяжении всей жизни, не увеличивая дозировку и не заболевая, а другие — быстро спиваются.

Исследователи из Королевского госпиталя имени принца Альфреда (Royal Prince Alfred Hospital) в Австралии под руководством Джона Уитфилда (John B. Whitfield) привели убедительные аргументы в пользу того, что злоупотребление алкоголем и зависимость от него обусловлены разными генами. Алкоголизм и бытовое пьянство часто путают, поскольку их проявления похожи. Но это, судя по всему, совсем разные вещи, имеющие разные поведенческие проявления. Пьяница «слишком много пьет» с точки зрения сложившихся социальных норм, а алкоголик не может обойтись без спиртного.

Дефицит удовлетворенности Пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам связывают с недавно открытым синдромом дефицита удовлетворённости (reward deficiensy syndrome). Определенные изменения в генах не позволяют человеку поддерживать свой душевный комфорт, используя принятые в окружающей его культурной среде типы поведения. Наличие этого синдрома обусловлено присутствием «патологических» вариантов конкретных генов. Человек, страдающий дефицитом удовлетворённости, использует девиантные, то есть отличные от общепринятых, формы поведения. В детском возрасте это могут быть гиперактивность, непослушание, лживость, нездоровое пристрастие к сладкому. В подростковом возрасте —агрессия по отношению к окружающим, склонность к дракам, экстремальным видам спорта или, наоборот, скрытность, злопамятность.

Среди всех возможных типов поведения в сознании человека лучше всего отпечатываются те, что быстрее других приводят к самому высокому уровню душевного комфорта. Компенсация дефицита удовлетворенности может достигаться чрезмерным потреблением сладкого, самозабвенным погружением в работу, болезненным пристрастием к сексу, существует и множество других способов. Среди них алкоголь и наркотики воспринимаются сознанием как абсолютно предпочтительные, поскольку они действуют быстрее и сильнее других «лакомств», обеспечивая самый короткий и лёгкий путь к удовольствию. Однако после окончания действия алкоголя или наркотика человек не может вернуться на прежний уровень психологического дискомфорта, а опускается гораздо ниже и испытывает дисфорию — угнетённое, тоскливое состояние. Со временем причина употребления наркотиков и алкоголя меняется: если в начале они используются для удовольствия, то позднее с их помощью спасаются от подавленного состояния. Так возникает зависимость.

Как известно, существуют два вида зависимости: психологическая и физическая. Потребность в наркотическом веществе существует в обоих случаях, но при психологической зависимости наркотик стремятся принять ради удовольствия и чувства удовлетворения, которое он приносит. В случае же физической зависимости организм уже не может обходиться без наркотика — он прочно вошел в его обмен веществ и заменил «родные», собственные молекулы. Наркотик на такой стадии необходим не только для поддержания психического комфорта, но и всей жизнедеятельности. Именно поэтому, если резко прекратить употребление наркотика, возникнет сильнейший абстинентный синдром, который в тяжелых случаях может даже привести к смерти.

Механизм воздействия Огромное значение для понимания природы действия наркотиков и для поиска эффективных путей лечения от наркомании имеют работы по идентификации рецепторов, на которые воздействуют психотропные яды. В 1973 году в ряде стран исследователи обнаружили белок на поверхности нейронов животных и человека, который является рецептором, чувствительным к препаратам морфия. Это вызвало удивление, так как препараты морфия — вещества растительного происхождения или синтетические. В мозгу человека и животных не должно быть рецепторов, воспринимающих чуждые организму вещества. Позже обнаружилось, что организмы животных и человека продуцируют собственные морфиноподобные вещества, которые могут восприниматься с помощью этих рецепторов. Рецепторы назвали опиатными, или опиоидными. Так был открыт эндорфин (буквально: эндогенный, то есть внутренний, созданный самим организмом, морфин) — нейрогормон, похожий по своему действию на наркотик.

Другой важный агент в процессе передачи эмоций и влияния наркотиков — дофамин. Дофамин — активное вещество, передающее импульсы между нервными окончаниями и клетками мозга. Дофамин заведует уровнем кровяного давления, силой сердечных сокращений, а также ясностью сознания, бодростью и смелостью человека. Повышение его концентрации вызывает безрассудное поведение и неадекватное повышение настроения.

Воздействие разные видов наркотиков и алкоголя на организм человека различно, но в одном они схожи: при их приеме нарушается система передачи импульсов с помощью дофамина и норадреналина, отвечающая за регулировку поведения и реакций человека. Молекулы наркотиков, схожих по строению с эндорфинами (например, героина и морфия) поступают в организм, прикрепляются к рецепторам — и те обманываются, принимая их за «своих». Возникает чувство эйфории, и организм тут же запоминает этот процесс как кратчайший путь к счастью.

У каждой группы наркотиков есть свои особенности воздействия: так например, психостимуляторы (кокаин, эфедрин, амфетамин и «экстази») повышают уровень серотонина в мозгу, отчего притупляется чувства усталости и неуверенности в себе. Прием галлюциногенов (в том числе ЛСД) ведет к искусственно вызванному психозу. Однократная интоксикация ЛСД или галлюциногенными грибами способна необратимо повредить головной мозг и навсегда оставить в психике следы, неотличимые от заболевания шизофренией. Нюансы различаются, но суть в том, что даже относительно слабые вещества вроде препаратов конопли со временем необратимо разрушают нервную систему и организм в целом.

По сравнению с пристрастием к алкоголю или наркотикам курение может показаться практически баловством, но и эта аддикция приводит к неприятным последствиям. Учёные из университета Британской Колумбии (University of British Columbia) проанализировали образцы эпителия легких бывших курильщиков и пришли к выводу, что изменения в активности более чем сотни генов, связанные с курением, сохраняются в течение многих лет даже после расставания с пагубной привычкой. Известно, что отказ от курения приводит к быстрому снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний. В то же время другие болезни курильщиков, в первую очередь рак и эмфизема легкого, продолжают угрожать и тем, кто бросил курить много лет назад.

Результаты исследования ученых позволяют объяснить эту статистическую закономерность на молекулярно-генетическом уровне. Многие гены, активность которых меняется под действием табачного дыма, начинают функционировать в нормальном режиме вскоре после того, как человек прекращает курить. Однако большая группа из 124 генов так и не возвращается к норме. Среди них, в частности, несколько генов, регулирующих жизненный цикл клеток, а также гены, связанные с выявлением и устранением поврежденных участков в ДНК. По мнению исследователей, недостаток кодируемых этими генами белков может быть непосредственно связан с онкологическими и другими заболеваниями легких.

Шанс на выздоровление Если верить многочисленной рекламе наркологических клиник и врачей, с лечением зависимостей дело обстоит не так уж и плохо. В действительности же процент вылечившихся совсем мал. Да и само понятие «вылечиться от алкоголизма/наркомании» неверно: вылечиться невозможно. Ремиссия, временное отступание болезни, продолжается ровно столько, сколько человек не пьет или не употребляет наркотические вещества.

Исследования причин алкоголизма и наркомании идут полным ходом, выясняются любопытные, а иногда и забавные вещи (например, что злоупотребление алкоголем притупляет чувство юмора), но революционных открытий, которые избавили бы человечество от этой напасти, не происходит. После открытия эндорфинов прорывом в области лечения наркотической и алкогольной зависимости стали вещества, блокирующие опиатные рецепторы. Молекулы наркотиков похожи на молекулы эндорфинов и беспрепятственно связываются со специальными рецепторами. Лекарства, самое известное из которых налоксон, блокируют рецепторы, поэтому ни опиаты, ни эндорфины уже не могут к ним прикрепиться и активизировать.

В начале 1960-х годов британские врачи провели интересный эксперимент. Они выяснили, что одна-единственная доза галлюциногенного наркотика ЛСД помогает эффективно избавиться от алкоголизма. Наркотик вызывал у пациентов сильные внутренние переживания и давал им силы для выздоровления. Однако лечебный потенциал наркотика был проигнорирован, поскольку в конце 1960-х он был запрещен по всему миру как препарат, представляющий угрозу общественной безопасности.

Не так давно чилийские учёные предложили лечить алкоголизм с помощью генной терапии. Суть новой методики заключается во внесении в организм гена, снижающего метаболизм этанола. Разработка учёных, возможно, сможет заменить продолжительный курс медикаментозного лечения однократной процедурой с долгосрочным эффектом.

Множество же других методов лечения зависимостей в основном психотерапевтические. Пытаются лечить физическим трудом, насыщенным кислородом воздухом, кодированием, даже поркой — но ни один из методов не может дать гарантию, что после лечения болезнь не возобновится.

Кроме наркомании, алкоголизма и курения, есть множество других зависимостей. Существуют промежуточные формы — например, аддикция к еде. Есть и нехимические зависимости — трудоголизм, гемблинг (тяга к азартным играм). У людей с аддиктивным поведением одна зависимость может легко переходить в другую: наркоман может стать алкоголиком, а спортсмен — азартным игроком. Один из возможных путей лечения социально неприемлемых зависимостей — это обмен их на допустимые в обществе.

Однако, это лишь аккуратная теория. Каждый же человек стоит перед проблемой выбора. И что делать с собственной жизнью, решает каждый сам. На ум же приходит фраза о том, что жизнь — и тело, и дух — слишком драгоценные подарки, чтобы так жестоко их растрачивать.

Комментарии закрыты.