В России стремительно молодеет инфаркт

d0b2-d180d0bed181d181d0b8d0b8-d181d182d180d0b5d0bcd0b8d182d0b5d0bbd18cd0bdd0be-d0bcd0bed0bbd0bed0b4d0b5d0b5d182-d0b8d0bdd184d0b0d180

С таким заявлением выступил главный кардиолог Москвы и… предложил пить водку. Так сообщил директор Московского научно-практического Центра интервенционной кардиоангиологии, профессор Давид Иоселиани, если раньше поступление в «сердечные» отделения 25 – 30-летних больных было нонсенсом, то сейчас кардиологические диагнозы сотрясают все большее число 25 – 27-летних, а инфаркты в 40 лет и вовсе стали практически нормой.

При этом слабый пол, увы, догоняет в этом бесславном деле пол сильный. «Раньше было неравенство в пользу женщин, многие десятилетия мужчины заболевали раньше и чаще, но сейчас постепенно эта грань стирается, – цитирует кардиолога Newsru. – Раньше до 65 – 70 лет мужчины были лидерами по этому показателю, женщины сравнивались с ними после семидесяти. А сейчас все чаще и чаще женщины попадают к нам, едва отметив 50-летие».

В качестве профилактики Давид Иоселиани предложил принимать в течение дня 50 граммов водки или коньяка – дескать, алкоголь предупреждает появление атеросклероза. То, что алкоголизм – одна из основных причин смертности в стране, и начинается, как правило, с малого, главному кардиологу, видимо, знать не положено – это вотчина главного нарколога. Тем не менее не доверять статистике уважаемого профессора причин нет. Мы действительно переживаем сейчас период сверхсмертности от сердечно-сосудистых заболеваний – от инфарктов и инсультов в нашей стране ежегодно погибает людей больше, чем в любой экономически развитой стране. Что и понятно: там от инфаркта начинают убегать чуть ли не с ползунков, а нам все как-то большей частью недосуг…

– Это действительно так, – подтвердила догадки «МП» кардиолог одной из столичных клиник Светлана Марченкова. – На одном из кардиологических симпозиумов, например, были озвучены следующие данные: на то, чтобы достичь нынешних американских сердечно-сосудистых показателей, России потребуется как минимум 36 лет, и это при том, что смертность должна будет ежегодно снижаться на 2,5%. Такой разрыв объясняется просто: Америка начала принимать активные меры к оздоровлению населения задолго до нас (у нас по большому счету к ним еще и не приступали). В результате за 30 лет – с 1965 по 1995 год – американцам удалось снизить смертность от инсультов и инфарктов на 60 процентов. В первую очередь за счет массового отказа от курения. У нас же сейчас дымит, наверное, каждый третий подросток. Прибавьте к этому повальное пьянство, чудовищную экологию, некачественное питание и весьма хилую профилактику – и получаете ту статистику, которую мы все сейчас имеем.

По мнению Марченковой, довольно существенную лепту в дела наши сердечные вносят и постоянные стрессы, которые не устают сотрясать постсоветское пространство на протяжении последних двадцати лет. Сегодня у тебя стабильная зарплата, а завтра ты оказываешься на улице из-за того, что предприятие обанкротилось. Или не на улице, а на пенсии – с ее нищенской подачкой раз в месяц. В теленовостях – теракты и убийства, в газетах – прогнозы на финансовый кризис и рост инфляции, на полках магазинов – очередное повышение цен.

– Я, конечно, не психолог, но такое ощущение, что в стране не прекращается эпидемия маниакально-депрессивного психоза, настолько все взвинчены, – констатирует медик. – Но за постоянное напряжение приходится расплачиваться, вот организмы и не выдерживают. Поэтому кардиологи не устают повторять: сердечно-сосудистые заболевания – это действительно проблема. Но проблема скорее медико-социальная, одними таблетками и операциями с ней не справиться. Понятно, что когда человек болен, ему обязаны помочь врачи, но вот успех профилактики на 90% зависит от самого человека.

А профилактика, как утверждает медицина, не такая уж и сложносочиненная: сигареты – в помойку, водку – в унитаз, гамбургер – врагу, новые кроссовки не отлеживаются в галошнице, а выгуливаются в ближайшем скверике… И все это для того, чтобы сердечная мышца под названием миокард не узнала слова «инфаркт» как можно дольше.

– По коронарным артериям к миокарду поступает кровь, – объясняет Марченкова. – Если какую-нибудь из этих артерий закупоривает кровяной сгусток (тромб), то участок сердца, который она питает, остается без кровоснабжения, то есть без кислорода. В результате максимум через полчаса они гибнут – это и есть инфаркт, участок омертвения в ткани сердца, на котором образуется нерассасываемый рубец. Главная причина болезни – атеросклероз – это процесс, при котором в стенке крупных артерий откладываются разные жиры вроде холестерина, если их слишком много в крови. Те места, где жировых скоплений особенно много, называются атеросклеротическими бляшками. Они растут в просвет сосуда и постепенно, год за годом, делают его все уже. Со временем в бляшку откладывается кальций. Она становится плотной, а стенка артерии – утолщенной и малоподвижной… Уже из одного этого следует, что серьезными факторами риска в случае с инфарктом являются курение, малоподвижный образ жизни и употребление нездоровой пищи, которое может привести к ожирению.

К остальным рисковым факторам раннего инфаркта медики относят: сахарный диабет и наследственность, то есть генетику (на сегодняшний день обнаружены как минимум два гена, определенные разновидности которых способствуют раннему развитию инфаркта). А также принадлежность к мужскому полу (женский половой гормон эстроген – природный защитник кровеносных сосудов, и чем его больше, тем в лучшем тонусе сосуды).

– Довольно серьезно надо отнестись и к гипертонии, – отмечает Марченкова. – По статистике, в России более 40 миллионов гипертоников, но добрая половина из них (в основном это как раз молодежь) даже не подозревает, что у них повышенное давление. Характерные симптомы этой болезни вроде головной боли, «мушек» в глазах и утренней слабости они связывают с обыкновенной усталостью и, понятно, не спешат к врачу. Но даже если по чистой случайности кому-то из них все-таки ставят диагноз и выписывают лекарства, регулярно принимать их молодые просто не считают нужным. Вроде того, что само пройдет! Но это заблуждение. Гипертония не проходит сама, а страшна именно тем, что может закончиться ранним инфарктом, который в силу физиологических причин переносится гораздо сложнее, чем поздний.

Комментарии закрыты.