В Москве “скорую” дополнят “неотложкой”

d0b2-d0bcd0bed181d0bad0b2d0b5-d181d0bad0bed180d183d18e-d0b4d0bed0bfd0bed0bbd0bdd18fd182-d0bdd0b5d0bed182d0bbd0bed0b6d0ba

В самое ближайшее время в столице будет возрождена служба неотложной медицинской помощи. Об этом недавно заявил руководитель столичного Департамента здравоохранения Леонид Печатников. Эта хорошая новость облетела многие СМИ, однако журналисты, а следом и читатели, ничего не поняли. Информация о неотложке крайне запутана и разноречива.

Во-первых, чем неотложная помощь отличается от скорой? Вроде бы, ничем: вызывать ее следует по всем знакомому номеру “03” и ехать по вызову она должна быстро. Однако, если скорая помощь должна мчаться как на пожар, то неотложную можно и отложить. Но и она должна приехать не позже, чем через два часа. Диспетчеру на пульте теперь предстоит непростая задача – дифференцировать вызовы по степени срочности. Скажем, если звонит человек с острой болью в животе или груди – посылаем скорую, поскольку у него может быть, например, инфаркт миокарда или острый аппендицит, а здесь промедление смерти подобно. Если же больной жалуется на сухой кашель и повышенную температуру, то, скорее всего, он простыл, и ничего страшного за два часа с ним не случится.

Диспетчерам придется непросто. Не вызывают вопросов случаи, когда человек, например, попал в ДТП или сломал ногу при падении на улице. На такие травмы должна незамедлительно выезжать скорая. Но какую, например, помощь надо оказать человеку с головной болью? В подмосковном Королеве произошла нашумевшая история, когда пациент пытался вызвать скорую, но диспетчер отказалась принять вызов: дескать, звонит какой-то пьяный, у него язык заплетается, а голова болит – так похмеляться надо! Человек умер от инсульта, родственники обратились в прокуратуру, возбуждено уголовное дело.

Чтобы такого не было, говорят в Департаменте, в службу “03” будут привлекаться только самые грамотные и профессиональные медицинские работники. Все они пройдут обязательные процедуры переаттестации и повышения квалификации. Чтобы не вышло роковой ошибки, они должны задать пациенту ряд наводящих вопросов и разобраться, какой степени срочности ему нужна помощь. По описаниям жалоб больного обычную мигрень они обязаны отличить от предынсультного состояния, а кашель при ОРВИ – от угрозы отека легких.

Во-вторых, по словам Печатникова, звонки по неотложной помощи будут переадресовываться в районную поликлинику. “По сути, неотложка – это тот же участковый”, – сказал руководитель Департамента. Зачем же тогда неотложка – ведь участковые и так есть? Дело в том, что время их работы ограниченно, и вызвать участкового врача на дом вы можете не позже первой половины дня. Если дозвонитесь. А если дозвониться не удалось (бывает и такое) или недуг разыгрался к вечеру? Как подмечают работники скорой, пиковое время вызовов – ночь.

Неотложку снабдят многоканальным телефоном, и звонки будут проходить всегда, обещают медицинские чиновники. Кроме того, в отличие от передвигающихся преимущественно пешком участковых врачей, доктора неотложки будут ездить на специальном медицинском транспорте, отличном от карет скорой помощи.

В-третьих, речь идет только о взрослой неотложке, потому что детскую никто не отменял. Как мать троих детей я знаю об этом не понаслышке. Ко всем своим детям мне не раз приходилось вызывать именно эту службу, и у нас даже появился там “свой” врач. Бессчетное количество раз он приезжал ко всем моим отпрыскам, когда у них внезапно поднималась температура, болел живот или появлялась непонятная сыпь, всякий раз давал ряд ценных советов и заодно унимал мою панику.

Однажды он с грустью признался: службу хотят закрыть (то были непростые времена, когда в стране велась дискуссия о том, нужна ли нам педиатрия вообще). Однако детскую неотложку все же отстояли, и она продолжает исправно выполнять свои важные функции в каждом районе Москвы.

А вот взрослая неотложка, существовавшая в советские годы, многими уже забыта. Упразднили ее еще в 70-е годы прошлого века. Между тем, “скорая” едва справляется с огромным потоком разнообразных вызовов – от инфаркта до кашля и насморка, поэтому нередко приезжает на срочный вызов намного позже, чем необходимо. Теперь ситуация должна измениться.

Будут ли работать на взрослой неотложке те же врачи из районной поликлиники или другие люди – вопрос открытый. В принципе, это могут быть те же люди, но непременно прошедшие переподготовку по программе оказания неотложной помощи, подчеркивают в Департаменте здравоохранения. Такие врачи должны быть еще более грамотны и профессиональны, чем обычный участковый и даже работник “скорой”, выезжающий в сопровождении помощников – фельдшера или медсестры. Доктор неотложки будет ездить один, и должен уметь быстро и грамотно принять адекватное решение: нужна ли больному госпитализация и, если нет, какое прописать ему лечение. В отличие от работников “скорой”, которые не ставят диагнозов и проводят лишь симптоматическое лечение (например, при повышенной температуре делают инъекцию жаропонижающего), доктор неотложки действует подобно участковому врачу. “Мы всегда отличались от “скорой” не тем, что приезжали позже, а тем, что не стремимся отвезти пациента в больницу и снять с себя дальнейшую ответственность за его судьбу. Мы стараемся по возможности разобраться с его проблемой на дому”, – говорит врач, который работает в детской неотложке более 30 лет.

Все административные округа Москвы будут обеспечены услугами взрослой неотложной помощи до конца 2011 года. Пилотный проект, по словам Печатникова, уже запущен в Юго-Восточном округе столицы – там работают 25 бригад службы. По данным городского Департамента здравоохранения, в текущем году будут созданы 44 бригады, а в 2012 их число вырастет до 69.

Комментарии закрыты.