В Крыму и Севастополе запретят заместительную терапию

Минздрав Крыма, со всеми подопечными больными, переходит под крыло Минздрава России и… силовиков ФСКН. На полуострове сложилась трагическая ситуация с 800 больными, которые находятся на заместительной метадоновой и бупренорфиновой терапии, некоторые по несколько лет. Этот вид лечения находится вне закона по Российскому законодательству. А в Европе уже появился первый ОЗТ-беженец из Крыма, потому что на программу сразу начались гонения из Москвы, ей грозит полный запрет.

Медицина не бывает Российской или Европейской, это глобальная наука, которая имеет определенную иерархию качества доказательств. На вершине стоят метаанализы и рандомизированные клинические исследования (РКИ). РКИ очень дорогие и по карману только фармкомпаниям и правительствам, но они очень структурированы и зарегулированы, что позволяет их обобщать и им доверять. Далее идут когортные исследования, которые нацелены на определенную группу людей, за ними исследования случай-контроль. Еще ниже, по уровню доказательности, описание серии случаев и единичные клинические случаи, которые почти невозможно опубликовать в рецензируемом журнале. В самом низу этой пирамиды располагаются идеи, мнения и личный опыт, врачей и чиновников, которые не могут быть приняты в качестве доказательства безопасности или эффективности / неэффективности препарата или медицинской технологии.

К сожалению в России медицинские чиновники используют мнения и личный опыт в качестве аргументов и даже доказательств.

Да, у нас не проводились исследования по оценке влияния заместительной метадоновой терапии на исходы героиновой наркомании, потому что этот препарат запрещен в России, но мы можем обобщать и использовать исследования, которые проводились и проводятся в других странах. Всего в глобальной библиотеке научных медицинских публикаций PubMed можно найти многие тысячи таких исследований, а их метаанализы показывают, что пользы от таких программ безусловно больше, чем возможного вреда. Нам необходимо выйти из юридического тупика, когда исследования заместительной терапии в России невозможны, легализовав метадон и другие агонисты опиоидных рецепторов. Я считаю, что в России не обязательно изыскивать средства на масштабные РКИ (нет времени и денег), а начать заместительную терапию, используя огромный массив доказательств, которые накопила медицинская наука за десятилетия. Иначе мы еще долго останемся в болоте принятия управленческих решений, основанных на личном опыте, мнениях и паранойе отдельных чиновников от медицины.

Коллеги пишут “кыргызстанцы, пора и нам к Таможенному Союзу готовиться… По крайней мере, потребовать от нашего Правительства гарантий, что после вступления в ТС ОЗТ не прекратится.”

Комментарии закрыты.