В каких городах России самый ядовитый воздух?

d0b2-d0bad0b0d0bad0b8d185-d0b3d0bed180d0bed0b4d0b0d185-d180d0bed181d181d0b8d0b8-d181d0b0d0bcd18bd0b9-d18fd0b4d0bed0b2d0b8d182d18bd0b9

Эта опасность подстерегает жителей многих городов, особенно промышленных. Почти каждый второй россиянин дышит воздухом, в котором вредные вещества превышают предельно допустимые концентрации. Но нередко содержание примесей больше допустимого уровня и в десять, двадцать, а то, глядишь, и в 60 раз. Естественно, это укорачивает нашу жизнь. Из-за загрязнения атмосферы увеличивается на 20 процентов (по официальным данным) заболеваемость детей и на 10 процентов – взрослых. Анализ экологической ситуации в стране содержится в только что завершенном 600-страничном исследовании, которое называется “Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году”.

Не секрет, что дышим мы не чистым воздухом и пьем не родниковую воду. Но когда разрозненные факты собраны воедино, вырисовывается тревожная картина. Кажется, что люди сошли с ума, решив изо дня в день отравлять себя ядовитыми отходами. Только в прошлом году в атмосферу было выброшено стационарными источниками 18,5 миллионов тонн всякой гадости. И еще 12 миллионов тонн, по словам директора Государственного центра экологических программ Александра Шеховцова, попало в воздух от автомобильных выхлопов. Иными словами, на каждого жителя России приходится в среднем более 200 килограммов распыленной в атмосфере “грязи” – сажи, диоксида серы, аммиака, оксида углерода, бензпирена, формальдегида, диоксида азота, метилмеркаптана, сероводорода и других веществ.

И хотя в целом выбросы с начала 90-х ежегодно снижались, положение остается тревожно неблагополучным. Тем более что в 33 регионах, в том числе в Кемеровской и Оренбургской областях, Красноярском, Приморском, Алтайском краях, загрязнение атмосферы существенно увеличилось. Больше всех “постарались” предприятия электроэнергетики, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, а также топливной промышленности.

Среди городов безусловным “чемпионом” по отравлению среды обитания является Норильск. Здесь за двенадцать месяцев в воздух выкинули колоссальное количество диоксида серы – 2,1 миллиона тонн (про такие “мелочи”, как 27 тонн свинца, 52 тонны сероуглерода или 37 тонн ксилола я уж и не говорю). На втором месте – Новокузнецк: на его счету почти полтысячи тонн атмосферных загрязнений. Третье и четвертое места занимают Липецк и Магнитогорск (соответственно 350 и 320 тонн). В этих городах расположены гиганты отечественной металлургии. За рубеж они отправляют чистую продукцию, а вот вся опаснейшая грязь остается в России.

Расчеты показывают: в Норильске в расчете на каждого жителя вредные примеси составляют восемь тонн, в других названных городах – от 0,7 до 1 тонны. Казалось бы, такую “атаку” не сможет выдержать ни один живой организм. Остроту ситуации в какой-то мере снижают высоченные трубы, из которых отходы разлетаются на многие километры окрест. По результатам мониторинга специалисты определили 22 города с самым плохим воздухом. В них так называемый индекс загрязнения атмосферы больше 14 (уже при коэффициенте 7 уровень загазованности считается высоким). Думаю, читателям будет интересно, хоть и малоприятно, познакомиться с полным списком этих городов. Итак, по алфавиту: Балаково, Бийск, Братск, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Москва (отдельные районы), Новокузнецк, Новороссийск, Омск, Ростов-на-Дону, Селенгинск, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Чита, Южно-Сахалинск. Этот перечень не является исчерпывающим. Дело в том, что в ряде городов с высоким содержанием примесей в воздухе (например, Ангарске, Архангельске, Сызрани, Нижнем Тагиле) наблюдения в первом квартале прошлого года не проводились.

А вот впечатления обозревателя “Труда” Сергея Ищенко, побывавшего в Нижнем Тагиле: “Ощущение такое, будто постоянно находишься в тендере дымящего паровоза. Ветер время от времени меняет направление, однако тяжелый запах гари не исчезает. Он донимает и в гостиничном номере, несмотря на плотно закрытые окна. Через стекло я видел бурые, зеленоватые, оранжевые столбы дыма, поднимавшиеся из труб. Они образовывали причудливую разноцветную, клубящуюся стену, уходящую в небо. Только отъехав от города километров 50, я наконец смог вздохнуть полной грудью. Каково же приходится тем, кто живет здесь постоянно?”. Для справки: в воздухе Нижнего Тагила – фенол, формальдегид, сероводород. Содержание опаснейшего бензпирена, как показал один из замеров, в 21 раз превышало допустимый уровень.

Аналогичных фактов можно привести множество. Концентрация того же бензпирена оказалась выше предельной нормы не только в Нижнем Тагиле, но еще в 107 городах страны (в Кургане, к примеру, в 60 раз). В таких населенных пунктах лучше поменьше бывать на улицах, ибо прогулка увеличивает риск заболеть. В иные дни надо бы вообще сидеть дома, но у нас, увы, такое не практикуется. В большинстве случаев никто даже не сообщает гражданам об экологической ситуации. Ну уж если, допустим, хлорное облако вырвется наружу, тогда, деваться некуда, объявят тревогу. Высокое и очень высокое загрязнение воздуха было зарегистрировано в прошлом году в 31 городе страны с населением 17,5 миллиона человек. Более чем десятикратное превышение ПДК обнаружили не в одном-двух, а в 266 замерах. В Омске, например, содержание ацетальдегида в атмосфере было выше предельно допустимого уровня в 72 (!) раза, этилбензола – в 55, хлорида водорода – в 34. Это действительно ЧП.

Почему же в подобных случаях далеко не всегда вводится режим чрезвычайной экологической ситуации? Да потому, что речь идет не только об отдельных выбросах, но и о постоянно высоком уровне загрязненности атмосферы. “Что же, – говорил мне один из специалистов, – весь год держать город в состоянии ЧП из-за того, что, допустим, предельный уровень бензпирена превышен в 9 раз?”. А разве 9 ПДК – это мало? И что же, спрашивается, делать жителям? Закупать противогазы и в них ходить по улицам?

Экологически неблагополучная Мурманская область, по заключению медиков, относится к зоне чрезвычайно высокого риска в отношении здоровья. В течение последних пяти лет у населения Кольского полуострова показатели заболеваемости (болезни эндокринной системы, органов пищеварения, кожи, врожденные аномалии) были самыми высокими в стране. Вот что говорится по этому поводу в упомянутом выше докладе: “Установлена достоверная связь между содержанием сернистого ангидрида в атмосферном воздухе и распространением стенокардии, болезней кожи и верхних дыхательных путей у населения. С загрязнением окружающей среды железом связано распространение мочекаменной болезни, с медью – ожирение и болезни костно-мышечной системы. Высокое содержание марганца способствует развитию ишемической болезни сердца”. Врачи пишут, чиновники слушают, люди болеют. Все как обычно.

Но, может быть, самую большую опасность представляют вещества, способствующие развитию раковых заболеваний. Это формальдегид, бензпирен, никель, бензол, этиленоксид, хлороформ.

Впрочем, и сегодня делается вроде бы немало. Затраты на охрану атмосферного воздуха в прошлом году превысили 10 миллиардов рублей. Солидная сумма. Всего удается улавливать и обезвреживать три четверти загрязняющих атмосферу веществ (в прошлом году, например, – более 61 миллиона тонн). Страшно даже представить себе, что было бы, если бы эти десятки миллионов тонн обрушились в воздушный океан. И все же предпринимаемых усилий явно недостаточно. Причина известна – нехватка денег. Однако экономить на здоровье – не лучшее решение.

Комментарии закрыты.