Болеть будем за счет здоровых

d0b1d0bed0bbd0b5d182d18c-d0b1d183d0b4d0b5d0bc-d0b7d0b0-d181d187d0b5d182-d0b7d0b4d0bed180d0bed0b2d18bd185

Здравоохранение России должно перейти на страховой принцип, заявил Владимир Путин в ходе ежегодного послания Федеральному собранию. Что это значит, разбирался “Мир новостей”.

По словам президента, у граждан РФ должна возрасти ответственность за свое здоровье. Каким образом? “Базовый вопрос – это реальный переход к страховому принципу в здравоохранении. Сегодня функция ОМС, по сути, сводится к “прокачке денег” до получателя, но только не через бюджет, а через внебюджетный фонд. Задача – совершенно другая. Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за свое здоровье, появились финансовые стимулы к здоровому образу жизни, а страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку их работе, чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше”, – вот что дословно сказал президент.

Что такое финансовый стимул к здоровому образу жизни в наших реалиях? Сидишь дома, к врачу не идешь, деньги экономишь, а Минздрав считает, что ты здоров.

Развивать добровольную страховую медицину – дело хорошее. Как верно подметили в правительстве, она есть во всем мире. Вот только в тех же США страховку для малоимущих слоев населения оплачивает государство. Малоимущий – это тот американец, который имеет доход ниже 1,5 тыс. долл. в месяц (то есть под 50 тыс. руб.). Выходит, большинство населения России – малоимущие и добровольная медицинская страховка им не по карману.

При этом себестоимость медпомощи (а значит, и будущая величина страховки) в России не намного меньше американской. Труд медперсонала государство у нас, конечно, ценит дешевле, но лекарства дорогие, медоборудование закупается в основном за рубежом. Оно еще и дороже среднерыночных значений – с учетом откатов чиновникам. Плюс у нас больше больных, инвалидов и тех же самых малоимущих.

И вот за всех них более-менее здоровые и получающие какие-никакие зарплаты должны будут заплатить, купив добровольную медицинскую страховку. А если говорить честно, то совсем не добровольную. С одной стороны, государство обязано лечить нас бесплатно, как записано в Конституции. С другой стороны – мы сами должны будем купить лечение в виде страховки. И не только для себя, но и для того парня. Потому как главный лозунг вводимого в России нововведения – здоровый платит за больного, средний класс – за бедного.

Вот только где взять этот средний класс? В США минимальная стоимость добровольной медстраховки составляет 200 долларов. Много ли россиян готовы заплатить даже этот минимум? То есть семья с двумя детьми должна будет выкладывать по 800 долларов ежемесячно? И это по самой низкой ставке.

Председатель отделения общественного совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по г. Москве и Московской области Дмитрий Борисов говорит о том, что уже сегодня в России расходы на медицину в доле ВВП в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах, – 3,7% против 6,5%. Примерно столько же, по оценкам экспертов, население платит за лечение и лекарства из своего кармана. Те, у кого в карманах что-то есть. По словам Борисова, существующие в РФ программы добровольного страхования не принесли желаемого результата: они не позволяют в полной мере защитить человека от серьезных рисков “в случае получения какого-либо диагноза, особенно если он достаточно серьезен”.

Возьмем для примера финансирование онкологии. Согласно статистике, в онкологии деньги граждан составляют 3-5% от общего объема. “Однако если посчитать по количеству упаковок с лекарствами, то получится, что каждая третья упаковка для лечения рака покупается за деньги пациентов. Понятно, что люди покупают лекарства самые дешевые, нет речи о качестве этих лекарств… То, что для онкологических пациентов все всегда бесплатно, – это миф”, – рассказал Борисов.

И тут самое время перейти к заявленному Минфином снижению объемов финансирования здравоохранения: к 2020 году эти объемы должны составить 2,5% от ВВП, то есть в полтора раза ниже, чем сегодня.

“Эта цифра подвергается огромной критике как со стороны врачебного сообщества, так и со стороны экономических экспертов, – заметил Борисов. – Минфин объясняет, что недофинансирование бюджетом федерального уровня должно компенсироваться бюджетом регионов. Однако есть регионы, где зависимость от федеральных субвенций составляет 70% и более. Если деньги в эти регионы не придут, то как их перекроет региональный бюджет?”

Действительно непонятно. И тут, по замыслу авторов реформы, на сцену должны выйти добровольные страховки и государственно-частные партнерства, о которых не раз писал “Мир новостей”. Одним словом, в бесплатную медицину должен прийти частный бизнес, который якобы поможет тем, кто готов к софинансированию.

Поясню опять же на примере. В своем послании президент Путин особо остановился на развитии системы профилактики: начиная с 2015 года школьники должны ежегодно проходить обязательную бесплатную диспансеризацию, а взрослые – раз в три года. Вот только взрослый россиянин, занятый целый день на работе, вряд ли позволит себе несколько дней таскаться по поликлиникам, выстаивать в очередях и прибегать к семи утра за талончиком. Скорее всего он предпочтет сделать это быстро, читай – за деньги. И тут, как уже сообщалось ранее, на сцену выходят государственно-частные партнерства…

Комментарии закрыты.