Атомщики готовы выпускать препарат для онкобольных

d0b0d182d0bed0bcd189d0b8d0bad0b8-d0b3d0bed182d0bed0b2d18b-d0b2d18bd0bfd183d181d0bad0b0d182d18c-d0bfd180d0b5d0bfd0b0d180d0b0d182-d0b4

Сегодня в Москве открылась международная конференция по изотопам – крупнейший в мире съезд специалистов по ядерной медицине. Эта отрасль сейчас – одна из самых высокотехнологичных и перспективных.

С помощью мирного атома можно выявлять на ранних стадиях и даже лечить рак. Рынок растёт бешеными темпами и сулит десятки миллиардов долларов. Корреспонденту пятого канала Айрату Галимову удалось попасть на новейшее производство и постоять на самом мощном в мире ядерном реакторе.

В Институте атомных реакторов в Димитровграде с этого года начались большие перемены. Прежде здесь атом только изучали. Открывали новые радиоактивные изотопы. Теперь, готовы запустить промышленное производство. Одного из них. Для фармацевтических целей. Технеций 99М уже давно востребован миром в атомной медицине. Как препарат для диагностики онкологических заболеваний. Добывают его из Молибдена. Этим и хотят здесь заняться, выпуская сразу большими партиями. Пока для России. Потом на экспорт.

Ростислав Кузнецов. Директор отделения радионуклиидных источников и препаратов ОАО «ГНЦ НИИАР» Ульяновская область: «Если мы имеем Молибден, мы имеем возможность произвести генераторы Технеция. И из Технеция мы потом можем произвести радиофармпрепарат, который имеет диагностическую функцию. Этот раствор, содержащий Технеций, дальше используется для синтеза в фармацевтике, которые производятся непосредственно в клиниках, непосредственно на месте употребления».

При помощи этого раствора, введенного в организм, человек буквально светиться радиацией. Что позволяет специальным аппаратам точно обнаруживать место, пораженное раком еще на ранней стадии. Такое радиационное заражение в этом случае безвредно. Потому, что это облегченный радионуклид. Распадается за 3 дня и практически полностью выходит из организма. Но прежде его нужно произвести. Причем исходные компоненты достаточно сильно обогатить радиацией. Этим и будут заниматься атомщики Димитровграда.

Елена Калевич. Помощник директора отделения радионуклидных источников и препаратов ОАО «ГНЦ НИИАР»: «Один изотоп превратить в другой можно только изменив состав его ядра. Путем ядерной реакции. Вот такая отдельная трубочка в чехле содержит в себе стартовый материал. Для того, чтобы накопилось нужное количество изотопов».

Эту прутья в колбе здесь называют мишенями. Потому, что обогащают их ударами нейтронов. Для этого помещают в самое сердце реактора. Голубое свечение — это и есть черенковское излучение быстрых заряженных частиц, вылетающих из активной зоны.

Подо мной самый мощный высокопоточный реактор не только в России, во всем мире. Такой же есть в Америке, но его называют младшим собратом. Чем уникален этот реактор? Здесь произвели те изотопы, что улетели на Марс. Произвести их в других местах практически не возможно. Я стою на реакторе потому, что меня убедили, что это безопасно. ))

Это реактор использовали при получении первых пробных изотопов для Молибдена. Для серийного же производства уже подготовлен другой. Пока один, потом может быть больше. Ресурсов в институте достаточно. Здесь работают сразу 6 реакторов. А самый мощный уже готовят для новых открытий.

Алексей Ижутов. Директор реакторного исследовательского комплекса ОАО «ГНЦ НИИАР» : «У него самая высокая плотность потоков нейтронов. Вот использование этого уникального качества нам позволяет за короткое время исследовать радиационные характеристики новых материалов».

Исходники разделяют и Молибден выделяют здесь же в институте. Насыщенный радиацией изотоп все еще опасен. Так что работают с ним за окном толщиною в метр. Руки человека заменяют металлические щюпальцы. Здесь приходиться быть ювелиром. Одна ошибка – цепная реакция – взрыв. Первую партию препарата заказчикам на днях уже отправили.

Владимир Троянов. Директор ОАО «ГНЦ НИИАР»: «Очень важное условие – это гарантированные поставки. Потому, что это больные, которые подготовлены к проведению этой процедуры. Они уже находятся в клиниках. Поэтому мы три реактора одновременно задействуем для производства Молибдена, которые по очереди, но всегда находятся в эксплуатации. Это является достаточной гарантией того, что поставки срывать мы не будем».

Пока атомщики Димитровграда помогают коллегам из Обнинска. Сейчас они основные поставщики Молибдена в России. Но уже скоро радированные препараты отсюда пойдут на экспорт. В частности в Канаду. А через три года онкобольных лечить будут прямо здесь же. Сейчас в городе специально строят новый медицинский комплекс. Буквально под боком у этой фабрики мирного атома.

Комментарии закрыты.