Траволечение: как не отравить себя самого
В августе этого года в Журнале американской медицинской ассоциации (Journal of the American Medical Association) были опубликованы результаты исследования, проведённого сотрудниками медицинского факультета Бостонского университета (Boston University). Доктора медицинских наук Роберт Сэпер (Robert B. Saper), Рассел Филлипс (Russell S. Phillips) и их коллеги выяснили, что в более 20% средств традиционной индийской медицины, среди которых и смеси лекарственных трав, продаваемых в США через Интернет, содержится потенциально опасное количество тяжёлых металлов.
Чем лечиться, когда рядом нет врача, который может помочь, или когда врач угрожает, например, операцией? Популярные периодические издания о здоровье дают рецепт излечения от самых разных недугов, начиная с насморка и заканчивая онкологическими болезнями. Например, журнал «Народный лекарь» (№16, 2008), рекомендует от рака прямой кишки принимать болиголов, от раковых опухолей (любых опухолей, и зачем только онкологи их систематизируют!) — цветки картофеля. Журнал «Возраст и здоровье пенсионера» (№5, 2008) советует от почечных камней отвар из молодых побегов туи. В одном из самых многотиражных изданий России «Вестнике ЗОЖ» в июле этого года предлагали лечиться от онкологических заболеваний кишечника чистотелом. А в августовском номере этот же «Вестника» была опубликована статья некоего кандидата медицинских наук С. Корепанова из Барнаула о лечении ядовитыми растениями. Хитами сезона стали аконит, вех и болиголов — «действительнейшее лекарство от рака, какого бы вида он не был».
У грамотных людей советы уринотерапевтов обычно вызывают брезгливое раздражение, лечение заговорами — смех, лечение рака вводимой в вену перекисью водорода — ужас. К лечению травами же отношение в целом гораздо более терпимое. Возможно, обусловлено оно тем, что именно с лекарственных растений началась история фармакологии. Ещё лет 20 назад 40% препаратов отечественного фармацевтического рынка имело растительное происхождение.
Аптека на корнях Растения, находясь в основании так называемой трофической пирамиды — графического отображения уровней пищевой цепи, являются фактически единственным поставщик органики в сообщество. Они поедаются травоядными, тех в свою очередь едят хищники, и так далее, в зависимости от сообщества.
Передвигаться они не могут, рогов, зубов и копыт у них тоже нет, поэтому растениям приходится обороняться пассивно. Самый простой способ — механический, например, с помощью колючек. Другой способ — вырабатывать отпугивающие или ядовитые вещества. Крапива, например, взяла на вооружение оба способа.
Растения вынуждены вырабатывать вредные для животных вещества. Но и животным приходится адаптироваться к таким веществам, научится не травиться ими, а в идеале — усваивать. Однако растения в то же время и нуждаются в животных — для опыления и для распространения семян. То есть для некоторых животных они должны быть привлекательными и иногда съедобными. И, желательно, не всеми органами, а лишь отдельными. Так и происходит коэволюция — совместная эволюция видов, взаимодействующих в сообществе.
Растения разнообразят средства защиты, животные пытаются их обойти. Ещё одно объяснение огромного разнообразия активных веществ, производимых растениями, состоит в том, что растения не обладают выделительной системой. При обилии и разнообразии синтетических процессов образуются продукты жизнедеятельности, часто вредные для самого растения, которые и накапливаются в разных органах.
Трудности определения Траволечение таит в себе немало ловушек, например — их, растений, определение. Иногда растения настолько похожи, что ботаники спорят до хрипоты о том, что же перед ними такое. Десятое издание классического определителя Маевского включает больше трёх тысяч видов сосудистых растений. И это только по Средней полосе Европейской части России. Не все растения можно определить по внешнему виду, часто требуется внимательно смотреть специальные признаки. Тем более невозможно (точнее, возможно не всегда и с большой вероятностью ошибиться) определять растения по изображениям, даже опубликованным в хороших атласах. Для этого нужен приличный определитель и человек, который умеет им пользоваться. Ошибки в определении случаются даже с биологами.
Вторая трудность — растение надо правильно назвать. Так назвать, чтобы все поняли, о чём речь. Ботаники по необходимости, а не из прихоти, разрабатывают специальные номенклатурные правила. И даже выпускают специальные кодексы ботанической номенклатуры. Ведь ботаники регулярно описывают новые виды растений и меняют положение уже известных видов, названий получается много. Вот и приходится сочинять специальные правила и собирать их в кодекс.
Пятый принцип Кодекса гласит: научные названия растений являются латинскими (буквально: научные названия таксономических групп рассматриваются как латинские независимо от их происхождения). Правильное название растительного вида имеет только такой вид: Cicuta virosa L. Первое слово — родовое название (может использоваться отдельно для обозначения рода, к которому относится вид), второе — видовой эпитет (не используется отдельно от родового названия), в конце — автор названия, «L.» — это Карл Линней (Carolus Linnaeus, 1707–1778). Это научное название веха ядовитого, иначе известного как цикута.
Традиционные, народные названия не являются научными, и однозначное соответствия между названием и растением не гарантируется. Сколько разных растений известно как «кашка», «баранчики», «хлопушки», «бубенчики», «кукушкины слезки». И какой именно «первоцвет» предлагают заваривать в издании, распространяющем шарлатанские советы на всю страну, а то и на несколько соседних?
Коварная изменчивость Активные вещества, содержащиеся в растениях, имеют разную химическую природу и воздействуют на организм неодинаково. Концентрации веществ тоже различается — например, в фазы жизненного цикла (до, во время и после цветения). В разных органах одного и того же растения различаются не только концентрации веществ, но и их качественный состав.
Кто скажет, что картофель или томат не ядовиты, тому отметку по ботанике будет ставить токсиколог в больнице. Отравление соланином, который в них содержится, может вызвать аберрацию вкуса и дискомфорт в горле, тошноту, рвоту, дисфункцию кишечника, гемолиз и поражение центральной нервной системы. В худшем случае дело закончится знакомством с патологоанатомом. Но у ядовитого растения картофеля не ядовиты клубни, а у ядовитого растения томата — не ядовиты плоды.
Содержание активных веществ в растениях зависит от регионального климата и от местной погоды (существенны бывают температура, количество осадков, общая континентальность, время наступления первых заморозков), от почвенных условий, высоты над уровнем моря, от количества и спектрального состава поступающего солнечного света и от многих других факторов.
Доставляют хлопот и хеморасы — внешне похожие и часто растущие рядом растения одного вида, имеющие резко отличающийся качественный состав веществ. Причём эти признаки передаются по наследству. Не все группы одинаково хорошо изучены в этом отношении, но, например, у некоторых эфирномасличных растений такое положение дел в порядке вещей.
Фармакология обладает серьёзным аппаратом для анализа сырья, оценки его пригодности, стандартизации, обработки, наконец — выделения из сырья нужных веществ. Народная фитотерапия предполагает использование растений, как они есть, безо всяких подобных глупостей. Как узнать содержание необходимых (и вредных) веществ в растении? В том самом растении, которое вы собрали в определённом месте и в определённое время, а не некотором абстрактном, пусть даже того же вида. Это вопрос для аналитической лаборатории, но не для лекаря-самородка.
Непростая дозировка Немало сложностей связано с диагностикой и адекватностью назначения. Это относится, естественно, не только к фитотерапии, а ко всему непрофессиональному лечению. Но если заговоры и, по большей части, биологически активные добавки (правда, среди них встречаются и очень опасные) вряд ли причинят много вреда, разве что потратят время, необходимое для лечения, то лечение травками может оказаться крайне опасным.
Бывает и так, что в высоких дозах от вещества возможен вред, в низких — польза. Например, луносемянник даурский содержит спазмолитики даурицин и синоменин. Фармакологи с этими веществами не работают, из врачей про них хоть что-то знают только токсикологи: к ним привозят отравившихся луносемянником. Можно предположить, что виновата косность ортодоксальной медицины, но скорее это связано с понятием «терапевтического окна», разницы между дозой, дающей минимальный терапевтический эффект и дозой токсичной. Если зазор небольшой — трудно подобрать адекватную дозу, и велик риск, что индивидуальные особенности организма в восприятии вещества окажутся столь существенны, что люди будут травиться.
Основные аргументы любителей народной фитотерапии довольно однообразны и часто повторяются. Основной — в лекарствах, мол, куча вредных веществ, одна «химия» На это приходится возразить, что состав лекарств хотя бы известен и постоянен. Лекарства проходят клинические испытания, результаты которых публикуются.
Есть ещё аргумент конспирологический, который гласит: фармацевтическое лобби заинтересовано в сокрытии действительно эффективных методов лечения. Вообще, фармацевтические компании заинтересованы в открытии и скорейшем патентовании эффективных методов лечения, пока этого не сделали их конкуренты.
Некоторым тяжелобольным навязывают мнение, что при очень тяжелой болезни можно пробовать всё, даже самое ядовитое. Хочется возразить, что при очень тяжелой болезни нужно особенно аккуратно относиться к самолечению, поскольку особенно легко навредить организму, а от общего состояния организма может зависеть, например, эффект лечения, назначенного врачом. К сожалению, именно тяжелым (особенно онкологическим) больным и адресованы многочисленные советы лечиться болиголовом, вехом, аконитом, мухоморами и прочей отравой. Последствия такого лечения временами обсуждаются на профессиональном ресурсе — Русском онкологическом форуме в разделе «паноптикум».
В заключение хотелось бы отметить, что растения действительно могут быть лекарством. Их можно применять по назначению врача, приобретая в аптечной сети. Покупать растения по объявлениям, у знахарей, на рынке — крайне рискованно. Применять самостоятельно собранные лекарственные растения имеет смысл только при наличии абсолютной уверенности в определении, при наличии внятных показаний и только неядовитые. Но всё же в лесу лучше собирать грибы-ягоды, а за лекарствами — ходить в аптеку.
Степан Ковальский
Читайте также: Новости Новороссии.