Страх опаснее радиации. Что ждет японских ликвидаторов

d181d182d180d0b0d185-d0bed0bfd0b0d181d0bdd0b5d0b5-d180d0b0d0b4d0b8d0b0d186d0b8d0b8-d187d182d0be-d0b6d0b4d0b5d182-d18fd0bfd0bed0bdd181

Ученые России и Украины, которые ведут национальные регистры людей, пострадавших от чернобыльской катастрофы, провели в РИА Новости видеомост, в ходе которого попытались спрогнозировать медицинские последствия аварии на “Фукусиме-1”.

Пока точных данных о дозах облучения, полученных японскими ликвидаторами и населением, нет. Но, основываясь на многолетних наблюдениях, наши радиологи предположили: большого числа жертв радиации в Японии не будет.

Ангелина Гуськова,
главный научный сотрудник Федерального медико-биологического центра им. Бурназяна, член-корреспондент РАМН:

– Поначалу никаких данных о дозах облучения ликвидаторов Чернобыля мы тоже не имели, администрация АЭС их скрывала. Но мы исходили из клинических данных и их самочувствия. Из 150 российских ликвидаторов, которых мы отобрали по этим признакам, диагноз “острая лучевая болезнь” был подтвержден у 108. Из них 28 умерло в острый период, в отдаленные сроки еще 24. Большинство хорошо восстановилось, причем важную роль играла личностная мотивация. Был случай тяжелого радиационного поражения внутренних органов и 70% кожи – и человек не только выжил, но и выздоровел. Самый молодой из ликвидаторов, получивший наибольшую дозу, умер – но не от лучевой болезни, от которой он полностью выздоровел, а, к сожалению, от алкоголизма. По максимально консервативным аварийным регламентам, которые мы разработали, дозы облучения должны быть в пределах 150 миллизиверт (мЗв), но допустимо и до 250 мЗв – с учетом того, что даже трехкратное превышение не приведет к острой лучевой болезни.

Виктор Иванов,
председатель Российской научной комиссии по радиационной защите, член-корреспондент РАМН:

– Подсчет доз, полученных при аварийных работах, – задача сложная. К примеру, последний пересмотр доз, полученных населением после Хиросимы и Нагасаки, состоялся только в 2001 году. Нужно учесть не только время нахождения непосредственно вблизи от источников радиации, но и радиационный фон, и накопление радионуклидов во внешней среде – воде, продуктах питания, почве, осадках и т.п. Долгие исследования в той же Японии показали, что прирост случаев рака у “хибакуся” – тех, кто перенес бомбардировки, – не превысил 10%. За годы после Чернобыля мы поняли, что такой прирост возможен среди тех, кто получил дозы в 300 мЗв и более. Из 198 000 российских ликвидаторов Чернобыля такие дозы получили примерно 20% – среди них прирост онкологических заболеваний составил 3%.

На основании этих данных мы по просьбе ВОЗ разрабатывали имитационные модели оценки риска при авариях на АЭС. Наши рекомендации такие: для тех, кто работает непосредственно на аварийном объекте, держать суммарную дозу до 150 мЗв, в крайнем случае – до 250, суточную дозу – в пределах 2-3 мЗв. Из ближайшей местности вокруг “Фукусимы-1” эвакуировано около 180 тыс. человек. В 100-километровой зоне живет еще около 2 млн японцев. Но у них дозы облучения будут невелики, острой лучевой болезни точно не будет. Дозы, которые при худшем развитии событий чисто теоретически могут получить жители нашего Дальнего Востока, ничтожны.

Владимир Бебешко,
директор Научного центра радиационной медицины Академии медицинских наук Украины, член-корреспондент АМНУ:

– В первые несколько лет после Чернобыля радиофобия наблюдалась даже среди наших ученых. Мы убедились, что у тех, кто получил дозу облучения в 250-300 мЗв, могут развиваться психосоматические заболевания – сердечно-сосудистые и поражения центральной нервной системы, а также растет число попыток суицида. Был всплеск шизофрении среди ликвидаторов, которые продолжали работать на АЭС и жить в городе Славутиче.

Лечиться можно только зарегистрированными цеолитами

Пётр Образцов

Японская полиция задержала двух распространителей лекарств “от радиации”, сумевших заработать на продаже препарата “Премиум Цеолит” около $600. Такая не слишком большая прибыль объясняется тем, что задержанные занимались своей преступной деятельностью лишь несколько дней. Можно предположить, что в противном случае они смогли бы заработать гораздо больше, поскольку в Японии усиливаются панические настроения после аварии на АЭС “Фукусима-1”. У задержанных обнаружили 47 нераспроданных упаковок снадобья, но обвиняют их не в продаже фальсификатов, а в продаже медицинских препаратов без лицензии на фармацевтическую деятельность. На самом деле препараты с цеолитами реально могут снижать радиационное поражение. Цеолиты – это природные или синтетические минералы, обладающие большой поглощающей и ионообменной способностью, они давно применяются для выведения йода, цезия, стронция и плутония из организма человека. Недорогие препараты с цеолитами выпускаются и в России, но, как и в Японии, они должны быть зарегистрированы, а при их использовании необходима консультация лечащего врача.

Комментарии закрыты.