Население России сокращается из-за депрессии
«В своей книге «Нищета коммунизма» я еще в 1988 году высказал предположение, что резкое изменение картины смертности связано с изменениями в настроениях общества и с тем, как люди смотрели в будущее. Это было началом периода, когда, как выразился другой исследователь, «советский человек стал пессимистом», – пишет ученый. По мнению Эберстадта, резкое увеличение смертности в стране началось после смещения Хрущева. «С середины пятидесятых и где-то до начала шестидесятых в воздухе витало нечто, что невозможно измерить, но что, тем не менее, играет очень важную роль, – некоторое ощущение, что в Советском Союзе все же удастся построить успешную социалистическую систему. А к моменту смещения Хрущева этот новый эксперимент себя исчерпал. Надежды больше не было». Именно с этим ощущением умершей надежды на счастливое будущее наша страна, по словам ученого, живет до сих пор.
«Бросается в глаза именно то, насколько прочны пессимистические настроения в российском обществе, несмотря на рост благосостояния. Возможно, это связано с усугубляющимся неравенством, то есть с тем, что огромное количество людей оказались непричастны к новому богатству. Но это не очень правильное объяснение. В Америке, например, тоже сильнейшее и усугубляющееся экономическое расслоение общества, но это, похоже, не сильно влияет на настроения».
Прочие популярные версии о причинах демографического кризиса в стране ученый отверг, сославшись на статистические данные. Наиболее расхожая версия – о том, что «русских убивают водка и табак», не выдерживает сравнения с объемами потребления алкоголя в гораздо менее населенных странах. Не в пользу этой гипотезы говорят и данные о том, что в той же Великобритании потребление алкоголя на душу населения в Англии стабильно больше, чем в России. А Греция дает нашей стране фору по числу курящих. Тем не менее смертность там низкая.
С медицинской точки зрения большинство жителей РФ умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. Однако сердечно-сосудистые заболевания во всем мире считаются суммой факторов риска – образа жизни, экологии, питания, медицинского обслуживания и т.п. Эберстадт утверждает, что сумма этих факторов риска в России никак не объясняет уровень смертности в нашей стране. К примеру, на демографию не слишком влияет уровень жизни: по классификации ВОЗ, черта бедности – это доход 2 доллара в день на человека. Количество людей, живущих за этой чертой в России, значительно меньше, чем, например, в Китае. Но в Китае люди живут дольше. Продолжительность жизни мужчин ниже, чем в Индии, хотя в стране просветленных население в среднем гораздо бедней, а санитарные условия в разы хуже.
По данным Росстата, в 2010 году смертность превысила рождаемость на 82,4 тысячи человек, а в 2009 году на 65 тысяч человек. В целом с 1992 года страна потеряла почти семь миллионов человек: 1 734 000 женщин и 4 889 000 мужчин. Американский ученый удивляется, что эта проблема не находит адекватного отклика в российском обществе.