Климатические изменения вызывают аллергические приступы

d0bad0bbd0b8d0bcd0b0d182d0b8d187d0b5d181d0bad0b8d0b5-d0b8d0b7d0bcd0b5d0bdd0b5d0bdd0b8d18f-d0b2d18bd0b7d18bd0b2d0b0d18ed182-d0b0d0bb

Льюис Циска, один из 40 млн американцев, страдающих сезонной формой аллергического заболевания, всегда носит в кармане ингалятор, чтобы вовремя прервать аллергические приступы. Но болезнь для него не просто факт биографии. Эколог по образованию, сотрудник Лаборатории сельскохозяйственных систем и глобальных изменений Министерства сельского хозяйства США, Циска – специалист в сравнительно новой области знаний: он изучает связь аллергии с климатическими изменениям.

Предмет его особенно пристального внимания – возбудитель сенной лихорадки, амброзия полыннолистная, один из самых сильных аллергенов в мире. Оказалось, что увеличение содержания углекислого газа в атмосфере и глобальное потепление способствуют бурному росту амброзии. Как показывают недавние исследования, растение не только становится крупнее и вырабатывает больше пыльцы – сама пыльца становится все более агрессивным раздражителем. И амброзия – не единственный возбудитель аллергии, которому благоприятствует глобальное потепление. Растения с ядовитым соком, плесневые грибы, жалящие насекомые также будут чувствовать себя все лучше. В отличие от нас.

В прошлом году Циска высадил образцы амброзии на трех участках: на загородной ферме, в парке и в самом центре Балтимора. «Городская» амброзия дала пыльцы в четыре раза больше, чем «сельская». Чуть ранее Кристина Роджерс из Школы здравоохранения и медицины Массачусетского университета провела эксперимент по выращиванию амброзии в теплицах с разным содержанием углекислого газа. При высоком содержании (700 частей на миллион по сравнению со стандартными 380) пыльцы вырабатывалось на 55% больше. Кроме того, в такой пыльце содержалось больше вещества, являющегося главным аллергеном. «В городах уже сейчас больше уровень углекислоты и выше температура, – говорит Циска. – Город – это своего рода модель глобального потепления». Астматиков подкашивает сочетание высокой температуры, смога и увеличение количества пыльцы, особенно в те дни, когда повышается уровень озона в нижних слоях атмосферы, отмечает Пол Эпштейн из Гарвардского Центра здоровья и глобальной экологии. «Это настоящая эпидемия», – говорит нью-йоркский аллерголог Клиффорд Бассетт.

Но неприятности могут ждать и сельских жителей. Исследователи из Университета Дюка насыщали углекислотой почву небольшого участка соснового леса, чтобы понять, сможет ли лес поглотить большее количество углерода и смягчить тем самым глобальное потепление. Неожиданно на этих почвах стал буйно разрастаться сумах ядовитый (известный в США как «ядовитый плющ»). Последующие эксперименты показали, что сок такого «вскормленного углекислотой» сумаха становится более токсичным. Между тем ядовитый плющ – один из самых сильных аллергенов, к нему чувствительны 50–70% населения.

Споры плесневых грибов также могут вызывать аллергию, причем в данном случае, в отличие от пыльцевой аллергии, сезонность отсутствует. Грибы между тем играют очень важную роль в экосистеме и участвуют в разложении остатков растений. Если под воздействием углекислоты и глобального потепления растительная биомасса будет увеличиваться, грибы также могут размножаться быстрее, подозревают ученые. Дело осложняется тем, что споры грибов опасны не только на улице, но и в помещении. Кроме того, при повышении температуры люди станут больше пользоваться кондиционерами, которые из-за неправильной эксплуатации также могут превратиться в «распространителей» спор.

Еще один неприятный источник аллергической опасности – насекомые. Особенно показателен пример Аляски, где заметное потепление привело к увеличению числа пчел, ос и шершней. В некоторых районах число сообщений об укусах насекомых за 8 лет выросло на 600%. Джеффри Демиан, аллерголог с Аляски, сотрудник Центра аллергии, астмы и иммунологии, говорит, что сейчас шершни и осы появляются там, где их раньше никогда не видели.

Теперь внезапно «почувствовать» аллергию может даже человек, и не подозревавший о наличии у него этого заболевания. «Первый фактор риска, который я бы выделил, – это, конечно, загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами, – говорит главный научный сотрудник Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич. – Второй – это глобальное потепление. Раз сдвигаются сроки цветения растений, то изменяется подверженность аллергическим заболеваниям. Третий – питание. Оно ухудшается, мы включаемся в глобальную сеть питания, и это тоже не улучшает состояние здоровья».

За последние 30 лет связанные с аллергией болезни, в том числе и бронхиальная астма, стали самыми распространенными в мире, причем уровень заболеваемости увеличился и среди взрослых, и среди детей. По данным заместителя директора Института иммунологии Натальи Ильиной, количество страдающих аллергией с каждым десятилетием удваивается. А ВОЗ уже рапортует, что аллергии подвержено 20% населения планеты. Не исключение и Россия – у нас от аллергии страдают до 35% населения. И только 4% больных обращаются за медицинской помощью. Но даже получив консультацию специалиста, полностью обезопаситься от аллергенов невозможно – этому все чаще мешает сама природа.

В марте родителям годовалого Миши И. врачи посоветовали увезти сына из Москвы куда-нибудь на юг, где береза или уже отцвела, или вовсе не растет. Миша аллергик, и пыльца вызывает у него приступы астмы. «Оказалось довольно сложно выяснить, когда именно эта береза цветет, – рассказывает отец Миши, Борис. – Понятно, что в конце весны, но конкретную неделю никто не мог назвать. Наконец все же определили наиболее подходящую дату: 29 апреля. Взяли билеты в Израиль, заказали гостиницу. Тут вдруг резко потеплело – и береза зацвела раньше, уже 12 апреля. Пришлось буквально за сутки ломать все планы, менять билеты и срочно увозить Мишу в Израиль». Уехали, но снова не повезло: опять похолодало, и предполагаемый конец цветения отодвинулся. В итоге по возвращении Мише еще несколько дней пришлось сидеть дома с закрытыми наглухо окнами, но даже это не защитило от пыльцы полностью: в первый же вечер начался астматический приступ (на юге его родители почти забыли, что это такое).

По мнению аллерголога Татьяны Латышевой с кафедры клинической аллергологии и иммунологии Института иммунологии, увеличение числа случаев аллергий может быть связано не только с тем, что изменились время и продолжительность цветения растений, но и с тем, что могут появиться новые зоны цветения. А в прошлом месяце Управление США по защите окружающей среды выявило еще одну опасную тенденцию – его эксперты рассчитали, что рост числа лесных пожаров, наблюдающийся в связи с потеплением, уже серьезная угроза для некоторых районов США, где в результате астматиков может резко стать больше. Правда, в рекомендациях из доклада Управления ничего нового нет – специалисты советуют меньше передвигаться на автомобилях, чтобы побороть глобальное потепление.

Правительства разных стран пытаются бороться с глобальным потеплением, но пока без особого успеха. Некоторые климатологи считают, что угроза преувеличена, и негативные последствия потепления – вовсе не обязательный сценарий завтрашнего дня. «Глобальное потепление – это данность, но оно невелико, – считает директор Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ) Росгидромета Иван Фролов. – За столетие средняя температура на Земле повысилась примерно на 0,4°С». В ААНИИ предполагают, что потепление вызывают не увеличивающиеся выбросы углекислого газа, а естественные циклы колебания температуры.

С этим спорят члены Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC) – это наиболее авторитетная в вопросах антропогенного потепления международная организация. В прошлом году эксперты группы опубликовали самый масштабный за всю историю исследований потепления доклад. Вывод: на изменения климата влияют не только природные факторы, но и человеческий. Теперь та же группа с беспокойством отмечает возрастание числа аллергических реакций, связанных с потеплением.

Один из аргументов не согласных с выводами IPCC ученых – то, что польза от потепления в конечном счете может перевесить вред. Так что если глобальное потепление будет, например, приводить исключительно к повышению урожайности, то, может быть, и нет причин для беспокойства? Но если Льюис Циска и его коллеги окажутся правы, в парнике, в который может превратиться Земля, людям предстоит лишь ненадолго отрываться от ингаляторов – только чтобы чихнуть, высморкаться или почесаться.

Комментарии закрыты.