Какие нововведения ждут пациентов в больницах?
Через пять лет наши поликлиники и больницы перейдут на современные информационные системы. Это часть программы модернизации здравоохранения, которая начнется совсем скоро – с января следующего года. На нее бюджетом выделено 24 млрд рублей. Что электроника принесет нам, пациентам?
Утренняя очередь к окошечкам регистратуры… Пухлые и растрепанные медицинские карты, которые к тому же имеют обыкновение теряться… Врачи, тратящие большую часть своего времени на заполнение неразборчивым почерком историй болезни, бланков отчетности, журналов и прочих бумаг… Квиточки на анализы и исследования, которые тоже заполнены невнятной скорописью… Картины, увы, знакомые каждому, кто посещает наши поликлиники и больницы. Но в ближайшие пять лет они, надо надеяться, уйдут в прошлое. А что же придет на смену?
Сканируем историю болезни
В зарубежных фильмах про врачей всегда поражают интерьеры больниц – напичканные сложной техникой, сияющие неземным каким-то светом, компьютеризированные и автоматизированные. После наших больничек с коридорами, покрашенными в немаркий заборный цвет, и прохудившимся линолеумом они кажутся чистой фантастикой. Однако и у нас во многих медицинских центрах уже можно увидеть что-то подобное. Но вот сервисы для пациентов, сбор и обработка информации явно отстают.
Модернизация в этой сфере рассчитана на несколько этапов. И к концу 2015 года нас ждет много нового.
1. Электронная запись на врачебный прием должна быть внедрена повсеместно через два года. Кое-где пилотные проекты в этой сфере уже работают. Возможностей тут будет несколько: получить талончик на прием через терминалы, установленные в поликлинике; записаться на прием через интернет на сайте поликлиники; записаться с мобильного телефона. А для бабушек и дедушек, которым все эти нововведения непонятны, останется старая добрая запись “в окошечке” или по телефону.
2. В поликлиниках и больницах в те же сроки будут введены электронные медкарты и истории болезни. Правда, пока неясно, будут ли их вести взамен “бумажных” или параллельно с ними. До 2015 года запланировано постепенное наполнение этих документов.
3. Внедрение системы электронного документооборота в медицинских учреждениях. Эта часть программы во многих местах уже реализуется с 2009 года. Однако пока в рамках локальных сетей – одного учреждения или нескольких, объединенных ведомственно или территориально. К 2015 году планируется объединить их в единую федеральную систему, что позволит существенно ускорить отчетность и заниматься анализом всей статистики здравоохранения, например заболеваемости и эффективности лечения, расходования материальных ресурсов, качества подготовки кадров и т.п.
Что это даст?
Организаторы здравоохранения уверены, что информатизация отрасли существенно повысит качество работы. Исчезнут очереди, больше порядка станет в документах, снизятся затраты на ведение учета и отчетности, меньше будет ошибок в лечении и т.п. Ведь в год медицинские учреждения страны принимают до 1 млрд пациентов – и за каждым из них не одна страница бумаг.
Качественно изменится и сам труд медиков. Сегодня средний завотделением тратит на заполнение бумаг до 15% своего рабочего времени, врач – примерно 10%. Скорость занесения информации на электронные носители намного выше (правда, при условии, что пользователь хорошо владеет компьютером), качество “почерка” также. Правда, цена ошибки тоже очень высока, и пока неясно, как при внесении информации их избежать совсем.
На компьютер врача можно будет принимать и архивировать все данные анализов и обследований, включая рентгеновские снимки, имиджи компьютерной, магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии. Здесь же он сможет участвовать в научных мероприятиях, организовывать видеоконсультации своих пациентов у ведущих специалистов по тому или иному заболеванию, знакомиться с публикациями в научных журналах и т.п.
Новые гаджеты получит и средний медицинский персонал. Например, палатные медсестры будут снабжены электронными планшетами – разновидностью ноутбука, в которых они будут вести лист назначений каждого пациента, контролировать ход лечения, пересылать врачу срочные сообщения, получать его указания и т.п.
Компьютерный контроль
Весь этот “электронный рай” выглядит беспроблемным только в кино. В тех пилотных проектах, где новинки частично уже внедрены, медики столкнулись и со сложностями.
К примеру, в медико-санитарной части (МСЧ) Магнитогорского металлургического комбината информационная система работает уже около 20 лет. Она позволяет объединить все 22 здания МСЧ, вести финансовый и экономический учет, скрупулезно учесть все трудозатраты персонала и соответственно более справедливо оплачивать его. Компьютерный контроль позволил экономить до 30% медикаментов и расходных материалов. Однако это вызвало сопротивление части персонала: прежде “неучтенные” шприцы, бинты и таблетки можно было использовать по своему усмотрению, теперь это невозможно.
С похожей ситуацией столкнулись даже в клинической больнице Управления делами президента. С помощью новых информационных технологий система становится настолько прозрачной, что к этому оказались готовы не все. Потребовалась административная жесткость, чтобы всевидящее око компьютеров не вызвало тихого саботажа. Но за годы использования новых технологий здесь сумели обслужить дополнительно полторы тысячи пациентов.
Встанут перед разработчиками новой системы и такие проблемы, как защита данных, анонимизация информации, надежность электропитания.
А нам, пациентам, новые технологии должны предоставить больше удобств в контактах с медициной, экономить наше время и средства. Сбудутся ли эти ожидания, мы начнем замечать уже со следующего года. Так что тем, кто еще не в ладах с компьютером, мобильным телефоном и прочими электронными “штучками”, стоит повысить свою грамотность. Чтобы не отстать от электронной медицины.
Мышь белая, лабораторная
С одной стороны, позор. В среднем в наших больницах один компьютер приходится на 6-7 врачей. И они порой часами ждут своей очереди, чтобы распечатать заключение для выписывающегося пациента. Конечно, рабочее место врача должно быть компьютеризировано и обеспечено всей оргтехникой, без которой сегодня работать быстро и качественно просто невозможно.
А интернет, в котором сейчас столько самой новой и современной медицинской литературы, столько возможностей для общения с коллегами, столько сэкономленного времени, – куда без него?
А программы скрининга, которые позволяют за считанные часы обследовать сотни людей, чтобы выявить среди них тех, кому действительно требуется не просто визит в поликлинику, а специализированная и дорогая медицинская помощь? Тут компьютер и вовсе незаменим.
С другой – страшновато. А ну как живой человек с его болью, невнятными жалобами, тайной надеждой на спасение, страхами и сомнениями просто выпадет из этого электронного рая как ненужный элемент? Ну как доктор не то что пощупать-постукать-послушать, но и в глаза ему заглянуть разучится? А будет смотреть исключительно в монитор? В некоторых медвузах гордятся, что внедрили западные симуляторы для обучения студентов докторским премудростям. Смотри себе на экран: вот тебе пациент, вот симптомы, вот диагноз – лечи, студент! Не хочу я у такого доктора-симулякра лечиться, хоть вы меня режьте! Я по старинке хочу, чтобы он видел, где и почему мне больно, где и как становится легче.
И как гуманистический смысл профессии и рациональные технологии объединить без ущерба и для того, и для другого? И возможно ли это в принципе?
Опять же цена ошибки. Написал доктор своим корявым почерком что-то с ма-аленькой такой ошибкой, от которой больному вышли большие последствия. Так это сразу видно будет, если кто проверит. А опечатку в файле пропустил – кто докажет, что это он сам, собственноручно, а не злопыхатель какой, у которого доступ в компьютер есть? Тоже вопрос. И исправить подобную ошибку задним числом куда проще – ищи потом свищи, кто и когда грех подчистил…
Защитники животных давно требуют заменить лабораторных мышей компьютерными моделями. Мол, нехорошо бедных мышек подвергать экспериментам разным – болезни на них изучать, лекарства проверять. Ну, нехорошо, кто спорит. А выход другой есть? Компьютерная модель, самая наилучшая, она все одно неживая. И то, что на ней, на модели, будет точно рассчитано и доказано, на живой мышке может совсем другой результат показать. Такая это штука, живая природа. А человек-то раз в тысячу сложнее мыши. Тем более, если эта мышь и вовсе компьютерная.
Так что пока не совсем понятно, каковы пределы использования современных информационных технологий в медицине. Думается, определить их надо ДО того, как электроника резво шагнет в наше здоровье. А не ПОСЛЕ.
Читайте также: Новости Новороссии.