Здоровье останется себе дороже

d0b7d0b4d0bed180d0bed0b2d18cd0b5-d0bed181d182d0b0d0bdd0b5d182d181d18f-d181d0b5d0b1d0b5-d0b4d0bed180d0bed0b6d0b5

Система охраны здоровья в стране в ближайшее время значительно изменится. Госдума сегодня приняла широко обсуждаемый и осуждаемый законопроект “О здравоохранении” во втором чтении. Мнения создателей документа и экспертов о принципиальных аспектах будущей системы разошлись.

Пройдя множественные переписывания и доработки, законопроект, меняющий систему здравоохранения, прошел второе чтение в Госдуме. Несмотря на то, что постсоветская охрана здоровья на законодательном уровне появилась в далеком 1993 году, за 18 лет базовый акт полностью переписывают впервые.

Главные новации коснутся права пациентов на выбор раз в год врача и медорганизации, а также закрепления единых стандартов оказания медицинской помощи на территории страны.

Битва за поправки

Разработанный Минздравсоцразвитием и внесенный в апреле этого года от имени Правительства законопроект об основах здоровья граждан в РФ стал чуть ли не самым широко обсуждаемым в Госдуме документом.

Свое веское слово о недопустимости ряда аспектов будущего закона успели сказать и представители медиков, и общественной палаты, и даже пациентов.

Второе чтение по проекту в нижней палате парламента должно было состояться еще в июле, но процесс “затормозил” известный детский хирург Леонид Рошаль. Давно критикующий работу Минздравсоцразвития врач настоял на тщательной доработке закона.

С педиатром о недопустимости форсирования закона согласились и президент Дмитрий Медведев, и премьер Владимир Путин, отметив, что принять его все же следует до конца года.

Для доработки проекта была создана обширная рабочая группа, подготовившая и обсудившая множество замечаний.

“Все три месяца проходили заседания рабочей группы, она разбивалась на подгруппы, прорабатывалась действительно каждая статья”, – рассказал Firstnews участник рабочей группы, хирург, член общественной палаты РФ Евгений Ачкасов.

Впрочем, сам известный врач Леонид Рошаль о результатах своих усилий предпочел ответить кратко, не вдаваясь в подробности.

“Он (проект закона – прим. ред.) гораздо лучше, чем был предложен, но еще не совершенен до конца”, – подчеркнул Firstnews Леонид Рошаль, детский хирург, президент Национальной медицинской палаты.

Безвозмездно, то есть даром

Главный вопрос, наиболее волновавший всех, останется ли медицина все-таки бесплатной, и какие услуги будут оказываться за деньги. И общественная палата, и доктор Рошаль просили о четкости в этом вопросе.

“Это удалось сформулировать. Перечень того, что будет платно, а что нет, определит региональная власть. Делаться это будет исходя из перечня, установленного в государственной программе гарантий. Услуги, которые не значатся в программе, могут предоставляться платно. Но добровольно – навязываться пациентам они не могут”, – пояснил Firstnews Сергей Колесников, зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья.

Представитель комитета нижней палаты парламента, готовившей проект, подчеркнул, что это “даже немного напрягло медиков”.

“Например, 9 человек в день я могу обслужить за счет бюджета, а ко мне пришло 15. Что мне делать? Денег у меня на это не выделяется”, – объяснил логику врачей депутат, заверив, что противоречие ликвидируют за счет принятия ведомственных нормативных актов.

На четкости решения вопроса настаивает и врач Евгений Ачкасов, отмечая беспочвенность опасений того, что бесплатная медицина будет “закамуфлирована и станет подавляться”.

Член рабочей группы по законопроекту, президент Лиги защитников прав пациентов Александр Саверский, напротив, недоумевает, что же в этом плане вообще изменится.

“На мой вопрос, зачем вы вообще оставляете платные услуги, если базовая программа госгарантий будет покрывать основные виды услуг, звучит мертвая тишина. Я не понимаю, зачем они это делают, кроме того что в стране существует тренд платных услуг”, – отметил Александр Саверский.

Проблемы реализации

Еще один важный момент, как базовый акт будут реализовывать. Так, одной из главных новелл является четкое распределение компетенции между органами. Полномочия переданы с муниципального уровня на региональный.

“Там есть еще одна проблема – в следующем году она станет наиболее острой. Не все территории приняли законы о передаче полномочий, в том числе города. В городах идут инвестиционные программы, которые не входят в систему обязательного медицинского страхования”, – рассказал Сергей Колесников.

О том, что проблема передачи полномочий станет краеугольной, говорит и Александр Саверский – поскольку “идет передача огромных ресурсов от одного собственника к другому”.

“Бюджеты муниципальных органов уже сформированы, бюджеты субъектов в скором времени тоже, а закона еще нет. Если бюджеты будут сформированы неправильно, то к февралю-марту мы можем получить совершенно ужасную ситуацию. Хотя эти риски частично осознаются”, – отметил правозащитник.

Евгений Ачкасов, в свою очередь, подчеркнул важность своевременного принятия подзаконных актов, чтобы закон “заработал”.

Плюсы и минусы

Невозможность принятия идеального базового закона, который устроил бы всех, отмечают и его сторонники, и критики.

“Я считаю, что это шаг вперед к установлению единой системы управления здравоохранения. Хотя бы потому, что там впервые в истории прописывается понятие “редкие заболевания” и соответственно обязательство и полномочия правительства финансировать лечение этих больных”, – отметил Сергей Колесников.

Ратующие за концептуальные моменты закона также настаивают на решении кадрового вопроса, возможности выбора пациентом врача, контроле качества услуг, консенсусе по проблемам трансплантологии, суррогатного материнства, абортов и многим другим.

“С 2018 практически исчезнет аккредитация учреждений – будет аттестация и аккредитация специалистов. Ликвидируется постепенно интернатура – к 2017 году. Будет только ординатура и аспирантура как методы подготовки. Так как годичной интернатуры недостаточно”, – отметил депутат Сергей Колесников.

Евгений Ачкасов отметил, что удалось избежать “деградации высшей медицинской школы”, изменив положение проекта о порядке взаимодействия медицинских вузов с клиническими базами учреждений, к которым они приписаны.

“Можно закупить какое угодно оборудование, но если нет квалифицированных кадров… У нас сейчас высшая медицинская школа, конечно, не совсем в упадке, но отстает от общемирового уровня подготовки”, – отметил Евгений Ачкасов.

Один из критиков проекта Александр Саверский отметил, что далеко не все предложенные законодательные терминологические формулировки удачны. Кроме того, исключается ряд прав. Например, право пациентов на консилиум.

“Право на выбор врача, о котором много говорили, в действительности привело к ограничению. Теперь ты можешь выбирать один раз в год в строго определенный период. Если ты не смог или не успел воспользоваться этим правом, то дальше все за деньги”, – высказал свое мнение правозащитник.

Кроме того, он полагает, что главврачи будут делать все, чтобы “переманивать прикрепленный контингент друг у друга”, так как средства идут за пациентами.

Читайте также: Новости Новороссии.

Комментарии закрыты.