Стоит ли опасаться сканеров в аэропорту?

d181d182d0bed0b8d182-d0bbd0b8-d0bed0bfd0b0d181d0b0d182d18cd181d18f-d181d0bad0b0d0bdd0b5d180d0bed0b2-d0b2-d0b0d18dd180d0bed0bfd0bed180

Для оценки воздействия радиации на организм человека используются понятия эквивалентной дозы и мощности эквивалентной дозы. Измеряются они, соответственно, в Зивертах (Зв) и Зивертах/час. В быту можно считать, что 1 Зиверт=100 Рентген. Помимо этого, используются кратные величины, из которых нам сегодня понадобятся только миллизиверт (мЗв – одна тысячная зиверта) и микрозиверт (мкЗв – одна миллионная зиверта).

Последствия облучения таковы: при облучении всего тела 1 Зв вызывает изменения в крови , 2-5 Зв вызывают облысение и белокровие, а порядка 3 Зв приводят к смерти в течение 30 дней в 50 % случаев.

Но вернемся к интроскопам, которые сегодня стоят в крупнейших аэропортах страны. Эти сканеры, по словам Анатолия Барковского, сотрудника Санкт-Петербургского научно-исследовательского института радиационной гигиены, который проводил их экспертизу, допускаются к эксплуатации, если доза облучения за один акт проверки пассажира не превышает 1 мкЗв, то есть одной миллионной доли зиверта:

«Как правило, их доза – от 0,1 до 0,6 мкЗв. У разных моделей – разные, но у всех доза облучения меньше одного микрозиверта. По нашему законодательству, если доза облучения меньше 10 мкЗв, то считается, что излучение фактически отсутствует и его можно просто не учитывать, – говорит эксперт, – Поэтому если человек проходит контроль 10 раз в год, то на это можно гарантированно не обращать внимание».

Кроме того, в законе «О радиационной безопасности населения» есть норматив, который устанавливает порог безопасности в 1 мЗв (0,001 зиверта) в год. При этом «регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно изменённым радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения». То есть, согласно закону, естественное излучение и облучение в медицинских целях считаются нормой, но всё, что человек получает сверх них, должно строго учитываться и не превышать установленного значения в 1 миллизиверт в год.

«А для единичного источника, такого, как сканер для проверки пассажиров, устанавливается квота не более 30% от этого норматива, – продолжает эксперт. – Если их годовая доза пассажира не превышает 0,3 миллизиверта, то для него не превышена квота, которая полностью гарантирует его безопасность. Применительно к этим сканерам это означает минимум 300 контролей в год (это если брать усредненное значение 1 мкЗв, а не 0,1 или 0,3 мкЗв, что больше соответствует действительности. – Д.И.). Получается, если человек летает каждый день, то его доза не превысит нормативов, установленных законом о радиационной безопасности РФ».

Получается, что доза, которую человек может получить «по закону», ничтожна даже по сравнению с величиной ионизирующего излучения, которое существовало уже задолго до появления человека, да и самой Земли. Ведь естественное фоновое излучение в среднем равно 2,4 мЗв/год, а, по словам Анатолия Барковского, в России эта цифра даже выше – 3-4 мЗв/год.

Итак, стоит ли опасаться сканеров в аэропорту? Прежде всего, врачи не рекомендуют подставляться под любое излучение беременным женщинам и маленьким детям, так как оно вредит в первую очередь активно делящимся клеткам. Остальным категориям граждан можно не волноваться. Однако, если вы всё же сомневаетесь в безвредности сканирования, то вправе попросить проверить вас по старинке, тактильно, можете даже сослаться на 17 статью вышеупомянутого закона «О радиационной безопасности». Но помните, что в любом случае ваше здоровье в первую очередь в ваших собственных руках.

Комментарии закрыты.