Сила воли не нуждается в сахаре

d181d0b8d0bbd0b0-d0b2d0bed0bbd0b8-d0bdd0b5-d0bdd183d0b6d0b4d0b0d0b5d182d181d18f-d0b2-d181d0b0d185d0b0d180d0b5

Зависимость умственной дисциплины от сахара – это во многом заблуждение и самообман: подкармливать свою силу воли шоколадом вы будете только в том случае, если считаете её ограниченной.

Считается, что наша сила воли – ограниченный ресурс, подобно, скажем, запасённым калориям. Если мы предпринимаем какое-то сложное действие или нам надо избежать некоего сильного искушения, то мы как раз силу воли и «тратим». Ещё одно сложное действие вслед за первым – и этого ресурса, казалось бы, может просто не хватить.

Но впоследствии выяснилось, что у волевого усилия есть вполне ощутимый биохимический показатель: когда человек собирается с духом для чего-то, у него в крови падает уровень глюкозы. То есть получается, что ресурс силы воли – это ресурс глюкозы: чем её больше, тем сильнее воля. На первый взгляд, всё логично: сила воли, по-видимому, требует каких-то усилий от нейронов мозга, а основным топливом для мозга служит глюкоза. И многие люди, например, если им нужно в чём-то постараться, начинают день со сладкого. Если их лишить этого угощения, никаких волевых подвигов от них ждать не приходится.

Однако, как полагают исследователи из Цюрихского университета (Швейцария) и Стэнфордского университета (США), такая зависимость силы воли от глюкозы – всего лишь самообман. Кэрол Дуэк и её коллеги поставили довольно простой опыт: пригласили нескольких добровольцев, предложили им лимонад с настоящим сахаром или сахарозаменителем, а затем попросили их пройти несколько тестов на самоконтроль и остроту мышления.

Подопытные были двух типов: одни считали, что у них большая сила воли, не требующая подпитки, другие – что их сила воли ограничена и требует постоянного возобновления. Первые выполняли задания с одинаковым результатом, независимо от того, был в лимонаде настоящий сахар или его заменитель. Вторые показывали хорошие результаты только после напитка с настоящим сахаром. Причём, что любопытно, зависимость от настоящего сахара сохранялась у них даже тогда, когда учёные пытались их обмануть, говоря, что в напитке с сахарозаменителем содержится настоящий сахар.

Наконец, ещё в одном эксперименте учёные убеждали добровольцев, что их сила воли на исходе и ей требуется подпитка. Если после этого силу воли не ублажали глюкозой, результаты тестов ухудшались – даже у тех, у кого она была с запасом.

В журнале PNAS исследователи описывают происходящее так: глюкоза (точнее, пищеварительная система) так или иначе посылает в мозг сигнал о насыщении, однако мозг уже сам решает, принимать ли этот сигнал во внимание. Если ему кажется, что его сила воли зависит от глюкозы, он этот сигнал считывает, если же сила воли по умолчанию не зависит от сладкой подпитки, мозг в этом случае не обращает на глюкозу никакого внимания.

При этом, бесспорно, глюкоза мозгу нужна. Однако в данном случае речь идёт о довольно тонких вещах, лежащих на границе между психологией и нейробиологией: психологическое заблуждение может опираться на метаболические сигналы. При самой обычной диете мозг получает достаточно глюкозы, чтобы выполнять любые, даже очень трудные задачи, – и за желанием съесть лишнюю шоколадку, чтобы повысить собственную внимательность и усидчивость, никаких реальных потребностей мозга не стоит.

Комментарии закрыты.