Почему некоторым не дается “дважды два”

d0bfd0bed187d0b5d0bcd183-d0bdd0b5d0bad0bed182d0bed180d18bd0bc-d0bdd0b5-d0b4d0b0d0b5d182d181d18f-d0b4d0b2d0b0d0b6d0b4d18b-d0b4d0b2

Ребенок, не показывающий особых успехов в математике и приносящий домой сплошные двойки еще в школьные годы получает от родителей и учителей упреки и чувствует себя глупее одноклассников, легко щелкающих уравнения. И совершенно зря! Оказывается, учащиеся с низкими математическими способностями вполне могут обладать более высоким IQ, чем их соученики. Что же мешает им раскрыться в области математики? Ответ прост: дискалькулия.

Дискалькулия – это болезнь, нарушение обучаемости, при которой человек не способен производить простейшие математические действия. Аналогичным заболеванием является дислексия – неспособность к чтению, причем, как выяснил ведущий британский нейрофизиолог профессор Баттерворт, количество детей, страдающих дискалькулией, в разы больше дислексиков.

Страдающие дискалькулией стараются всеми способами избежать ситуаций, в которых им приходится производить простейшие действия над цифрами: просят окружающих сообщить им время, помочь расплатиться в магазине и т.д. Математические задачи и вычисления становятся важной частью нашей повседневной жизни, и неспособность хорошо считать может стать серьезным препятствием на пути социализации, успеха, карьерного роста и т.д. Несмотря на то, что по статистике этим заболеванием страдает около 5% населения Земли, официальная наука длительное время отвергала существование дискалькулии как болезни, пишет New Scientist.

В исследовании, опубликованном британским правительством в октябре прошлого года, утверждается, что дискалькулия не только существенно уменьшает шансы школьников и студентов на успешные результаты экзаменов, но и влияет на их будещее благосостояние, сокращая вероятные доходы минимум на 100 тыс. фунтов стерлингов. Избежать подобных последствий поможет лишь ранняя диагностика заболевания и особая форма обучения.

Люди, страдающие дискалькулией, могут одновременно быть крайне успешными в других областях; школьники и студенты, получающие двойки по математике, могут блистать на других предметах. Это позволяет утверждать, что их провалы в математической сфере обуславливаются вовсе не неспособностью к обучению. Они всего лишь не видят связи между рядом объектов и математическим символом, их представляющим. Проще говоря, они не связывают в голове пять яблок, лежащих на тарелке, с числом “5” или словом “пять”. Таким же образом они не могут понять принципа сложения или вычитания: движения по числовой прямой.

Эта концепция точных чисел считается уникальной принадлежностью человека. Ученые до сих пор спорят о ее происхождении: одни считают, что человек рождается уже с “модулем” точных чисел в голове, а другие уверены, что “модуль” точных чисел выучивается уже в сознательном возрасте и надстраивается над врожденной и доставшейся нам от далеких предков системой вычислений, которая роднит нас с животным миром. Эта “оценка приближенного числа” знакома всем: представьте, что вы смотрите на два яблоневых дерева. Даже без подсчета яблок на каждом из них вы точно сможете сказать, на каком дереве их больше. С точки зрения этой теории, дети, научившиеся вначале говорить, а затем различать цифры, “накладывают” слова-цифры и символы-цифры на врожденную оценку приближенного числа, постепенно заменяя приблизительные вычисления точными расчетами.

Споры о концепции точных числе имеют прямое отношение к дискалькулии, так как гораздо легче разработать методики обучения страдающих этим заболеванием, если знать, с чем мы имеем дело.

Если “модуль” точных чисел действительно вложен в наш мозг уже при рождении, и у людей с дискалькулией он по каким-то причинам отказывается функционировать должным образом, то больных можно научить сравнивать количества предметов, используя оценку приближенного числа, а для остальных расчетов обходиться калькулятором. Если же модуль точных чисел – понятие благоприобретенное, выучиваемое, то, возможно, дискалькулию можно было бы вылечить путем внедрения новых методик обучения математике, помогающих учащимся “наложить” точные числа на оценку приближенного числа.

Комментарии закрыты.