Низкая самооценка вредит здоровью

d0bdd0b8d0b7d0bad0b0d18f-d181d0b0d0bcd0bed0bed186d0b5d0bdd0bad0b0-d0b2d180d0b5d0b4d0b8d182-d0b7d0b4d0bed180d0bed0b2d18cd18e

Бесконечные простуды, головные боли, жалобы «на живот», когда надо идти в школу, – это с одной стороны. А с другой – рискованные выходки: курение, эксперименты с алкоголем и наркотиками… Все это – звенья одной цепи, свидетельство того, что у подростка низкая самооценка.

Так считает доктор психологических наук, профессор, завлабораторией психологии эмоций Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ Анна Прихожан.

В лучах прожекторов Мы, взрослые, знаем, что без уверенности в себе достичь чего-либо в жизни нельзя. И хотим, чтобы наши дочки и сыновья шли по жизни с гордо поднятой головой и в своих успехах превзошли нас. Но понять, насколько они уверены или не уверены в себе, не так-то просто. Очень уж в подростковом возрасте много метаний и колебаний. Вот и самооценка скачет то вверх, то вниз. То подростки ощущают себя самыми умными и самыми главными, то низводят себя до полнейшего ничтожества.

У психологов есть объяснение, почему уверенность в себе колеблется в переходном возрасте. Подростки переживают «погружение в воображаемую аудиторию». Они все время ощущают себя, как на сцене, под прицелом миллионов глаз. Им кажется (даже если они это не осознают), что все наблюдают за ними, слышат каждое их слово, все-все про них знают. От этого их поведение такое неестественное – то слишком скованное, то вызывающее.

Страх и бравада Психологи различают два вида низкой самооценки: подлинную и скрытую.
Подлинную заметить нетрудно. Ребенок, неуверенный в себе, боится, что его будут оценивать. Ему все время мерещится, что все хотят его проэкзаменовать, выставить ему оценку или сравнить с другими. Как ни странно, он не рад успеху, психологи говорят – испытывает от него дискомфорт («Вдруг теперь заставят держать эту планку, а я не справлюсь?»). У него гипертрофированное чувство вины и стыда. Ему кажется, что он все делает неправильно. Он сильно напрягается даже в нейтральных ситуациях: скован у доски, хотя дома неплохо подготовился к уроку. Волнуясь, он потеет, краснеет, все время что-то вертит в руках, крутит волосы…

Но чаще низкая самооценка у подростков скрывается за нахальством, вызовом. Тогда ее распознать труднее. Нахальные «умники» уверенно соглашаются продемонстрировать свои знания, но, когда доходит до дела, у них возникают сотни обстоятельств, которые не позволяют им принять участие в олимпиаде, интеллектуальной игре или представлении.
Признаком скрытой неуверенности в себе является и постоянная бессмысленная ложь.

Непрекращающаяся кропотливая борьба за совершенство – тоже признак низкой самооценки.

Заложники наших амбиций Почему возникает неуверенность? Тут психологи единодушны. Они кивают на нас, родителей. Это мы своими престижными устремлениями, своими жесткими требованиями вселяем в детей неуверенность. Дети интуитивно чувствуют, что не оправдывают наших ожиданий, «не тянут», что мы разочарованы. Никто ведь не мечтает, любуясь своим малышом, что из него получится глуповатый троечник, некрасивый отрок, бесталанный человек. Мы лепим образ почти идеального героя. А вырастает… то, что выросло.

Ребенок становится тревожным и неуверенным, когда не чувствует защищенности со стороны родителей, их безусловной любви к себе такому, какой он есть, далеко не совершенному.

Отечественные психологи наблюдали детей нескольких параллельных классов на протяжении всей их школьной жизни. В младшей школе все дети считали себя к чему-то способными, после перехода в пятый класс, когда многие стали учиться хуже, большая часть детей уже полагала, что у них никаких способностей нет. Это первый шаг к снижению самооценки, появлению неуверенности.

Иногда в неуверенности ребенка виноват строгий, жесткий учитель. Но опять-таки это наше, родительское, дело – выявить причину и защитить подростка.

Сила ирокеза Если мы не помогаем подросткам побороть неуверенность в себе, они интуитивно ищут выход, но часто действуют неконструктивно. Кто-то начинает курить, пить, чтобы доказать всем, что он «крутой». Кто-то убегает от проблем в компьютерные игры, там он самый сильный и главный. Кто-то меняет внешность (психологи называют этот способ самоутверждения «бегство в тело»): красит волосы в кислотные цвета, делает немыслимые прически, вставляет кольца во все части лица, покрывает себя татуировками, накачивает мускулы…

Возникает вопрос: а может, пусть хоть с помощью ирокеза или трех колец в носу станет чуть увереннее, а там, глядишь, и у ровесников приобретет авторитет и поверит, что сможет лучше учиться? Но психологи говорят: выделиться с помощью моды, внешности можно лишь на короткий срок, очень скоро рядом появится кто-то другой с еще более вызывающей прической или раскраской. Поднимать самооценку надо другими способами.

Зона успешности Самый действенный и универсальный – найти, что ребенку интересно, что у него хорошо получается, и всячески его поддерживать в этом увлечении. Ваш ребенок обязательно должен быть хоть в чем-то умелее, опытнее остальных. И постоянно подчеркивайте его авторитет в этой области.

Хорошо, если рядом есть сверстники, которым интересно то же, что и вашему ребенку.

Надо, чтобы хотя бы один его друг приходил к вам домой. Мы не всегда любим гостей наших детей: они шумят, все съедают, после них квартиру надо проветривать час… Друг вам может не нравиться, но никогда не критикуйте его. В крайнем случае, если опасаетесь по-настоящему вредного влияния, попробуйте найти другого.

Почаще говорите с подростком на отвлеченные темы. Всегда считалось, что им неважно и неинтересно мнение родителей. Они в этом возрасте целиком ориентированы на сверстников. Однако недавние исследования показали, что это не так. Подросткам важно общаться и с ровесниками, и со взрослыми, говорить с нами о будущем, о жизни, о политике. Мнение взрослых влияет на выбор ценностей.

Поддерживайте в подростке уверенность: показывайте, что он сделал хорошо, что плохо; подчеркивайте, как он изменился и вырос; почаще говорите, что вы верите в него, знаете, что он справится со всеми трудностями.

Случай ослика Иа От подлинной неуверенности избавиться труднее. Она повышает у ребенка тревожность и может изрядно ухудшить его здоровье. Подлинно неуверенный ребенок начинает часто простужаться, плохо спать, мучиться головными болями… Были случаи, когда за один учебный год такие дети переходили из 2-й группы здоровья в 3-ю или даже 4-ю.

Не всегда родители могут справиться с такой неуверенностью самостоятельно. Если вы видите ее признаки у своего ребенка, лучше обратиться за помощью к специалистам. Работа с психологом очень эффективна в подростковом возрасте именно потому, что родителям не удается поддерживать контакт с подростком, а он хочет говорить со взрослыми на равных, вот и получит в лице психолога желанного собеседника.

Можно подобрать подростку тренинг по поддержанию уверенности в себе. Обычно они ходят на такие тренинги с большой охотой.

Интересно У мальчиков и девочек низкая самооценка может проявляться по-разному. Мальчики ее прячут за агрессией. Они реже признаются, что у них что-то не так, обычно во всех бедах у них виноваты другие. Девочки – за неприятием собственной внешности: «Я толстая, нос у меня длинный, ноги короткие».

Личное мнение Владимир Пресняков-старший:

– Мне кажется, что у большинства подростков (при их нигилизме и максимализме) самооценка как раз завышена.

И проблема заключается в том, чтобы мягко и ненавязчиво, не ущемив их самолюбия, привести ее в норму. Задача эта архитрудная. Хотя лично у меня таких проблем ни с сыном, ни с внуком Никитой (сын Владимира Преснякова-младшего и Кристины Орбакайте. – Ред.) не было. Я им всегда был скорее старшим другом, чем папой и дедушкой. Мне кажется, в общении с подростками это самое главное. Нужно заслужить их уважение. В том, что эта тактика работает, убеждаюсь, глядя на 17-летнего внука. Никита – очень самостоятельный человек, учится сейчас в Нью-Йорке в колледже, связанном с кино. Он давно этим делом увлечен. И уже делает успехи.

Ирина Матвеева

Комментарии закрыты.