Минздравсоцразвития обнародовало концепцию развития медицины

d0bcd0b8d0bdd0b7d0b4d180d0b0d0b2d181d0bed186d180d0b0d0b7d0b2d0b8d182d0b8d18f-d0bed0b1d0bdd0b0d180d0bed0b4d0bed0b2d0b0d0bbd0be-d0bad0be

В минувшую пятницу Министерство здравоохранения и социального развития представило на согласование в заинтересованные ведомства и правительство Концепцию развития отечественного здравоохранения до 2020 года. Многочисленные «черновые» варианты этого стратегического документа широко обсуждались медицинской общественностью в течение всего года, но окончательный — уверены многие специалисты — в первую очередь выразил отношение к развитию общедоступной медицины нынешнего министра Татьяны Голиковой и ее команды. Это отношение профессионального финансиста, верящего в универсальность основных моделей управления, независимо от сферы их применения.

Унификация — одно из основных качеств, которые должна приобрести система здравоохранения в результате реализации новой концепции. Где бы ни жил человек, у него должна быть реальная возможность получить лечение в объеме, гарантированном государством. Сейчас из-за разницы финансовых возможностей отдельных регионов подушевые нормативы территориальных программ государственных гарантий колеблются от 1723 руб. на человека в Ингушетии до 26 918 руб. на Чукотке при среднем нормативе по стране в 5150 руб. Есть существенная разница и в доступности бесплатной помощи как таковой. Ведь за последние годы дефицит бюджетного финансирования лечебные учреждения наловчились компенсировать «своими силами», оказывая платные услуги. Это помогает им выжить, но приводит к постепенному вытеснению бесплатной помощи. Регламентировать порядок оказания коммерческой помощи — еще одна задача авторов медицинской концепции-2020.

Формально, конечно, концепция ставит множество более масштабных целей: увеличение к 2020 году средней продолжительности жизни до 75 лет, прекращение к 2011 году убыли населения и доведение его численности до 145 млн человек к 2020 году, снижение употребления табака на 25% и алкоголя до 9 литров в год на душу населения (сейчас, по данным «Роспотребнадзора», россиянин выпивает в среднем 18 литров алкогольных напитков в год). Но добиться таких целей без глобальной перестройки системы управления в отрасли невозможно, считают в Минздравсоцразвития.

Правда, судя по самому документу, никаких революций не ожидается. Несмотря на признание необходимости перевода медицины на одноканальное финансирование, в концепции указано значительно больше источников поступления средств медучреждениям. «Я насчитал тринадцать, — сообщил «Времени новостей» президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. — На основе сводной таблицы расходов бюджетной системы РФ на здравоохранение с 2010 по 2020 год (где видны больше десятка источников, но не видны еще и деньги на здравоохранение от других министерств и ведомств) очень сложно сделать полную оценку объемов финансирования отрасли со стороны государства. Хотя в этом центральном вопросе должен быть четкий алгоритм с пояснениями, а не отрывочные рассуждения-предложения в разных местах документа».

Точно подсчитать затраты на здравоохранение было просто невозможно, уверен экс-руководитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Дмитрий Рейхарт. «Без персонифицированного учета это просто невозможно, а такая система так и не была создана, — сообщил он «Времени новостей». — В стране нет ни одного реалистичного прогноза по развитию социальной сферы».

Еще одна нестыковка, по мнению г-на Саверского, — это декларация необходимости перехода к страховому финансированию и содержащиеся в документе конкретные предложения, напротив, консервирующие нынешнее, очень далекое от страховой медицины положение вещей. «Место страховых медицинских организаций осталось прежним со всеми вытекающими проблемами. Предлагается лишь легкая косметика без всякого страхования со стороны компаний. Страховщики, по сути, становятся просто управляющими организациями-посредниками, которые борются за договоры с лечебно-профилактическими учреждениями, а не за пациента», — трактует положения концепции Александр Саверский.

«К сожалению, в представленном министерством документе вообще ничего не сказано об отношениях пациента и врача, — сказал «Времени новостей» член экспертного совета Комитета по здравоохранению Общественной палаты профессор Георгий Комаров, один из авторов общественной Концепции здравоохранения 2020 (этот документ ОП в Минздравсоцразвития полностью проигнорировали). — Как и о врачебном сообществе и его роли в тех изменениях, которые должны повысить качество медицинских услуг». По словам г-на Комарова, самоуправление в рамках коллектива отдельно взятого лечебного учреждения (об этом,как о достойном варианте развития событий говорится в концепции Минздравсоцразвития) приведет к тому, что «коллектив под руководством главного врача решит не делать скучные операции на аппендиксе, а делать будут значительно более интересные в финансовом плане пластические операции».

Эксперты полагают, что в документе Минздравсоцразвития не определено, какую систему здравоохранения предполагается строить в России: частную, государственную или частно-государственную. А ведь уже сегодня россияне платят за 50% услуг, утверждает профессор Комаров. «К сожалению, во второй части документа, где говорится о шагах по улучшению ситуации, нет ни одной цифры. Как нет и упоминаний о финансовом кризисе, который просто не может не отразиться на планах правительства», — отмечает эксперт Общественной палаты.

Вопросов еще много — это признают и в Минздравсоцразвития. «Мы выходим на следующий раунд публичного обсуждения, чтобы превратить проект концепции уже в окончательный долгосрочный стратегический документ с детальными организационными и реализационными механизмами. В следующем году после получения уточненных расчетов от министерств экономического блока Минздравсоцразвития проведет ряд широких публичных обсуждений с общественными организациями и профессиональным сообществом», — заявила Татьяна Голикова. Так что время для коррективов предусмотрено.

Галина Паперная

Комментарии закрыты.