Медиков тревожит уклонение родителей от вакцинации детей

d0bcd0b5d0b4d0b8d0bad0bed0b2-d182d180d0b5d0b2d0bed0b6d0b8d182-d183d0bad0bbd0bed0bdd0b5d0bdd0b8d0b5-d180d0bed0b4d0b8d182d0b5d0bbd0b5

Мать пятерых детей Айша берет с собой семимесячного сына Исмаила, когда выбирается в Бишкек. Она часто ездит с ним в переполненном микроавтобусе. Женщина отвергла предложение врача сделать ребенку основные прививки, и ее не беспокоит, что он может простудиться или подхватить от других пассажиров серьезную инфекцию вроде кори или коклюша, потому что «все в руках Божьих».

«Пытаться помешать воле Божьей – грех», – сказала EurasiaNet.org 44-летняя Айша, объясняя, почему четыре года назад она прекратила делать прививки своим детям после рождения четвертого ребенка. Называя себя правоверной мусульманкой, Айша также сказала, что разубедила ее увиденная в сети Интернет информация, что вакцины могут причинить вред здоровью ребенка и могут быть сделаны на основе свиных клеток, что недопустимо для мусульман.

Айша, отказавшаяся назвать свою фамилию, рассказала, что не жалеет о своем решении, потому что ее младшие дети так же здоровы, как и трое старших, прошедших вакцинацию.

Отказ родителей от вакцинации новорожденных представляет собой растущую и все более тревожную тенденцию, отмечает руководитель Республиканского центра иммунопрофилактики Жолдош Калилов. Многие родители не осознают потенциальных «серьезных последствий» отказа от вакцинации детей, которые могут сказаться на всей их последующей жизни или даже привести к гибели, отмечает он.

В последние три года Жолдош Калилов наблюдает участившиеся случаи отказа родителей делать детям основные прививки, считающиеся современной медициной основополагающими. По его мнению, эти отказы, чаще встречающиеся на консервативном юге страны, связаны с ростом популярности различных религий, особенно ислама. «Одни полагают, что вакцины сделаны на свиной основе, другие видят в них попытку помешать воле Божией», – сказал он EurasiaNet.org.

Мысль, что ислам отвергает вакцинацию, является «заблуждением», считает глава Госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев. «Это результат невежества, особенно религиозного невежества».

Все мечети страны подчиняются Духовному управлению мусульман Кыргызстана, больше известному как муфтият. По словам Жоробая Шергазиева, возглавляющего в муфтияте отдел фетвы, отвечающий за издание религиозных указов, муфтият не предпринимает никаких шагов по ограничению применения вакцин в случае соответствия их двум критериям.

«Если они не сделаны на свиной основе и не наносят вреда здоровью ребенка, то мы против них не возражаем, – сказал он EurasiaNet.org. – Мы не медики и не стоим на пути медицины».

«Однако решать прививаться или нет – это дело самого человека», – добавляет он, признавая, что некоторые мусульмане могут придерживаться иного мнения.

Такое отношение приводит в негодование врачей, таких как Жолдош Калилов, который считает, что рассказывают прихожанам о греховности вакцинации некоторые имамы и местные духовные деятели – либо они, как минимум, ничего не предпринимают, чтобы развеять такие представления.

По сообщению местных СМИ, против вакцинации агитирует Озбек Ажы Чотонов, возглавляющий «духовный центр», проводящий семинары по исламу и кыргызской культуре на территории республики. Он предостерегает верующих, что некоторые вакцины не соответствуют мусульманским стандартам и сделаны на свиной основе. «Если это так, то это грех», – поведал он EurasiaNet.org. Он читал в Интернете, что вакцины могут быть «вредны для здоровья людей», потому что содержат тяжелые металлы и химикаты, добавил он.

Религиозные представления – не единственная причина, по которой родители отказываются прививать своих детей. 28-летняя Венера не прививала свою 2,5-годовалую дочь потому, что прочла в Интернете, что вакцины содержат гены животных, тормозящих умственное развитие ребенка.

«Эти препараты сделают из моего ребенка идиота», – уверяет Венера, добавляя, что ее дочь является здоровой девочкой и развивается в соответствии с возрастом.

По словам женщины, она начиталась в Интернете много различных теорий о вакцинации. «Врачи изобретают вирусы, чтобы продавать препараты. Они играют жизнями людей», – говорит жительница Бишкека мусульманка Венера, по словам которой, ее медицинские решения не связаны с ее верой.

Вакцинация в Кыргызстане является делом добровольным. Родители могут отказаться от нее, просто подписав письменный отказ. По данным Республиканского центра иммунопрофилактики, начиная с 2011 года официальный отказ подписали родители уже более 3 тысяч детишек. Реальные цифры, возможно, еще выше.

Тенденция тревожит докторов, но поделать с этим они мало что могут, отмечает Жолдош Калилов. «Мы лишь можем попытаться переубедить их, но принуждать не имеем права», – говорит он.

Иммунопрофилактика особенно необходима в случае таких болезней, как полиомиелит, опять начавший свое шествие по региону. Как полагают, на заработки за рубеж ежегодно отправляются более миллиона жителей Кыргызстана, а это около пятой части населения страны, и родители рискуют создать в стране эпидемиологическую ситуацию, отмечает Жолдош Калилов. «Это очень опасно. Они играют с огнем».

Комментарии закрыты.