Лекарства “бьются” за кошельки больных

d0bbd0b5d0bad0b0d180d181d182d0b2d0b0-d0b1d18cd18ed182d181d18f-d0b7d0b0-d0bad0bed188d0b5d0bbd18cd0bad0b8-d0b1d0bed0bbd18cd0bd

Приобретая лекарства, мы часто переплачиваем за привлекательную упаковку, лекарственную форму. Телевизионная реклама, к слову, тоже включена в цену препарата. А между тем, лекарства с тем же действующим веществом можно купить на порядок дешевле. Однако многие потребители до сих пор уверены, что дороже — значит, лучше. Так ли это, выясняла корреспондент “Росбалта”.

За лекарства от обычной простуды сегодня можно выложить вполне весомую для бюджета рядовой семьи сумму. Еще большую, если речь идет о заболевании куда серьезнее. Отправляясь в аптеку со списком рекомендованных врачом препаратов и взглянув на ценник, мы понимаем, что придется выбирать только самое необходимое — на все денег не хватит. И только самые смекалистые приходят к фармацевтам подготовленными: заранее узнают основное действующее вещество рекомендованного препарата и подыскивают его более дешевый аналог. Так можно сэкономить до половины стоимости лечения, если не больше. Вопрос только в том, действительно ли аналоги столь же эффективны, как и оригинальные препараты.

В столичном департаменте здравоохранения корреспонденту “Росбалта” пояснили, что “одному международному непатентованному наименованию может соответствовать сразу несколько торговых наименований лекарственных средств, содержащих одно и то же действующее вещество и обладающих одинаковым фармакологическим действием, независимо от ценовых характеристик”. Стало быть, действуют дешевые и дорогие препараты одинаково. Но чем в таком случае вызвана весьма ощутимая разница в цене?

“Как только выходит срок патента на оригинальный препарат, ряд фирм, которые специализируются на дженериковых препаратах, начинают выпускать копии. Поскольку они не вкладывались в разработку молекулы, клинические испытания, цена на их препарат будет в разы дешевле”, — рассказала “Росбалту” исполнительный директор НП “Аптечная гильдия” Елена Неволина.

“Дело в том, что по законодательству сегодня совсем не обязательно проводить клинические испытания “копии”, ведь молекула известна, ее испытания проведены в отношении оригинального препарата. Минздрав, когда регистрирует копии, подразумевает, что они действуют аналогично оригинальному препарату. При этом действие самой молекулы не испытывается, однако лекарственная форма, которая заявляется производителем, все равно проходит определенные испытания”, — пояснила эксперт.

Дорогие препараты, по словам собеседницы агентства, отличаются наличием вспомогательных веществ, особой лекарственной формой. Но основное преимущество, как правило, заключается в улучшенных потребительских качествах препарата, скажем, оболочка таблетки “шелковая”, не растворяется на языке, благодаря чему потребитель не чувствует горечи.

В качестве примера Неволина привела такие препараты, как “Но-шпа” и “Дротаверин”. “Производитель “Дротоверина” давно не вкладывается в рекламу, потому что дротаверин как молекула присутствует на рынке уже более 20 лет. Он продается под своим международным непатентованным названием. Его выпускают некоторые отечественные производители. По действию он, конечно, не будет отличаться от “Но-шпы”, но если человеку нравится, чтобы упаковка нажатием кнопки “выплевывала таблетку”, он может за это переплатить”,- отметила собеседница агентства.

Кроме того, всегда нужно помнить, что реклама по телевизору тоже включена в цену препарата, добавила она.

Профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов считает иначе. “Можно, в общем, и заменить дорогостоящий препарат на дешевый аналог, сэкономив деньги. Но в этом случае вы идете на определенные риски. Ведь действующее вещество аналога не проходит никаких испытаний — Минздрав принимает на веру, что оно работает так же, как в оригинальном препарате. Если речь идет о простуде, самое страшное, что может произойти в результате замены лекарства — оно не даст должного эффекта. Другое дело — если мы говорим о серьезном заболевании. Тогда недостаточно сильное действие препарата может привести к негативным для здоровья последствиям. И в этом случае я бы не рисковал”, — отметил эксперт.

В любом случае, выбрав лекарство по своему кошельку, лучше, конечно, проконсультироваться с врачом, прежде чем начинать лечение.

Еще одна проблема, которая стоит перед потребителем — дешевых лекарств можно просто не найти в аптеке! Многие пользователи соцсетей, распространяя на своих страницах списки препаратов и их аналогов, неверно трактуют российское законодательство и утверждают, что аптеки обязаны всегда иметь в наличие дешевые препараты. Увы, это не так.

Как пояснили “Росбалту” в столичном департаменте здравоохранения, действительно, приказом Минздрава №805н утвержден минимальный ассортимент лекарственных средств, которые обязательно должны быть в наличии в любой аптеке.

“В случае, если в аптеке нет хотя бы одного из этих препаратов, к ней применяется административное наказание — штраф в размере 40 тыс. рублей. В случае неоднократного нарушения могут даже приостановить лицензию”, — подметила в свою очередь Неволина.

Однако в этом списке указаны международные непатентованные или химические наименования лекарственных средств. То есть, если в аптеке нет дешевого “Дротаверина”, но есть “Но-шпа”, содержащая то же действующее вещество, то отсутствие первого не считается нарушением.

“В том, что дешевых препаратов зачастую может не оказаться на аптечных прилавках вины самой аптеки нет. Всегда проще продать 10 упаковок “Дротаверина”, чем 1 упаковку “Но-шпы”. Но дело в том, что дешевые препараты не берут оптовики. “Дротаверин” входит в перечень жизненно важных препаратов, на которые государство путем передачи этих полномочий в субъекты федерации, установило розничную и оптовую надбавки. То есть, фиксируется наценка на препарат к зарегистрированной отпускной цене производителя. Получается, если оптовик берет “Но-шпу” за 80 рублей и к ней добавляет установленную в регионе надбавку 10%, то с каждой упаковки он имеет 8 рублей. Если он берет “Дротаверин” за 10 рублей, а наценка остается та же самая — 10%, получается, что с каждой упаковки он получит только рубль. Аптека и рада бы взять дешевые препараты, чтобы предложить потребителю, но тот оптовик, с которым она работает, не занимается ими, потому что это не выгодно”, — заключила Неволина.

Комментарии закрыты.