Курить или не курить?

d0bad183d180d0b8d182d18c-d0b8d0bbd0b8-d0bdd0b5-d0bad183d180d0b8d182d18c

«Нами оставляются от старого мира

только – папиросы ‘Ира’!»

Владимир Владимирович Маяковский.

Курить иль не курить? – вот, в чём вопрос. Вступивший в силу Антитабачный закон-2013 носит красивое, как песня, наименование – «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Действительно, созерцание дымящих пятиклассников или, скажем, юных мамочек, у которых в одной руке – банка пива, в другой – сигарета, никого не может обрадовать. Это, если говорить высоким штилем, разрушение генофонда общества и рост заболеваемости сразу по нескольким направлениям – от онкологии до кардиологии. Разумеется, многие оптимисты склонны посмеиваться на сей счёт: «Вон Коко Шанель всю жизнь курила и прожила до 87 лет!» или: «Мой дед всю жизнь дружил с махоркой и умер в день своего столетия! Тут всё дело в природном здоровье, в генетике. Кому написано на роду помереть от рака лёгких, тот и безо всякой сигареты помрёт». После этого, как правило, следуют придуманные истории «из жизни», повествующие о непьющих и некурящих спортсменах, которые окочурились в юном возрасте сразу от нескольких ужасных заболеваний.

Эти истории успокаивают и приободряют курильщика, а также его родных, друзей и коллег по работе, которые, хотя и не курят, но вынуждены иной раз вдыхать «выхлопы» табачного дыма. Есть даже околонаучные статьи, опровергающие вред от так называемого «пассивного курения». Но, видимо, эти, с позволения сказать, изыскания никого не убедили и закон, делающий жизнь человека-паровоза неуютной, всё-таки вступил в силу. Из текста следует, что куряку будут гнать буквально отовсюду – даже с давно облюбованных лестничных площадок, ибо сказано, что дымить воспрещается «…в лифтах и помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов». В законе оговаривается, что сокращение точек, пригодных для курения, будет производиться сокращаться постепенно – с чувством, с толком, с расстановкой. Так, дымить в тамбуре (любимое занятие командировочных!) станет никак нельзя только с 1 июня 2014 года.

Как часто бывает в подобных случаях, стихийно возник анекдот. Приходит муж домой очень-очень поздно и на ехидные вопросы жены отвечает: «Да какая ещё любовница?! Пока с мужиками нашли место, где можно курнуть…». Интересный момент – в числе объектов отдельно обозначены учреждения, оказывающие услуги в области физической культуры и спорта. Некоторым это почему-то смешно. Казалось бы – зачем? Кому пришло в голову считать, что атлеты будут смолить и пускать колечки в коридорах какого-нибудь дворца спорта? Ан нет. Всё не так просто, а законодатель – не дурак.

В этой связи тут же вспомнились девицы, выходящие из элитного фитнес-центра, расположенного в переулочках старой Москвы – умученные тренажёрами и засушенные в соляриях, они, как одна затягивались сигаретами прямо на пороге этого «оазиса здоровья». Не секрет, что в современном обществе спортивность чаще всего ассоциируется не с крепостью тела и духа, а с соответствием неким глянцевым нормам, поэтому нынешняя фитнес-леди вполне может совмещать качание пресса с бесконечным курением и «ночным» образом жизни. Пока в ходе очередной диспансеризации у неё не обнаружится необратимая онкология. Вот так и рождаются городские легенды о здоровеньких спортсменах, которые вдруг ни с того – ни с сего сгорели от рака. В книге Сергея Минаева «Духless» есть важная фраза: «Мне кажется, что они так усердно занимаются собственным здоровьем утром только для того, чтобы было чего гробить вечером…». Сплошная профанация темы здоровья, короче говоря.

Итак, курильщиков будут гонять, штрафовать, запрещать и вообще – всячески притеснять. Поприжмут и производителей с рекламщиками. Есть и отдельная статья: «Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака». Так, прямым текстом запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, распространение сигарет бесплатно в целях раскручивания товара и так далее.

Занятно, что противниками антитабачного закона стали опять либералы-западники – именно в их «толерантных» и «европеизированных» блогах раздавались вопли протеста. Опять нас лишают свобод! Опять заставляют жить по каким-то там правилам! И никто из них не вспомнил, что их разлюбезный Запад с его терпимостью к меньшинствам, слабостям и мерзостям, давным-давно поставил курильщикам многочисленные препоны. С другой стороны, возникает закономерный вопрос: не превратится ли борьба с куревом в нечто, похожее на антиалкогольную кампанию времён Горбачёва? Помните, из всеми любимых кинокартин стали срочно вырезать сцены застолий, а главный фильм Нового Года и вовсе перестали демонстрировать из-за того, что главный герой обрёл своё счастье «по пьяной лавочке». Борьба с зелёным змием так захлестнула общество, что стали срочно вырубать виноградные лозы в районах традиционного, исторически сложившегося виноделия…

На этот вопрос также есть ответ в законе: «Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных аудиовизуальных произведениях…». То есть из старого кино сцены с прикуриванием, раскуриванием и нервным тушением сигареты вырезаться не будут. А как быть с новыми фильмами, например, о войне? Или о полиции? Или про мужиков, работающих в гараже или в таксомоторном парке? Не показывать их курящими? Однако же читаем текст до конца: «За исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла». В общем, никто не заставляет вручать актёру, играющему товарища Сталина, тросточку или бонбоньерку вместо привычной трубки.

Увы, положительный образ курильщика довольно силён в обществе. Один товарищ высказался вполне определённо: «Сталин курил, а Гитлер был противником табака. Вот вам и весь сказ!». Действительно, звучит ошеломляюще и, по сути, – верно. Образ Вождя неотделим от его любимой трубки, от табака «Герцеговина Флор», тогда как нацистский фюрер был апологетом здорового образа жизни – никогда не любил алкоголя, не переносил табачного дыма и даже не потреблял мясных продуктов. Великий царь-труженик Пётр Алексеевич, собственно, и приучивший Россию к сей пагубной страсти, курил голландскую шкиперскую трубку. Был заядлым курильщиком и последний русский император Николай II.

Любителем курева являлся также «дорогой Леонид Ильич». Кстати, образ генсека с сигаретой никогда не демонстрировался народу. Курящий Брежнев появился на страницах журналов только после начала Перестройки. Вспомнилось, как одну знакомую девочку, которая сказала, что Леонид Ильич курит (просочилась же информация!)… даже попытались выгнать из пионеров. Почему-то казалось, что Брежнев курить не может по определению!

Курят, буквально дымят многие литературные и кинематографические персонажи. Так, Шерлок Холмс выписан Артуром Конаном Дойлем именно, как человек, имеющий сильнейшую зависимость от табака. Герои Эрнеста Хемингуэя – настоящие мужчины – невозможны без курения. Василий Тёркин немыслим без своего кисета и самокруток. Культовый образ Максима Максимовича Исаева – фон Штирлица – это умные глаза, железная воля и непременная сигарета. Его шеф – обаятельный враг (!) Вальтер Шелленберг предпочитает непременно импортный ‘Camel’. А режиссёр самодеятельности из «Берегись автомобиля» сообщает миру, что «…во времена Шекспира не было сигарет ‘Друг’».Глубокомысленно закуривали киноперсонажи Олега Ефремова и Алексея Баталова. С прибауткой хватался за папироску фабричный герой-любовник в исполнении Николая Рыбникова. Курили советские солдаты в фильмах о Великой Отечественной войне. «Давай закурим, товарищ, по одной…», – обращалась к громадному залу прославленная певица Клавдия Шульженко и зал подпевал ей в едином порыве: «Давай закурим, товарищ мой!».

В старом – добром кинофильме «Карьера Димы Горина» банковский клерк резко меняет свою жизнь, становясь строителем ЛЭП. Превращение из хлюпика в мужика оказывается невозможно без сурового, мужественного курения. Мы видим заматеревшего Диму, научившегося не только жить и работать, но и орудовать цигаркой. Разумеется, никакой пропаганды вредоносного пристрастия тут не было – курение подавалось, как некая часть мужской нелёгкой действительности. Женщинам в советском кино курить «не полагалось». Точнее, подобные образы присутствовали, но дамское курение либо открыто осуждалось, либо подавалось совершенно особым образом.

Так, монтажница-высотница Катька по-пацански лихо прикуривает прямо на высоте, чем приводит в смятение передового рабочего Пасечника. Однако нам показывают, что эта девушка склонна к порочному поведению, она – «надкусанное яблочко», как говорит о ней из мести один из рабочих. Мы видим и ещё один явный признак – татуировку «Катя» на руке. Папироска, тату, неприлично яркие вещи – всё один к одному. Потом, вступив на путь исправления, Катерина подаёт документы в комсомол и – бросает курить. Это важный момент, он особым образом характеризует героиню. Мы видим превращение девчонки-оторвы – в женственную и добродетельную красавицу.

В советском кино интересно затягивались коварные шпионки, стиляжки, западные буржуазные красавицы… родом с Рижской киностудии, различного рода асоциальные девицы, вроде подружек воров и спекулянтов. Кстати, что интересно, образ томной девицы стиля disco, приправленный сигаретой, подавался почему-то как эротический, точнее, как развратно-запретный. Посыл ясен: дымят только плохие или сомнительные женщины! Не выпускает из рук сигаретку сплетница и любительница импортных сапожек Верочка из культовой кинокомедии «Служебный роман». Более того – она бесплатно рекламирует нам продукцию фирмы ‘Marlboro’.

Иной раз, конечно, возникал и вариант курящей начальницы – умной, понимающей, невероятно порядочной и ответственной. Но при этом несчастной и бессемейной. Кстати, вы заметили, что Людмила Прокофьевна Калугина тоже курит? Причём, у неё это явная привычка. Помните, в гостях у Самохвалова, когда суетливый зам предлагает ей полистать красочные иноземные журналы? Но, опять-таки, кто такая Калугина? По мнению создателей – несчастная, одинокая старая дева, короче говоря, мымра. Неужели она не бросит сигарету после того, как полюбит Новосельцева? Наверняка, бросит. Опять же, «…через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика». Непременно бросит. На мгновение показывается с сигаретой и учёная Никитина в послевоенном фильме-ревю «Весна». Однако, для женщины, которую в родном НИИ называют не иначе как «сушёная акула», это тоже – некоторым образом «норма». Вот выйдет замуж за влюблённого в неё режиссёра и непременно расстанется с портсигаром…

…Немного истории. Считается, что первой курящей, вернее попробовавшей курить, женщиной была королева Елизавета Тюдор, которую угостил табачком пират Уолтер Рэйли. Говорят, даже, что табачок-то был ворованный, то есть реквизированный в честном бою у испанцев, везущих колониальный товар из Америки. Но эта привычка не прижилась и королева так и не сделалась настоящей курильщицей… Наверное, просто не понравилось. Ибо о пагубной роли табака тогда ещё никто не задумывался. По сути, история женского курения – это история XX века и в какой-то мере – история дамской эмансипации.

Женщина курит, стало быть, она ставит себя вровень с мужчиной. Или вот – детки начинают воровать ваши сигареты, чтобы в компании друзей ощутить себя взрослыми. Мол, пускать дым может только взрослый, самостоятельный, выбирающий свой путь человек. Я курю, следовательно, я имею право. Такая вот табачная дееспособность и правоспособность. Ложная и опасная. Если проследить историческую линию последних ста лет, то откроется, что женщины активно курят именно тогда, когда хотят быть незаменимыми, важными, самостоятельными. Или когда их вынуждают таковыми становиться…

Эмансипированные девицы-flappers, как и советские комсомолочки 1920-х годов, чтобы доказать свою причастность к новейшим веяниям, делали два очень важных жеста – они коротко стриглись и брали в руки папироску. Повально курили во время войны. Потом – в 1980-е, когда в моде были грубость и пацанистость, а девчонки дрались друг с дружкой на полукриминальных дискотеках. Правда, юноши всё-таки даже тогда предпочитали некурящих барышень, изрекая железобетонную формулу: «Целовать курящую девушку – всё равно, что целовать пепельницу!». Даже в перестроечном чернушном кино дымили исключительно Маленькие Веры и прочие Интердевочки.

Сейчас – даже не 1980-е. Сейчас уровень здоровья населения вызывает не просто беспокойство, но уже панику. И это, несмотря на растущие, как грибы фитнес-клубы и прочие якобы-оздоровительные центры. Запреты, связанные с потреблением табака, являются экстренными мерами. Как говорят многие знакомые курильщики: «Если цены на сигареты взлетят, я брошу!» или: «Если мне для того, чтобы покурить, надо будет искать особое место – так зачем мне такое некомфортное курение? Брошу!». Конечно же, всегда найдутся хитрецы, которые и теперь будут нарушать, смолить в кулачок и подхихикивать – мол, знай наших! Но в целом создание препон и неудобств может послужить массовому отказу от курения, хотя бы потому, что для большинства людей сигаретка – это отдых или, скажем, средство коммуникации, как в знаменитых НИИ-шных курилках 1970-х. Если для тебя это – важнейшая потребность, часть жизни, стало быть, найдёшь место.

И, конечно же, вырезать из поэмы Твардовского фразу «Без кисета у махорки вкус не тот уже. Слаба!» никто не будет…

Комментарии закрыты.