Когнитивная медицина: интуиция, озарение, лечение

d0bad0bed0b3d0bdd0b8d182d0b8d0b2d0bdd0b0d18f-d0bcd0b5d0b4d0b8d186d0b8d0bdd0b0-d0b8d0bdd182d183d0b8d186d0b8d18f-d0bed0b7d0b0d180d0b5

Уже не одно тысячелетие человечество пытается разгадать тайны мироздания, выяснить смысл жизни, понять законы эволюции, найти оптимальные пути научно -технического и общественного прогресса. Несомненные успехи налицо, но многое, очень многое остается неразгаданным и нераскрытым. Объясняется это не только тем, что тайны “глубоко зарыты”, но и особенностями работы нашего головного мозга в процессе познания.

Человек постигает себя и окружающую его действительность с помощью логического мышления, интуиции и озарения.

Логическое мышление – привилегия левого полушария головного мозга – изучает мир с помощью рациональных рассуждений, основанных на фактах и причинно-следственных связей, и принимает заключение как истину только тогда, когда полученные выводы не противоречит рассудку. По сути – это система приведения известных данных в стройный порядок, их классификация и сертификация. По А.И. Введенскому, русскому философу, логика способна проверять истинность познания, а не открывать новое. С помощью логических рассуждений можно придти к интересным заключениям, построить научные теории, сделать ценные практические заключения, разработать технологии и усовершенствовать оборудование, но почти никогда нельзя сделать эпохального открытия, которое увеличит скорость прогресса и переведет общество на более высокую ступень развития. Объясняется это тем, что, как правило, логическое мышление оперирует уже известными фактами.

Интуиция – другая, более загадочная способность человеческого мозга. По образному определению швейцарского невропатолога К. Юнга, интуиция – это то, что находится за углом, вне поля нашего зрения, пределов слуха, ощущений и осязания. По сути – это внечувственное, бессознательное восприятие дополнительной информации о действительности. Такое восприятие свойственно правому полушарию нашего головного мозга, если оно достаточно развито. Положительная роль интуиции хорошо известна как в науке, так и в обыденной жизни. В научной деятельности с ее помощью создаются новые идеи, принимаются неординарные решения, совершаются открытия и делаются важные изобретения. В жизненных обстоятельств люди поступают правильно даже тогда, когда сведений о чем-то важном и значительном почти нет, а решать вставшие перед ними вопросы надо, не откладывая их в долгий ящик.

Однако интуиция все же не вскрывает истину как таковую – это только путь к ней, возможно и долгий, хотя и прямой. Объясняется это тем, что в отличие от рационального левого полушария головного мозга, правая его половина не обладает развитым языком, и потому передает нашему сознанию информацию невербально, т.е. несловесно, в основном неясными видениями, мимолетными образами, идеомоторным актом (непроизвольным движением мышц), чувственными подсказками, смутными ощущениями. Так, М. Фарадей, работая над проблемой магнетизма, видел своим мысленным взором “невидимые другим силовые линии магнитных полей… в виде узких трубочек, изогнутых в пространстве”. Дж. Максвелл, автор электромагнитной теории, развил в себе привычку создать в уме зрительную картину любой природы. А. Эйнштейн первоначально увидел свою знаменитую теорию относительности в виде световых кругов, вставших перед его глазами.

Интуиция тем или иным способом подталкивает нас к цели или к решению поставленной задачи. Происходит это потому, что информацию правое полушарие черпает из бессознательной части нашего мозга, которая более тесно связано с окружающим нас миром, чем нам кажется. Можно с уверенностью сказать, что бессознательное и сознание – основы и содержание субъективного мира человека, причем бессознательное – скрытая от него часть этого мира, сознательное – отрытая. Первая значительно шире второй, потому что в каждый данный момент человеку открывается лишь малая толика окружающего его мира. Он осознает только то, что отвечает его потребностям, намерениям, целям.

Проникнуть же в бессознательное можно с помощью интуиции, еще лучше путем озарения.

Приведу пример. Опытный охотник, выслеживающий в лесу зверя, знает в каких местах, в каких зарослях его надо искать и прочесывает место за местом, вступая туда, куда ведет его интуиция. Но зверя нигде нет. Охотник остановился, но не смотрит растерянно по сторонам, не думает, куда идти дальше, наоборот, он как бы ушел в себя, сосредоточился. И тут сердце его вздрогнуло, глаза произвольно повернулись в нужном направлении, руки сами по себе приподняли ружье. Охотник, чувствуя внутренний толчок, еще не видя добычи, направляется в сторону полузабытого овражка, не на секунду не сомневаясь в правильности своего решения, и сразу встречается со зверем. Дорогу по лесным дебрям подсказывала интуиция, но к цели его вывело озарение.

Озарение – высшее осознание человеческого разума, прямое усмотрение истины во всей ее полноте многогранности и объемности. При озарении гармонично функционируют правое и левое полушарие, и истина вскрывается перед мысленным взором человека.

Так, будущий знаменитый электротехник Н. Тесла прогуливался с приятелем. Они шли в сторону заката солнца, и взволнованный красотой природы Н. Тесла стал читать стихи. В это время нежданная мысль подобно вспышке молнии озарила его сознание, как откровение пришла идея создания электромотора на переменном токе, тем самым раскрыв решение фундаментальной научно-технической проблемы. Некоторое время Тесла стоял, погруженный в транс, потом пытался объяснить видение своему другу. Образы перед умственным взором Теслы были отчетливыми и осязаемыми, как металл или камень. Принцип вращающегося магнитного поля стал для него совершенно ясен. С этого момента началась революция в мировой электротехнике.

Вероятно, путем озарения написал без вывода свое знаменитое волновое уравнение Э. Шредингер, а Луи де Бройль ввел в физику двуликость микрочастиц, которые проявляют свойства то корпускул, то волн, тем самым решив многие проблемы квантовой механики.

Озарение всегда “работает” на удовлетворение потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов субъекта. Оно приходит тогда, когда человеку необходимо решить поставленную перед ним проблему, и он напрягает все силы, максимально использует способности. Так, много лет назад я, будучи студентом технического вуза, получил, как и мои товарищи по группе, более двадцати задач по теоретической механике, которые надо было решить за семестр, чтобы получить по этому предмету зачет. Через некоторое время я сел за задачи и не мог решить не одну из них, хотя я знал теоретический материал.

Долго сидел над заданием, пытаясь разными подходами найти решение задач, но безуспешно. Помню, в первой задаче человек выпрыгивал из лодки на берег – лодка от толчка его ноги отплывала к середине реки, и нужно было найти расстояние, на которое она удалялась. Никакие формулы и выведенные из них уравнения не помогали. Я был в отчаянье. И вдруг неожиданно, как толчок в голову, пришла идея: решать эту задачу иначе, парадоксальным путем – не человек отталкивает лодку, выпрыгивая на берег, а лодка выбрасывает его на берег, на определенное расстояние, при этом сама, отплывая к середине реки. Просто все наоборот, хотя и нелогично, но в механике допускается замена причины следствием и наоборот. Я сразу написал, почти не думая, уравнения движения человека и лодки, подставил в них исходные данные и получил ответ, полостью совпавший с ответом на задачу в конце учебника. Используя те же самые уравнения, я за полчаса решил все заданные на семестр задачи.

На первом же занятии по теоретической механике предъявил домашнее задание преподавателю. Он долго смотрел на задачи, сверял их с ответами, внутренне колебался, но все же поставил мне зачет. На втором часу занятия преподаватель долго объяснял нам новый материал. Потом вдруг прервался на полуслове, быстро стер с доски все на ней написанное, и, повернувшись к нам, студентам, спиной, стал молча писать формулу за формулой. Когда вся доска была исписана, он с сияющим лицом повернулся к группе и, ткнув указкой в последнюю, написанную в самом крайнем нижнем углу формулу, сказал мне:

– Вот твое уравнение! – И, махнув рукой на весь написанный материал, удовлетворенно добавил. – А вот его вывод!

Различие в получение одного того же результата заключалось в том, что я его получил путем внезапного озарения, а преподаватель – длинными, последовательными рациональными выкладками.

Озарение не редкий гость в науке. Опрос 232 ученых дал следующие результаты: 33% сообщили, что решения проблем приходят к ним в виде внезапных догадок, 30% сообщили, что иногда у них бывают вспышки озарения, 17% же сказали, что даже не знают, что это такое .

Почему же все-таки многие научные результаты, открытия и изобретения на первый взгляд достигаются не кропотливой работой ума, не путем долгих рассуждений, оценок и переоценок результатов длительных экспериментов, а озарением, мгновенным постижением истины?

Выдающийся русский философ Н.О.Лосский разработал учение, которое назвал интуитивизмом . Все стороны познания, считал он, суть созерцания нашим “Я”, различных сторон мира. “Я” человека есть сверхвременное существо, тесно связанное, координированное со всем миром не только в настоящем, но и прошлом и даже будущем. Поэтому мы способны непосредственно наблюдать все виды и стороны бытия.

Митрополит Вениамин (Федченков) писал:

– Я утверждаю, что большая и основная часть наших познаний приобретается не путем ума, а через непосредственное восприятие… ум не является источником знания, а утилизатором его. Его задача, так сказать, больше формальная, служебная. Это – машина … которая перерабатывает уже готовый материал, полученный нами другими путями, непосредственно… Сущность познания есть непосредственное на нас действие бытия.

Сегодня способность к мгновенному, чувственному осознанию истины в обход логического мышления изучают во многих научных центрах мира. Руководитель факультета психологии университета Амстердама доктор Дик Бирман (Dick Bierman) рассказывает:

– Многие эксперименты подтверждают, что порой человеческий ум действительно способен забегать вперед и совершать небольшой скачок в будущее…

Существуют несколько способов решения проблем с помощью озарения. Наиболее простой из них заключается в том, что надо постоянно себе задать вопросы о решение поставленной задачи и ее сущности. Ответы на них придут не сразу, через некоторое время, правда, порой, возможно, очень продолжительное. Конечно, посвистывая и покуривая, ожидать озарения нельзя. Лучше всего, не теряя времени, заняться кропотливой ежедневной исследовательской деятельностью, потому что, если вы ищите новое, такой труд сам по себе постоянно задает вопросы.

Если наконец-то придет к вам ответ, он может быть внезапным. Он даже может потрясти вас как нежданный гость в вашем сознании, и еще, потому что открывшаяся истина с первого взгляда покажется парадоксальной, совсем не той, какую вам назойливо, как шпаргалка, подсказывало логическое мышление. Но именно так – через ломку старых стереотипов и набивших оскомину истин приходят новые идеи, прокладывающие путь прогрессу.

Но все же, есть ли прямой, более короткий путь к озарению, к решению трудных задач и непреодолимых на первый взгляд проблем? Можно ли сразу быть охваченным огнем истины, схватить “быка за рога”? Оказывается есть. Заключается этот путь в использовании асимметрии полушарий головного мозга человека, активации одной из них и торможении другой.

Исследователи установили, что вспышкам озарения предшествует определенный характер активности правого полушария мозга, и предположили, чтобы мыслить нестандартно, творчески, надо уметь на время “отключать” левое полушарие, обычно контролирующее наше сознание. Например, по данным Н.Е. Свидерской , оказалось, что при решении сложных задач фокус активности в головном мозге человека определяется не качеством или содержанием информации, а способом ее анализа. Если задание требует поэтапной , привычной обработки, фокус активности находится в передних областях левого полушария. При решении нестандартных задач, при незнании алгоритма действий, активация доминирует в задних отделах правого полушария.

В исследовании, проведенном Джоном Кониосом и Марком Юнг-Биманом, изучалась активность головного мозга у 19 добровольцев. Участникам предложили несколько словесных головоломок, которые можно было решить либо методически, либо благодаря внезапному озарению. Используя электроэнцефалография и функциональный магнитный резонанс, исследователи определяли активность различных областей мозга у испытуемых. Они установили, что люди, на которых “находило озарение”, характеризовались повышенной активностью височной и лобной долей правого полушария головного мозга. Такие испытуемые быстро переключали сознание с предмета на предмет и могли заглушать нежелательные мысли в момент решения головоломок.Те же из добровольцев, которые подходили к решению задач чисто методически, поэтапно, характеризовались повышенной активностью зрительной коры левого полушария, что, свидетельствовало просто о концентрации их внимания на экране видеомонитора с написанными на нем заданием.

Следовательно, за озарения, как правило, отвечает правое полушарие, а левое полушарие является, наоборот, своеобразным “глушителем” новой информации, фильтруя и рецензируя ее в соответствии со здравым смыслом, со стереотипами обычного мышления. Люди, способные затормозить деятельность левого полушария, чаще других позволяют озарениям правого полушария достичь сознания. Так, для того, чтобы приманить озарение, писатель Джозеф Конрад обычно принимал ванну, а композитор Брамс утверждал, что ярчайшие из проблесков вдохновения посещают его за чисткой ботинок… Было установлено, что есть факторы, благоприятствующие внезапному озарению, приводящему к решению проблемы, и факторы исключающие его. К неблагоприятным факторам относится умственное и физическое переутомление, раздражительность, особенно по пустякам, шум, домашние и денежные заботы, общая угнетенность, сильные эмоциональные переживания, “работа из под палки” и т.п. К факторам, стимулирующим появление озарения, относятся: интерес к решаемой проблеме, четкость поставленной задачи, желание добиться успеха. Необходимым условием служит достаточный запас накопленной информации. Факты, ее составляющие, должны быть организованы, хорошо систематизированы. Взаимосвязанные данные, даже если их немного, более полезны, чем огромная масса бессистемных данных.

Приведу пример из собственного опыта. Работая над решением научных проблем, я обычно уходил из своей лаборатории, где на разные голоса шумели приборы и сотрудники вели свои бесконечные разговоры, в тишину читального зала библиотеки и подолгу сидел там. Перебирал бумаги с полученными экспериментальными результатами, всматривался в написанные уравнения писал новые и думал, думал, думал.., пока начинало клонить в сон, пока куда-то пропадали мысли. И вот тогда, в заторможенное сознание иной раз внезапно приходило решение поставленной задач или появлялась новая, иногда оригинальная идея о том, что делать дальше. Удовлетворенный, я возвращался в лабораторию и продолжал свою исследовательскую работу уже на новом уровне. Сказанное объясняют слова известного нейрофизиолога А.Р. Лурия, считавшего, что в заторможенном состоянии головного мозга нарушается “закон силы”, и слабые раздражители начинают вызывать такие же реакции, как и сильные. Следовательно, можно полагать, что при утомлении бесплодными мыслями заглушается рациональное левое полушарие головного мозга, и слабые сигналы, идущие из бессознательной части мозга, достигают правое полушарие, еще активного и, минуя “цензуру”, в виде новых идей доходят до сознания.

Активность левого полушария угасает непосредственно перед засыпанием или во время сна. Вот почему очень многие ученые делали открытия именно во сне. Кроме хорошо известных случаев – внезапного видения Д.И. Менделеевым в состоянии засыпания Периодической системы элементов, а Кекуле во сне формулы бензола в виде змеи, кусающий свой хвост, – в истории науки описаны и другие открытия, сделанные не в бодрствующем состоянии. Так, Гудьер много лет работал над вулканизацией каучука, успех пришел во сне, когда какой-то незнакомец посоветовал ему добавить в каучук серу. Сотрудник Эдисона М.А. Розанов во сне нашел решение проблемы создания восковых цилиндров для фонографа. Б. Матиас во сне изобрел многие типы сверхпроводников. Ф. Бантингю, создавший инсулин, увидел идею эксперимента во сне, так же как и О. Леви, открывший механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу.

Все приведенные примеры открытий совершались, когда “спало” логическое левое полушарие, а правое полушарие в какой-то мере бодрствовало. Поэтому информация из бессознат6льной части мозга, минуя “цензора” поступало в сознание.

Подтверждением сказанного может быть моя практика. Как-то, уже давно, я ехал в поезде и лежа на спальном сиденье в купе, чуть задремал, вернее, вернее, вошел в состояние между сном и бодрствованием. И тут моему мысленному взору представилась неожиданная картина: чуть освещенное большое болото, а посреди него – одинокая, чуть склонившая набок свой цветок кувшинка. Видение было чрезвычайно яркое и кратковременное, как вспышка. Поразило оно меня не своей неожиданностью, а необычайной красочностью. Весь рисунок не только цветка, но и окружающего его болота, был как бы нарисован величайшим художником с использованием тонов и полутонов, света и тени, контуров и силуэтов. И главное – хотя видение длилось какое-то мгновение – я запомнил представшую передо мной картину во всех ее деталях и подробностях.

Я не понял причин этого происшествия, не осознал, почему пейзажная картина вдруг предстала перед моими, скованными дремотой глазами, но мне стало ясно, что таким путем можно увидеть многое, нестандартное, необычное. И я стал тренироваться. Перед тем, как заснуть, в полудреме, не открывая глаз, вглядывался в окружающую меня темноту. Всматривался без усилия, рассредоточено, но внимательно. Сначала я ничего не видел. Потом перед моим умственным взором стали мелькать тени, двигаться какие-то неясные предметы, появляться различные, чуть уловимые фигуры. Я старался не вникать в них и ждал дальше. Чаще ничего другого не появлялось, и я засыпал. Но иногда в полудремоте тьма разрывалась, и появлялись на мгновение яркие картины: то плывущий в лазурно-голубых льдах корабль, раскрашенный разноцветными красками, то тропические острова в бушующем синем океане, то самолеты, летящие высоко-высоко в небе, со сверкающими на солнце крыльями, и еще многое другое. С течением времени по мере тренировок видения приходили ко мне все чаще и чаще и, наконец, настали даже такие ночи, когда они перед моими глазами появлялись сразу. Теперь я заказывал то, что хотел увидеть, и такие картины являлись мне. Перед моим затуманенным мозгом вставали космические видения: другие, нам неизвестные планеты, созвездия, квазары…

Поражали меня эти видения не только своею красочностью, четкостью рисунка и объемным изображением, но и исходящей от них не надуманностью, объективизмом. И я не умом – сердцем принимал все увиденное за действительность.

Как я жалел, что не художник, не могу передать на бумагу эти феерические зрелища, раскрыть тайны мироздания и показать всем неизвестные объекты вселенной.

В столице я живу недалеко от берегов Москвы реки. Как-то в полудреме я задал себе вопрос: “Какая была эта река, скажем, десять тысяч лет назад?”

Через некоторое время увидел эту реку совсем не такой, какой на сегодняшний день она является – грязной и замызганной, хотя и одетой в бетон, а полноводной красавицей, несущие чистые голубоватые воды меж берегов, полностью заросших тростником. Поразили меня в этом видение отсутствие какой-либо деятельности – ни тропинок, ни дорог, тем более строений, полное безлюдье и звенящая тишина, присущая девственной природе.

Другой раз я “заказал” увидеть самое важное, что происходило на земле в это время, т.е. 10000 лет назад. Я увидел прожженную солнцем пустыню красно-бурого цвета, без пятен зелени, без единой травинки. Посредине – дорога. Вдоль дороги по обочинам лежат люди, одетые в сшитые из шкур коричневатые заношенные одежды. Они лежат ничком, распластавшись на земле, не поднимая ни головы, ни глаз.

По дороге идет молодой черноголовый и чернобородый молодой человек в белой рубахе до колен. На груди рубаха расстегнута и поэтому хорошо видна толстая веревка на его шеи, завязанная на один узел и концами опущенная вниз. За ним на некотором расстоянии от него идет свита – несколько человек. Молодой человек внимательно смотрит на распластавшихся по обочинам дороги людей, склонившихся до земли ему в поклонении. На красивом, чуть синеватом лице у него появляется выражение боли и сострадания за этих встречающих его как божество людей. Он понимает, что они хотят, что ожидают от него, но ничего изменить он не может: все должно идти так, как задумано – мировой порядок незыблем.

Эти видения не были столь яркими, как ранее описанные мной единичные картины, но в отличие от них они длились не мгновенье, а по протяженности напоминали короткий кинофильм, хотя и беззвучный, но наполненный глубоким смыслом. Я понимал, что среди отчаявшихся, распластавшихся в поклонении людей, идет не человек, а медленно движется пророк или даже миссия. Он знает все, все может, но все должно оставаться прежним, поэтому и боль, и сострадание на его лице.

Другой раз мне захотелось увидеть в полудреме другую, неземную жизнь. Пришло видение: какая-то иная серая пустынная планета, а на ней неподвижной шеренгой, уходящей вдаль, стоят большие фигуры, напоминающие наших матрешек – без ног и рук, но с толстыми черными туловищами и головами без шей. Я вгляделся в блеклое лицо ближайшей фигуры, успел увидеть в нем что-то похожее на человеческое, и тут же меня, как током, поразило в самое сердце. Я очнулся, открыл глаза и сразу понял, что запретное смотреть нельзя – это не проходит безнаказанно.

Можно, конечно, сказать, что все виденное мной в полудреме было сном, фантазией, игрой воображения. Однако, любая сказка, всякий фантастический роман, которые я когда-либо слышал или читал, не несли такого глубокого смысла, не раскрывали столько тайн, сколько всего этого было в моих видениях. Вероятно, в основе виденного мной лежало озарение. Действительно, в дремотном состоянии, в полусне было заторможено левое полушарие, и тогда еще не спящее правое полушарие моего мозга, не скованное мыслями, не ограниченное логикой, напрямую, без помех связанное с моим бессознательным, передавало сознанию имеющуюся там информацию обо все, что меня интересовало. Такое объяснение мне кажется правдоподобным, и оно соответствует научным данным об асимметрии головного мозга и о его роли в нашем познании.

Мои занятия по видениям в полудремоте, а затем сидения до полузабытья в библиотеке над экспериментальными материалами развили мою интуицию до такого состояния, что ответы на поставленные вопросы я стал получать иногда сразу, особенно в клинической практике .

Известно, что поставить правильный диагноз больному в медицине трудно. Нужны многочисленные исследования работы его органов, биохимические анализы, сопоставление мнений, исключение заболеваний с подобными симптомами.

Однако, при наличие некоторого опыта можно поставить диагноз с первого взгляда, только что увидев больного . Вспоминается яркий случай из моей клинической практики: предо мной стоит красивая девушка 17 лет, в ее больничной карте диагноз – бронхиальная астма. Мой взор застывает на ее груди, и в моем сердце появляется тревога. Прошу ее раздеться и ужасаюсь: на левой груди у нее висит большая черная опухоль, которую она скрывала от всех, даже от своего отца врача. Предлагаю ей быстро одеться и направляю ее к хирургу.

Сделать правильное заключение о болезни нелегко, нужно быть уверенным в себе, в своем профессионализме, но главное – надо уметь воспринимать в себе то особое состояние, тот внутренний трепет души, замирание сердца, которое возникает при соприкосновении с истиной, при прямом ее созерцании. Чувствуя внутренний голос правды, уже не боишься ошибки, исчезают все страхи и сомнения, возникает уверенность, не имеющая ничего общего с самоуверенностью. Можно также вспомнить, что говорил известный американский психоаналитик Эрик Бернс: “Внезапно принятое решение более правильное, чем то, которое принимается после долгих раздумий”

На основе изложенного можно сделать вывод, что озарение – и сверхъестественный дар, потенциально данный каждому человеку, и прямой путь к разгадкам тайн бытия. Это удивительная способность проникнуть в суть вещей и явлений и увидеть мир таким, какой он есть.

Безусловно, мы еще мало знаем об интуиции и об озарении, но изучать эти, на первый взгляд, необычные явления необходимо, чтобы решить многие наши проблемы, изучить себя и окружающий нас мир.

(опубликовано в журнале Наука и Религия, 2009, май, №5)

Комментарии закрыты.