Как сэкономить на лекарствах

d0bad0b0d0ba-d181d18dd0bad0bed0bdd0bed0bcd0b8d182d18c-d0bdd0b0-d0bbd0b5d0bad0b0d180d181d182d0b2d0b0d185

Как-то, стоя перед кассой в аптеке, я не мог припомнить название лекарства от герпеса на губах. В голове вертелось какое-то “задиракс”.
– Мне ацикловир, – случайно вспомнил я действующее вещество, вычитанное по привычке в инструкции.
– Пожалуйста.
Надо же, ацикловир, произведенный местным вазелиново-витаминным заводом стоил в 9 раз дешевле разрекламированного “Зовиракса”. Экономия, в моем случае составившая 240 рублей и возникшая случайным образом, вылилась для меня в правило: покупать “дженерики”.

Дженерик (анг. g
nerics) – это лекарственное средство, полностью эквивалентное по своим терапевтическим качествам оригинальному, патентованному препарату.

Дженерики становятся доступными после окончания срока действия патента на оригинальное лекарство, разработанное фармацевтической компанией-исследователем.

Их стоимость существенно ниже, так как компании-последователи не вкладываются в научные исследования, клинические испытания, а занимаются только производством копии исходного, многократно проверенного создателем препарата. Более того, конкуренция между разными производителями ещё больше способствует снижению цены, чему мы, потребители, всегда рады.

Существуют различные мнения людей о препаратах-аналогах. Кто-то вполне может посчитать дженерики дешевой копией и будет прав – да, дешевле. Да, можно сказать, что дженерик – это копия. Хотя, строго говоря, копией называют препарат, созданный в условиях игнорирования патентных прав. Но выясним, имеет ли все это хоть какое-то отношение к качеству?

Пожалуй, все хоть раз в жизни принимали аспирин, но мало кто знает, что это – торговая марка лекарства, созданного в 1897 году Феликсом Хофманном, работавшим в компании Байер.

С тех пор срок патента давно истек, название “Аспирин” после первой мировой войны во многих, хотя и не во всех странах стало нарицательным, и, естественно, появились аналоги – дженерики. Аспирин не одинок, его судьбу повторяют и другие лекарства, в том числе всем известные парацетамол и ибупрофен.

Особая картина сложилась в России из-за былой обособленности советского фармацевтического рынка. Произошло искажение в представлениях наших врачей об оригинальных и воссозданных препаратах:

Так, Пирацетам для российских врачей – в первую очередь воспроизведенный препарат Ноотропил; Ко-тримоксазол более известен под названием Бисептол; Ренитек (эналаприла малеат) вошел в обиход под наименованием его наиболее успешного на российском рынке генерика – Энапа; оригинальный ципрофлоксацин (Ципробай) подменяется названиями Цифран и Ципролет.

Как видим, дженерики давно существуют вокруг нас и никого не смущало их “неоригинальное” производство. Более того, хорошее знакомство с дженериками не является особенностью нашей страны:

В ряде стран (Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Великобритания) применяется обязательная или поощрительная выписка генерических лекарственных средств при осуществлении льготного лекарственного обеспечения в рамках международного непатентованного названия.
Международное непатентованное название есть официальный термин всемирной ассоциации здравоохранения, по своему предназначению призванный объединять все множество препаратов на одном активном ингредиенте, фармацевтической субстанции, являющейся основой препарата.

Именно международное непатентованное название помогает медикам ориентироваться в массе разнообразных торговых названий в любой стране мира. В то же время, подход к регистрации препаратов-аналогов в ЕС избавляет потребителей от беспокойство за качество:

Требования европейского сообщества к качеству и безопасности генериков очень строгие. Их регистрация длится в течение 1-3 лет до появления препарата на рынке. Правила регистрации генериков в Европейском союзе (ЕС) включают обязательное информирование о полном составе препарата (активное вещество и добавки), описание методов производства и контроля, используемых производителем, результаты фармакологических тестов активной субстанции и конечного продукта, сертификаций GMP на все звенья производства.

Доказательство биоэквивалентности бренду для генерических препаратов обязательно (эквивалентность скорости и степени абсорбции активного вещества). При этом необходимо отметить, что простое исследование на пациентах не заменяет биоэквивалентности генерика бренду и ни в коем случае не является достаточным для регистрации генерика.

У нас дело обстоит не так замечательно. Далеко не для всех дженериков, продаваемых у нас, доказана их биоэквивалентность.

Однако лекарственные препараты могут … отличаться, например, по содержанию вспомогательных веществ (наполнителей). Поэтому замена оригинального препарата генерическим без подтвержденной биологической эквивалентности может быть причиной возникновения побочных эффектов.

Замена оригинального препарата неэквивалентным ему генерическим только на основании его меньшей стоимости обусловливает риск того, что примененный препарат не будет эквивалентен бренду по эффективности и безопасности.

Что мы получаем в итоге? Учитывая имеющийся опыт неосознанного применения дженериков и раннее, а также рекомендации врачей многих европейских стран с развитой системой здравоохранения, возьмем себе за правило, получая рецепт, спрашивать врача о существовании дженериков и покупать именно их, если они биоэквивалентны оригинальному инновационному препарату.

В некоторых случаях это позволит сэкономить существенные суммы, но главное помните – не стоит назначать себе лекарства самостоятельно, следуйте указаниям врачей, экономьте и будьте здоровы!

Комментарии закрыты.