Каким будет обязательное медицинское страхование?

d0bad0b0d0bad0b8d0bc-d0b1d183d0b4d0b5d182-d0bed0b1d18fd0b7d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd0bed0b5-d0bcd0b5d0b4d0b8d186d0b8d0bdd181d0bad0be

Осенью Государственная Дума продолжила работу над новой редакцией закона «Об обязательном медицинском страховании». Недавно премьер Владимир Путин заявил о том, что этот закон должен быть принят до конца текущего года и вступить в силу уже в следующем, 2011-м, году. Первое чтение прошло еще летом, и депутаты в целом одобрили концепцию, предложенную Минздравсоцразвития. Пообещав, правда, что при подготовке документа ко второму чтению учтут многочисленные замечания, которые были сформулированы во время предварительного обсуждения проекта в регионах. «СПб ведомости» уже писали о том, какие проблемы может породить новая редакция закона и как они могут отразиться на состоянии нашей системы здравоохранения. Сегодня, продолжая этот разговор, мы предоставляем слово экспертам.

Люди «со стороны»

Новый законопроект закрепляет за каждым гражданином право выбора страховой компании, медицинского учреждения, где ему будут оказывать помощь, и лечащего врача. Однако как новая система будет работать на практике, пока не вполне понятно. Так, по мнению директора Института страхования Валентины Петуховой, большая часть людей своим правом на выбор страховой компании не воспользуется. А многие о нем и просто не узнают – территориальный фонд обязан разместить сведения о компаниях в Интернете, значит, люди, которые не привыкли или просто не умеют искать информацию в сети, вряд ли получат необходимые данные. Решение за «уклонившихся от выбора» будет принимать руководство территориального фонда. Им выдадут полисы одной из трех наиболее крупных компаний. «То есть на практике все может обернуться крупным переделом страхового рынка», – уверена В. Петухова.

Выбрать медицинское учреждение или врача также будет непросто, хотя формально выбор расширится, ведь по новому законопроекту в систему ОМС смогут войти ведомственные и частные лечебные учреждения.

– У нас в городе достаточно много ведомственных поликлиник, которые зачастую оснащены существенно лучше, чем городские, – говорит вице-спикер Законодательного собрания Сергей Анденко. – Но сейчас их в систему ОМС не пускают, тем самым лишая многих петербуржцев возможности обратиться туда за медицинской помощью.

Правда, как отмечают руководители медицинских учреждений, неограниченная свобода выбора может привести к тому, что существующая сегодня система оказания амбулаторной помощи по «участковому» принципу рассыплется как карточный домик. Например, как педиатру обойти заболевших малышей, если все они живут в разных районах города? Впрочем, на практике предоставляемые законопроектом свободы и так достаточно ограничены – попасть на обслуживание к выбранному врачу или в выбранное учреждение можно лишь при условии, что они согласятся тебя взять.

– Законопроект вовсе не обязывает медицинские учреждения, вошедшие в систему ОМС, брать на обслуживание всех желающих, – парирует депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева. – Вот, допустим, есть ведомственная поликлиника «Газпрома» или РЖД. С нового года они могут войти в систему и получать из фонда деньги на медицинское обслуживание своих сотрудников. А вот захотят ли они брать людей со стороны – большой вопрос. Кого-то, возможно, и согласятся взять на обслуживание, а большинство получит отказ. То есть очевидно, что ведомства от нововведений выиграют. А вот выиграют ли жители города, неизвестно.

Заявительный порядок вхождения медицинских учреждений в систему ОМС также вызывает вопросы у специалистов.

– Если это будет реализовано, то мы окажемся впереди планеты всей, потому что во всех странах существуют определенные ограничения, – отмечает исполнительный директор территориального фонда ОМС Валерий Колабутин.

Отсутствие таких ограничений может привести к тому, что в систему войдут медицинские центры, предлагающие сомнительные методы лечения серьезных заболеваний. Экономисты же добавляют, что услуги частных и ведомственных клиник вряд ли будут полностью бесплатны для держателей полисов.

– Мало того что у нас государственные клиники оказывают платные услуги, так теперь предполагается, что в некоторых частных клиниках часть услуг будет бесплатной. В большинстве европейских стран пришли к выводу о необходимости развести платные и бесплатные услуги – их оказывают в разных учреждениях. А мы движемся в обратном направлении, – говорит Валентина Петухова.

Финансы споют романсы?

Главные же тревоги специалистов связаны с финансированием здравоохранения. Ведь сегодня денег в системе и так не хватает. А после того как медицину переведут на одноканальное финансирование, то есть все средства пойдут только через фонд ОМС, ситуация может усугубиться.

– До сих пор норматив предоставления бесплатной медицинской помощи примерно наполовину финансировался за счет средств ОМС и наполовину – за счет средств региональных бюджетов. Теперь расходы на оплату коммунальных услуг, ремонт помещений, закупку части оборудования включают в структуру тарифа – с января 2011 года отчисления на обязательное медицинское страхование работающих граждан увеличатся. Но увеличатся они с 3,1 до 5,1 от фонда заработной платы, то есть не в полтора, а в два раза. Иными словами, денег будет меньше, – считает Оксана Дмитриева.

– При этом включение ведомственных и частных клиник в систему ОМС приведет к перераспределению средств – финансирование государственных учреждений неизбежно снизится, – добавляет Валерий Колабутин.

Значит, для того чтобы выжить, им придется увеличивать количество платных услуг – надеяться на то, что в ближайшее время их количество уменьшится, увы, не приходится…

Эксперты отмечают, что законопроект не дает ответа на вопрос о том, как будет финансироваться дорогостоящее высокотехнологичное лечение. А ведь сегодня на эти цели федеральный бюджет дает около 50 млрд в год, да еще и субъекты Федерации добавляют. До 2015 года федеральное правительство по-прежнему будет выделять деньги, но что потом – неизвестно. То же касается и «скорой помощи», которую собираются включить в систему ОМС еще раньше – с 2013 года. Сегодня она финансируется из бюджетов разных уровней, но будут ли они в дальнейшем перечислять в фонд средства, необходимые для существования «скорой»? Или предполагается, что ее тоже будут оплачивать за счет отчислений в фонд? Но тогда денег точно не хватит…

Немаловажный нюанс: в ближайшие два года дополнительные средства, которые образуются за счет увеличения страховых взносов, не будут поступать в фонд ОМС. Их хотят использовать для модернизации медицинских учреждений, а также для финансирования работ по разработке медицинских стандартов.

– В России около 11 тысяч поликлиник и стационаров в принципе не пригодны для оказания медицинской помощи, и с этим надо что-то делать, – объясняет вице-спикер ЗакСа Сергей Анденко.

С тем, что выправлять ситуацию надо, не поспоришь. Но стоит напомнить: ответственность за то, что медицинские учреждения дошли до столь плачевного состояния, лежит на органах власти субъектов Федерации, не выделявших деньги на их ремонт и закупку нового оборудования. Получается, что новый закон дает им возможность эту ответственность с себя снять и раскидать ее на всех. Кстати, в дальнейшем большая, чем сегодня, часть средств будет направляться на федеральный уровень и затем перераспределяться.

– На первый взгляд, это невыгодно для Петербурга, – комментирует Сергей Анденко. – Но не надо забывать, что жители нашего города выезжают в другие регионы и у них должна быть гарантия того, что там они тоже получат адекватную медицинскую помощь.

Поле для произвола

– Закон плохо просчитан – это, пожалуй, главная претензия к его разработчикам, – говорит Оксана Дмитриева. – Кроме того, предлагаемая система достаточно запутанна. Так, непонятно, кто несет ответственность перед пациентом. Федеральный фонд ОМС, наделенный статусом страховщика? Но он не сможет это делать. Страховые компании, на которые возлагается контроль за качеством? Но в условиях дефицита средств они будут активно оспаривать слишком высокие, по их мнению, счета медицинских учреждений.

Право медицинских учреждений штрафовать пациентов, предъявляя иск в пределах затраченной на лечение суммы в том случае, если больной нарушил режим лечения и тем самым нанес вред своему здоровью, – это еще одна новация законопроекта. Но по мнению ряда экспертов, достоверных критериев, позволяющих точно установить взаимосвязь между нарушением режима и ухудшением состояния здоровья больного, нет. Поэтому поле для произвола открывается достаточно широкое. А нормативы бесплатной медицинской помощи в законопроекте не прописаны, нет и нормы, согласно которой ставки страховых платежей должны устанавливаться в размерах, обеспечивающих выполнение программы. Иными словами, нам не говорят, на что мы имеем право. И гарантий того, что мы сможем получить необходимую медицинскую помощь бесплатно и в полном объеме, тоже никто не дает.

Впрочем, второе и третье чтения законопроекта еще впереди – в октябре-ноябре станет понятно, насколько серьезно намерены его дорабатывать народные избранники и какие из замечаний, уже не раз высказанных специалистами, будут учтены.

Комментарии закрыты.