Инфекции, которые нас убивают

d0b8d0bdd184d0b5d0bad186d0b8d0b8-d0bad0bed182d0bed180d18bd0b5-d0bdd0b0d181-d183d0b1d0b8d0b2d0b0d18ed182

Учёные под руководством директора Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом академика РАМН Вадима Покровского попытались охарактеризовать и классифицировать инфекционные болезни с точки зрения их влияния на демографические процессы, и на основании этого анализа сделать выводы о возможности изменения стратегии борьбы с ними. О некоторых итогах проделанной работы академик Покровский рассказал на семинаре Института демографии ГУ-ВШЭ «Демографические вызовы XXI века».

Справка STRF.ru: Известный английский историк Маколей в своё время назвал оспу опаснее чумы, потому что именно от оспы погибло больше всего людей. В XII веке она унесла жизни порядка 20 процентов населения в мире. Наследник Петра I в 17 лет умер от оспы, Людовик XV заразился ею в 56 лет. Но оспой заражаются постоянно, а не эпизодически, как чумой. После эпидемии чумы в XIV веке России понадобилось 80 лет, чтобы восстановить численность населения. Сегодня такие всплески инфекционных заболеваний, наносящие мощный ущерб демографии, к счастью, не случаются.

Потенциально опасные инфекции

«Особо опасными инфекциями обыватели считают прежде всего чуму и холеру, которые некогда характеризовались быстрым распространением и высокой летальностью в период эпидемий, – отметил Вадим Покровский. – Однако зловещую славу им принесла, скорее, редкость и неожиданность их появления, чем реальное воздействие на динамику народонаселения. После опустошений, вызванных эпидемиями чумы в Средневековье, численность населения довольно быстро восстанавливалась благодаря высокой рождаемости. Холера же никогда не приводила к существенному сокращению численности населения. Кроме того, чума неплохо излечивается антибиотиками, а холера – с помощью регидратационной терапии. Эти инфекции в демографическом плане можно охарактеризовать не как “особо опасные”, а как “потенциально опасные”».

А вот настоящим демографическим бедствием является корь, особенно в развивающихся странах с низким уровнем жизни, где ею болеют практически все дети (100-процентная заболеваемость). Если в России от этого инфекционного заболевания умирают (в худшем случае) два-три процента заражённых детей, то в некоторых регионах Африки эта цифра доходит до 40 процентов. В мире «средневзвешенная» летальность от кори составляет примерно пять процентов. Вакцинация даёт колоссальное увеличение продолжительности жизни. В случае отмены вакцинации от кори демографические потери России могут составить в течение 50 лет приблизительно 10 миллионов человек, а средняя ожидаемая продолжительность жизни снизится на три-пять лет, сообщил академик Покровский.

Перманентно опасные

В настоящее время первые места по смертности от инфекционных заболеваний в России занимают СПИД и туберкулёз. Они же обусловливают и общий рост смертности в стране от инфекций.

Число выявляемых заболевших СПИДом у нас постоянно растёт. Поражённость ВИЧ уже превысила 300 человек на 100 тысяч населения. Как следствие, растёт и поражённость туберкулёзом, которым легче заболевают те, у кого нарушен иммунитет, и течение туберкулёза у них агрессивное. К сожалению, довольно часто лечение таких больных затруднено, ведь им приходится принимать по три-четыре препарата от ВИЧ и ещё четыре-пять – от туберкулёза.

«Думаю, ситуация с ВИЧ в той же Москве сейчас сложнее, чем это показывают официальные данные, – сказал Вадим Покровский. – Я предполагаю, инфицированных в мегаполисе примерно 57 тысяч человек, что почти в два раза больше официальной статистики. Нет смысла занижать цифры, государству выгоднее начать лечение как можно раньше, поскольку с годами его стоимость будет расти для каждого больного. Сейчас годовой курс стоит около 4,5 тысяч долларов. При адекватном лечении медики могут гарантировать ВИЧ-инфицированному 10 лет полноценной жизни. Опыт Элисты показал, что заражённые ВИЧ девочки при антиретровирусном лечении через 20 лет рожают здоровых детей».

В результате по смертности на лидирующие места выходят такие инфекционные заболевания, как: СПИД, гепатиты (особенно быстро растёт количество заражённых гепатитом С – речь идёт о нескольких миллионах).

Некоторые инфекции активно влияют на снижение численности нашего населения, снижая его репродуктивный потенциал или же сокращая период фертильности. К таким относятся, в частности, гонорея и эпидемический паротит. Инфекционный паротит, или «свинка», хоть и редко приводит к летальному исходу, вносит немалый вклад в снижение воспроизводства населения, так как часто вызывает у мальчиков орхиты, приводящие к бесплодию. Гонорея – одна из основных причин бесплодия женщин: не меньше половины, а то и 70 процентов бесплодных женщин переболели разными типами гонореи. По подсчётам специалистов, в России около шести миллионов бесплодных пар, и в половине случаев в том повинна гонорея.

Существенную роль в демографическую проблему вносят и инфекции, передаваемые половым путём. К сожалению, в России к ним крайне пренебрежительно относятся, в том числе и в плане финансирования, которое выделяется на лечение заражённых.

Панически опасные

В последнее время определилась новая группа инфекций, которую можно назвать «панически опасными». К ним стоит отнести прежде всего острый респираторный синдром («атипичная пневмония») и «птичий грипп». К этой группе примыкают и «теоретически опасные» инфекции. Так, по мнению некоторых учёных, в неопределённом будущем возникнет коварный гибрид птичьего и человеческого вирусов гриппа.

К панически опасным, по мнению Вадима Покровского, стоит определить и новый, или «свиной грипп». «Летальность от “свиного” гриппа будет не больше, чем от обычного, – считает Вадим Покровский. – Но чтобы оценить его опасность в историческом контексте, необходимо учитывать критерий периодичности возникновения эпидемий. Кроме того, надо помнить, что с эпидемиями инфекционных заболеваний, которые распространяются воздушно-капельным путём, очень трудно бороться. Геннадий Онищенко много на себя берёт, если надеется, что измерение температуры у тех, кто летал за границу, позволит предупредить распространение заболевания. Этого недостаточно».

Вывод академика Покровского таков: наибольшую угрозу представляют «замедленные» инфекции – ВИЧ, туберкулёз, гепатиты. Люди ими заражены, живут с заболеваниями долго и дальше распространяют их в обществе. «Классификация инфекций по их влиянию на демографические процессы позволяет оптимизировать стратегическое планирование развития здравоохранения, – подчеркнул Вадим Покровский. – Более интенсивные программы по профилактике и лечению ВИЧ, туберкулёза и инфекций, передаваемых половым путём, могут существенным образом повлиять на улучшение общей демографической ситуации в России».

Комментарии закрыты.