Женское обрезание – дикость или добрая традиция?

d0b6d0b5d0bdd181d0bad0bed0b5-d0bed0b1d180d0b5d0b7d0b0d0bdd0b8d0b5-d0b4d0b8d0bad0bed181d182d18c-d0b8d0bbd0b8-d0b4d0bed0b1d180d0b0

Мой старинский друг, ныне исследователь клещевых инфекций в IRD, Олег Медянников, во время одной из своих командировок в бывшие французские колонии Африки сделал вот такой любопытный снимок.

Фото сделано прошлой весной в Либерии, по дороге между Zwedru и Bambli. Заснята обычная деревенская сцена – стирка. Однако взгляд приковывает группа девчушек, сидящих в тени деревьев. Их тело покрыто белой каолиновой глиной, да и одеты они явно во что-то необыденное, скорее в ритуальное.

Эти девочки недавно были подвергнуты обрезанию.

Да, многие из нас употребляют это слово исключительно в применении к мужчинам, однако в мире проживает огромное число женщин, на чьих половых органах были проделаны различные хирургические манипуляции. Сегодня во всем мире живут от 100 до 140 млн. обрезанных девочек и женщин. В современной медицине термин «женское обрезание» рекомендуется заменять на «увечение женских гениталий» (female genital mutilation). Таким образом ВОЗ и другие ведущие организации, созданные под эгидой ООН, пытаются закрепить за женским обрезанием самые негативные коннотации. Почему? И как тогда относиться к мужскому обрезанию?

Практика женского обрезания уходит корнями в далекое прошлое. Первые свидетельства подобных практик обнаружены в древнеегипетских папирусах 163 д. н. э., а у сохранившихся женских мумий в долине Нила выявлены последствия обрезания 1 и 3 типов.

С переселением народов, женское обрезание распространилось в культурные традиции как мусульман, так и христиан и иудеев. На сегодняшний день в 18 африканских странах обрезаны не менее 50% всех лиц женского пола. В еще 10 Субсахарных странах эта практика распространена несколько меньше. Помимо египтян, своих девочек обрезают и народы Йемена, Омана, Саудовской Аравии, Израиля. С миграцией мусульман женское обрезание проникло и в Индию, Пакистан, Индонезию, Малайзию, бытует оно и во многих этнических группах в США, Европе и в «белой» Океании. При этом, надо заметить, ни Коран, ни Талмуд, ни Библия никоим образом не предписывают обрезать женщин. Т.о. традиция закрепилась по большей части на эстетико-эротическом уровне и может быть отнесена в разряд каблуков-шпилек, уродующих стопы европейским дамам. Красота требует жертв! Так к чему весь этот шум?

Зайду издалека.

Путешествуя по миру, большинство европейцев стараются сделать все возможное, чтобы изолировать себя от инородной культуры и экзотической природы. Мне частенько приходится задаваться вопросом: зачем эти люди отправляются в удаленные уголки Амазонки, терпят плохие дороги в Африке или духоту на Борнео, если единственное к чему лежит их душа – это приличный отель, где все по-домашнему? Ничто не радует такого путешественника более, чем привычная еда, кондиционер и мягкая кровать, туалет с кафелем и вышколенная обслуга. И, боже упаси, – никаких джунглей, москитов и нищих аборигенов с их трущобами!

А вот для меня вся суть путешествий заключается в том, чтобы впустить в себя все новое: иную жизнь и культуру. Всякий раз, оказываясь в новом месте, я пытаюсь завязать разговор, а если удается, то и дружбу, с местными. Сначала нелегко было преодолеть собственную зажатость, но вскоре обнаружил, что аборигенам я интересен не менее, чем они мне. Самое интересное начинается там, где заканчиваются прилизанные туристические маршруты. Иногда полезным бывает напроситься в гости, познакомиться с местной семьей, пожевать с ними за одним столом. Тогда открываются глаза, начинаешь видеть многое со стороны.

Есть, конечно, и такие, что возмущаются до глубины души, натыкаясь на «аморальные» обычаи дикарей. Капитан Джеймс Кук, помнится, много ругался в своих дневниках по этому поводу. То его в 1773 г. потрясали публичные совокупления взрослых мужчин и девочек 11 — 12 лет на островах Океании, то в 1779 г. набожного капитана возмутили гомосексуальные юноши aikane на Гавайях. В результате капитан был убит и съеден.

Нам зачастую становится как-то неуютно от осознания того факта, что наши житейские ценности и моральные устои не находят никакого приложения в каких-то сообществах, многие из которых имеют гораздо более глубокие культурно-исторические корни. Сам факт существования иной культуры воспринимается многими из нас как вызов нашему собственному мировоззрению. Вот мы тут, понимаешь, боремся с педофилами и сексуальной эксплуатацией детей, а у них там секс в 12 летней девочкой – совершеннейшая норма! А такое я услышал этим летом в Кыргызстане: «Нет, ну эти кыргызы – просто дикари! Взрослые парни купаются нагишом прямо у дороги!».

Многие столетия мы, «цивилизованные люди», несем «свет» в самые забытые уголки мира. А вместе со «светом» и инфекции, стершие с лица земли целые народы, и гуманитарную помощь, ведущую к деградации обычаев и навыков аборигенных культур, и лекарства, резко нарушающие иммунитет и процессы естественного отбора, что особенно заметно в странах субсахарной Африки. Короче, благими намерениями…

Вот сейчас всем миром боремся с древнейшим обычаем обрезания девочек.

Как врач, должен отметить, что процедура ничего хорошего здоровью девочек не сулит. Иссечение клитора, и половых губ, нередко нестерильным инструментом, подвергает девочек риску инфицирования, включая ВИЧб а в дальнейшем делает проблематичным нормальное мочеиспускание, осложняет месячные и роды. Молчу уж, что подвергшиеся такой операции девушки, нередко не испытывают от секса ничего, кроме боли. Обо всех негативных последствиях такого обрезания на организм женщины вы можете прочесть на сайте ВОЗ .

Но вот этнолог расскажет вам, что этот обычай далеко не всегда является чем-то нежелательным или насильственным, как это принято преподносить сегодня. Многие девочки в нетерпением ждут свершения ритуала, посвящающего их во взрослую жизнь. У народов, где обычай практикуется испокон веков, сформировались свои эротические традиции. Обрезанная девушки столь же привлекательны для мужчины из Сомали, насколько для европейца притягательна крашеная блондинка с напомаженными губами. А вот бразильскому мачо подавай силиконовые бюст и попку, и многие женщины ложатся там под нож пластического хирурга, лишь бы соответствовать критериям сексапильности.

Биолог же усмотрит в ритуале женского обрезания и определенные долгосрочные цели естественного отбора.

В общем, и тут не все однозначно. Оттого и задаюсь вопросом: а правомерно ли наше вмешательство в жизнь древнейших народов? Может, то что представляется для нас несомненным злом, является важным фактором выживания целого народа?..

Что же касается мужского обрезания, традиция не менее ветха, о чем опять же свидетельствуют древнеегипетские мумии. Однако мальчиков подвергают обрезанию гораздо чаще. Для чего наши предки кромсали крайнюю плоть? Однозначного ответа нет и здесь. Зигмунд Фройд считал обрезание символической заменой кастрации, направленной на предотвращение инцеста и сохранение сексуальных прав отца, однако эта теория видится мне слишком надуманной. Логичней допустить, что, будучи обрядом мужской инициации, обрезание служит неким противовесом детской идентификации с женским началом. Вместе с крайней плотью отсекается некий женский рудимент (подобно клитору, который рассматривается как мужской рудимент в женском обрезании). Так взрослые мужчины закрепляют в мальчике гендерную определенность: они, а не мать, делают его мужчиной.

Керамическая фигурка культуры Моча (территория нынешнего Перу). Museo Arqueologico Rafael Larco Herrero.

Английский антрополог Сюзетт Хелд в течение 20 лет наблюдала обряд мужской инициации у народности гишу в Восточной Уганде. Гишу – самая агрессивная народность в регионе. Мужчины соседних племен ганда говорят: «Ганда просто воруют, а гишу приходят с ножами и убивают». Гишу часто называют «народом обрезанных мужчин». Обрезание у гишу в особой чести. Как правило инициируют юношей не моложе 18-25 лет, однако многие мальчики просят, чтобы их обрезали раньше. Хелд стала свидетелем, как двое 15-летних мальчиков сами обрезали свою крайнюю плоть, тем самым вынудив отцов позвать профессионального резника. Юноша гишу идет на операцию добровольно, он сам выбирает год своей инициации, а перед процедурой доказывает свою силу энергичным танцем. Обряд у гишу производится открыто и публично. Ритуал происходит в три этапа, после длительной подготовки. Сначала все мужчины, и юноша вместе с ними, танцуют, иногда целую ночь и день. В момент обрезания родные придерживают парня, но его подчинение должно быть добровольным, это упражнение в смелости. Обрезание можно сделать и в больнице, но это означает потерю лица. Обрезание – драматизация, подготовка к суровой жизни воина.
(из книги И.С. Кона “Мальчик – отец мужчины”)

С медицинской точки зрения обрезание – полезная гигиеническая процедура. Осложнений от самой операции практически не случается даже в антисанитарных условиях африканских племен. А вот бонусы на лицо: у обрезанного мужчины препуциум не накапливает смегму, а значит реже случаются раки головки члена и воспалительные дела, едущие к баланопоститам, фимозам и парафимозам. Последние исследования, проведенные в той же Африке, доказывают, что, благодаря загрубению головки пениса, обрезанные мужчины реже инфицируются ВИЧ. За период наблюдения в 1 год риск инициирования снижается на 38-66% (ссылка). Вооружившись этими данными ВОЗ стала настойчиво рекомендовать обрезание всем странам. Хотя вот еще недавно правозащитники некоторых стран боролись против процедуры, усматривая в ней ущемления прав мужчин, точно так же, как в случае с женским обрезанием. Но, как видите, мораль прогибается под требования жизни, особенно если дело касается смертоносной эпидемии.

Однако и здесь не все так просто. Обряды производятся зачастую на группах юношей и далеко не стерильным ножом. А ведь в той же Уганде ВИЧ-инфекция поразила уже половину жителей. Июльские исследования в Уганде доказали, что обрезание мужчин никак не защищает женщин (ссылка). Последние легко заражаются от мужских выделений. А это значит, что без презерватива не обойтись в любом случае и информация о преимуществах обрезания для мужчин не должна восприниматься ими как призыв к незащищенному сексу.

Ну и, как повелось, на десерт:

Вот такое послание пришло на форум И.С Кону:

-Уважаемый Игорь Семенович! Ваша заметка «Искусство обрезания и обрезание искусства» интересна, но не кажется ли Вам, что освещать эту тему в период Великого Поста не совсем тактично?
Михаил.

А таким был ответ академика:

– Нет, Михаил, не кажется.
1. Мой вебсайт не религиозный, а научный, с датами церковного календаря он считаться не должен. Тем более, что Россия – страна многорелигиозная.
2. Любое событие жизни Иисуса, тем более – столь важное, имеет для каждого христианина сакральное значение, обсуждать его можно всегда.
3. Образ Младенца, даже полностью раздетого, прекрасен и одухотворен в любое время года. В средние века некоторые излишне экзальтированные «невесты Христовы», монахини и просто девственницы, иногда представляли свою близость к Христу телесной, за это их строго наказывали. Однако я не знаю ни одного случая, когда бы эротические чувства проецировались на Младенца. Не известно такого и среди мужчин-педофилов. Самое непристойное публичное надругательство над образом Младенца совершило почтовое ведомство США, осмелившееся на своих почтовых марках обкарнать классические картины ХУ в. ( я писал об этом на своем сайте, а разоблачил этот скандал выдающийся нью-йоркский искусствовед Лео Стайнберг ). Это действительно святотатство и с религиозной, и с эстетической точки зрения. Но что делать, если некоторым облеченным властью людям почему-то приходят в голову только грязные мысли?
4. На картинах Содомы и Тинторетто вы никоим образом, даже с самой мощной лупой, не разглядите пенис Младенца. Видимо, вас смущает собственное воображение, в духе старого анекдота…
5. Микеланджеловский Давид действительно обнажен и пенис его необрезан (кстати, впервые мое внимание на это обратил при посещении Музея им. Пушкина известный английский сексолог проф. Ричард Грин). Может быть вы попросите директора музея И.А. Антонову отправить «Давида», а заодно и античные статуи, в запасник? Или пусть Ирина Александровна закажет съемные фиговые листки, чтобы по постным дням держать срамные места закрытыми, а на Масленицу и Пасху открывать, дабы вызывать у посетителей очистительный пасхальный смех. Заодно надо бы проверить и Аполлона на фронтоне Большого театра, я его как-то не разглядывал…
Нужны еще аргументы? Или договоримся, что религиозность и ханжество – не синонимы, одно возможно без другого?

Комментарии закрыты.